Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Юрьева Мария Антоновна

Урок - поздравительная открытка

 русского языка

6 класс

«Словообразование и орфография»

Святое слово «МАМА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svyatoe_slovo_mama.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - поздравительная открытка

 русского языка

6 класс

«Словообразование и орфография»

Святое слово «МАМА»

Тип урока: обобщение.

Цель: через образ святости мамы обобщить знания о разделе «Словообразование и орфография»

Задачи:

Образовательные: обобщить изученное, отработать орфограммы, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография».

Развивающие: развивать  связную  речь  детей,  умение  выразительно  читать, грамотно выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:  способствовать  созданию  праздничной  атмосферы  для  мам, воспитывать патриотические чувства, ответственность, сострадание.      

Оборудование: карты для индивидуальной работы, выставка рисунков, сочинений, интерактивная презентация.

  1. Организация класса

Начинается  урок,  учитель  начинает  его  словами  Р. Гамзатова:

Встаньте  все  и  выслушайте  стоя

Сохраненное  во  всей  красе

Слово  это  -  древнее,  святое!

Распрямитесь! Встаньте!  Встаньте  все!

Слово  это не  обманет,

 В нем  сокрыто  жизни существо.

В нем  -  исток  всего.

Ему  конца  нет.

Встаньте!  Я произношу  его:

«Мама!»

  1. Подготовка к восприятию
  1. Активизация учащихся

  Здравствуйте уважаемые  мамы  и  ребята! Меня зовут Юрьева Мария Антоновна – учитель русского языка и литературы. В рамках празднования Всероссийского  дня мам у  нас  необычный  урок русского  языка - поздравительная открытка,  который  мы  назвали  «Святое слово «МАМА»».  В нашей  стране  День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина   «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова народной мудрости:

Мать  — это святыня,

без которой не может жить человек.

Народная мудрость.

  1. Актуализация материала по  теме  урока

А  теперь  прочитайте  предложения  об  этом  дне.  Какие вы видите выделенные орфограммы? К какому разделу русского языка они относятся?  

Мама! Прикрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Его не стоит подыскивать, он  живет в тебе самом и касается ежедневно твоей души, такой притягательный, такой родной, родимый, родненький. Он  никого  не  оставляет равнодушным. Его не спутаешь ни с одним другим.

 Учитель: Да это разделы «Словообразование и орфография».

Что изучает раздел Словообразование? Раздел Орфография? 

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.

На уроке вы будете работать в парах, разгадывать кроссворд, разносить слова в таблицу по определенным признакам.

Исходя из этого,  скажите какие знания нам сегодня будут нужны? Какие умения?

Цель урока:  через образ святости мамы обобщить знания о разделе «Словообразование и орфография».

Образовательные: обобщить изученное, отработать орфограммы, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография».

Развивающие: развивать  связную  речь  детей,  умение  выразительно  читать, грамотно выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные:  способствовать  созданию  праздничной  атмосферы  для  мам, воспитывать патриотические чувства, ответственность, сострадание.      

  1. Основной этап:

1. Синтаксическая пятиминутка:

1. На ваших столах у каждого есть карта, сегодня это наш путеводитель по уроку, в нем пять заданий …….

Давайте подумаем  вместе,  что  значит  слово  мама  для  каждого  из  вас? Обратимся к первой строке. Продолжите ее.

( Мама - это ).

 Мама  - святость, чуткость,   щедрость,  нежность. Какие пунктуационные знаки спрятались в предложении? Обоснуйте свое мнение. Молодцы! Знание пунктуации помогает нам грамотно выражать свои мысли.

2.  Выявление теоретических знаний по теме:

2.  Посмотрите на слова в данных предложениях. Как общим словом можно назвать наименьшую значимую часть слова.

Учитель: А на какие два вида делятся все морфемы?

Учитель: Какие морфемы оказались словообразующими? Для чего необходимы словообразующие морфемы?

Учитель: Какова функция формообразующих морфем?

Учитель: Выделите в данных словах формообразующие морфемы зеленым карандашом, словообразующие красным.

Верно! Какие способы образования новых слов в русском языке вам известны?

1.приставочный

2.суффиксальный

3.приставочно-суффиксальный

4.сложение (основ и целых слов)

5.бессуффиксный

6.сложение сокращенных основ

7.переход из одной части речи в другую.

Молодцы, мы вспомнили способы образования слов. А теперь проверим знания на практике. Но начнем с лексического значения слова, которое вынесено в тему урока.

3. Лексическая минутка:

Слово «святая» имеет значение?

- как абсолютно отделенная от всякого греха, делающая только добро.

4. Практическая  работа по словообразованию:

В следующем задании мы посмотрим, как вы умеете применять полученные знания теории на практике.

Попробуем образовать разными способами однокоренные слова:

Святой (переход из прил. в сущ.), святки (суф.), освятить (прист.), освященный (прист.-суф.), святорусский (соед. основ.),

Наши мамы  имеют  общую  профессию -  хозяйка  дома. Как  мама  успевает справляться со  всеми  делами?  Мама дома – завхоз и завуч.

  Скажите, как называются эти слова, выделите корни.  

Молодцы! Вы не только хорошо знаете теорию, но и хорошо справились с практическим заданием.

А сейчас проверим кто из вас самый мобильный. Поднимите руку, кто нашел в стихотворении слово с соединительной гласной.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках!

Учитель: Молодцы!

Мы знаем, что часто, написание буквы зависит от знания морфем. В приведенном стихотворении найдите, те слова, написание буквы в которых зависит от знаний частей слова.

Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться.
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.

5. Словарная работа:

Учитель: В вашей карте таблица, распределите, пожалуйста, слова из стихотворения в нее в соответствии с орфограммами.

Проверяемая гласная

Непроверяемая гласная

С чередованием гласных

Кто желает вписать слова на доске? Молодцы, мы с вами вспомнили, что написание буквы зависит от знания морфем.

6. Физминутка.

7. Работа с орфограммами:

Спасибо. В 5 классе мы познакомились с корнями с чередованием. Какие это корни? Какие ещё корни с чередованием А-О мы узнали в 6 классе?

Дети: -гор—гар-, зар—зор-

Учитель: Написание гласных в них зависит от ударения. А в каком корне написание гласной а-о зависит от суффикса а?

Дети: -как—кос-

Цель следующего задания, закрепить знания о корнях с чередованием.

Узнайте слово по толкованию лексического значения, решим кроссворд, обозначив орфограмму. Возьмите листочек и прочитайте задание.

  1. Мама приготовила платье, но оно выцвело, потеряло  окраску. (Выгорело.)
    2. Чтобы ласково тебя разбудить, надо слегка дотронуться.
    (Прикоснуться.)
    3. Маме надо зайти в солярий, чтобы.
    (Загореть.)
    4. Мы пишем творческую работу на основе услышанного.
    (Изложение.)
    5. Мама купила масло, добываемое из растений.
    астительное.)
    6.  Мы выполняем математическое действие.
    (Сложение.)

Молодцы, вы хорошо знаете корни с чередованием.

А теперь следующая работа, которая направлена на то, чтобы вспомнить еще одну орфограмму.

Прекрасные приставки пре- и при-,

Но с выбором гласной, дружок, не шути!

Переходим к заданию, выполняя которое, вы вспомните правильность написания приставок  пре- и при.

Пятое задание в карте. Работая в парах, распределите значение приставок в две колонки.

Применим полученные знания на практике. Вставим необходимые гласные в слова, обоснуем.

Мама пр..села на краешек скамейки в сквере пр..вокзальной площади. Мы ждали пр..бывающий к станции поезд и радовались, что пр..езжает папа.

Посмотрите, что объединяет слова с пропущенной орфограммой?

Книгу о природе читает мама и успевает пр..готовить пр..ятный сюрприз. Может каждый день пр..вратить в праздник. Любовь мамы  – это пр..ключение. Это слова, написание которых нужно запомнить.

Молодцы! Применяя данное правило и зная словарные слова вы будете писать более грамотно.

8. Культурологическая зарисовка:

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости. Это образ душевности, сострадания, безграничной любви.

Символы святости запечатлены в устном народном творчестве.   Материнское благословение в воде не тонет, в огне не горит.

Сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд

Многие писатели обращаются к образу матери:

М. Горький говорил: «Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!

Каждый из вас старался передать свою любовь к маме, кто-то рисунком, кто-то, подготовив выразительное чтение стихотворений, кто-то написал сочинение. Для вас, уважаемые мамы, у нас оформлена выставка.

Вашему классу я хочу подарить цветок. Представьте, что это ваш близкий человек, заботясь и говоря добрые слова, мы дарим ему здоровую жизнь. Подарим же мы здоровую и счастливую жизнь своими поступками и словами маме. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей ее жизнь!

4. Подведение  итогов работы,  рефлексия.

Ребята, какие трудности возникли у вас при выполнении заданий?

Обратимся к эпиграфу урока.

Мать  — это святыня,

без которой не может жить человек.

Народная мудрость.

Дети: Мама может привить нам любовь, основные семейные ценности, воспитать  уважение. Свое отношение к пройденому материалу и к уроку прошу выразить в форме ангелочка. Если вам весь материал понятен вы берете красного ангелочка, если есть затруднения – зеленого, а если для применения необходима еще работа, то желтые. Прошу поднять руку с выбранными ангелочками.

5. Домашнее задание.

У вас на столах есть конверты. Откройте их. Это открытка, то маленькое тепло, которое вы можете дать маме уже сегодня. Дома необходимо вставить в поздравительном тексте буквы, графически объяснить их, и подарить открытку.

Мы сегодня сказали много хороших слов нашим мамам, берегите своих мам,  радуйте их. Спасибо за урок!

На носок мы встали вместе,

Пошагали все на месте,

Смотрим влево, смотрим вправо.

Вверх посмотрим и моргнем.

Руки кверху поднимаем,

В сторону потянем,
А потом их отпускаем.
К себе крепче прижимаем.

К парте повернулись,

Друг  другу улыбнулись и к работе мы вернулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

"Слово первое, слово МАМА."

Внеклассное мероприятие (классный час 6-7 класс) ко Дню матери....

Святое слово - МАМА

Открытый урок ко Дню матери давался в 2001 году. Недавно нашла план-конспект и решила поделиться с коллегами. Тогда в кабинетах не было компьютеров и других технических средств, а сегодня можно м...

Внеклассное мероприятие "Слово первое, слово мама "

Презентация к классному часу "СПИД-чума XXI века".ко Дню матери....

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография»Святое слово «МАМА»...

План-конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: Рр. Мастерская творческого письма (по слову «мама»)

laquo;Повышение качества обучения школьников посредством использования активных форм работы на уроке»...