План-конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: Рр. Мастерская творческого письма (по слову «мама»)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
«Повышение качества обучения школьников посредством использования активных форм работы на уроке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-v-5-kl-vaskina-n-a_1.doc | 422 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме:
«Повышение качества обучения школьников посредством использования активных форм работы на уроке»
Разработала: учитель русского языка и литературы Крапивенского филиала МБОУ «Павловская основная школа» Васькина Наталия Анатольевна.
План-конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Рр. Мастерская творческого письма (по слову «мама»)
Цели:
- развитие речи, творческих способностей, воображения, ассоциативного мышления;
- обучение умениям ставить проблему и творчески искать ответ, навыкам анализа текста;
- развитие коммуникативной компетенции.
Оборудование и материалы: компьютер, презентация в формате ppt, раздаточный материал (стихотворения российских поэтов о маме ).
Метод обучения: проблемный.
Технологии: педагогическая мастерская (мастерская творческого письма), ИКТ.
Ожидаемые результаты:
- Личностные: учиться оценивать своё настроение, свои потребности, чувства и желания.
- Метапредметные: уметь ставить авторскую задачу, определять авторское намерение, определять авторскую задачу чужого высказывания, ставить собственную авторскую задачу и подчинять ей содержание и языковые средства
- Предметные: анализировать содержание текста, находить ключевые слова, выделять главную и второстепенную информацию, строить собственное высказывания.
Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.
К. Гибран
Ход урока
- Учитель: Совсем недавно в нашей школе проводился праздник. Кому он был посвящён? (Правильно. 27 ноября - День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты. Приказ об учреждении в России Дня матери был подписан 30 января 1988 года Борисом Ельциным, занимающим в то время пост президента страны. Дата празднования была назначена на последнее воскресенье ноября. С 1999 года этот трогательный праздник стал одним из самых обожаемых в каждой российской семье.)
- Сегодня на уроке предлагаю поработать в технологии мастерской творческого письма.
Что это такое? Попробуем определить лексическое значение слова «мастерская».
(Мастерская - производственное помещение (здание), хозяйственного назначения (столярная мастерская, мастерская художника, скульптора мастерская по ремонту автомобилей, мастерская ювелира).
Творческая мастерская- это особая форма занятий, сочетающая урочную и внеурочную творческую, исследовательскую деятельность обучающихся, это настоящая творческая школа, где обучающиеся могут развивать творческие способности
Учитель: Сегодня мы выступим в роли исследователя, который творит, мастерит, создаёт. Нашими инструментами будет ручка, лист бумаги и СЛОВА. Сегодня мы создадим своё творение. А нашим материалом для творчества будет СЛОВО. И слово это будет «МАМА».
Мы будем записать ассоциации, которые приходят вам на ум при слове «мама». Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания. Посмотрим красивую презентацию.
1.2 Презентация (фотографии, иллюстрации, изображающие мать и дитя). Музыкальное сопровождение: песня «Мама – первое слово» из кинофильма «Мама» в исполнении группы «Непоседы».
1.3 Социализация: чтение ассоциаций, записанных ученицей.
- Реструктуризация, работа со словом.
2.1 Учитель: Какие производные можно образовать от слова «мама»? (Например: мамочка, мамуля, мамин и др.)
- Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
- Подобрать к слову «мама» сравнения. (Например: мама, как ромашка, красивая и простая; мама, как друг, верная и надёжная; мама, как ласточка, трудолюбивая и полная сил)
- Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
- Учитель: Я предлагаю ознакомиться текстами стихотворений (Приложение). Прочитай стихотворения разных авторов и запиши какие-либо понравившиеся слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся.
- Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
- Учитель: Мать воспевают в своих стихах поэты, матери посвящают свои творения художники.
- Презентация «Матери» (картины известных художников, на которых изображены их матери, а также создан обобщённый образ материнства).
Задание: к картинам подобрать слова-существительные, характеризующие качества матери (Например: доброта, забота, милосердие, сердечность и др.)
- Социализация: чтение слов вслух и дописывание своего списка.
- Создание текста
- Учитель: Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира — от Матерей! (М.Горький).
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение: мать – женщина по отношению к её детям. Мы так много сказали за сегодняшний урок, а в словаре всего-то несколько слов. Но ведь мы с вами в мастерской, поэтому покажите талант мастера, напишите своё определение слова «мама», и мы создадим сегодня свой толковый словарь одного слова.
3.2 Написание мини-сочинения с использованием наработанного материала (слов, ассоциаций, сравнений, цитат и т.д.). Тексты пишутся на заранее подготовленных разноцветных листах в форме цветка.
3.3 Социализация: чтение текстов вслух.
4. Рефлексия:
- Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными
- Какие этапы были наиболее трудными?
- Ответьте на вопросы. На какой ступеньке мы находимся:
- Работать было легко и интересно.
- Испытывала незначительные затруднения (какие?)
- Работать так пока трудно.
- Работать трудно, но интересно.
5. Заключительный этап
Д/з. Продолжить работу «Моя любимая мамочка» подобрать из семейного альбома фото с мамой (на листе ватмана нарисовано изображение матери и дитя; наклеены фото, бумажные цветы, вклеен листок с сочинением-благодарностью маме). Эта работа может быть использована при оформлении ко Дню матери актового зала или кабинета.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ
Расул Гамзатов
«Знайте, люди, нет страшнее скорби,
Чем расстаться с матерью своей!
Трудно жить, навеки мать утратив,
Нет счастливей тех, чья мать жива!
Именем моих погибших братьев
Вслушайтесь — молю! — в мои слова!
Как бы ни манил нас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот, от забот.
Боль за сыновей — подобно мелу
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова.
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от черных шалей!
Мать уйдет — и не изгладить шрама,
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Чтобы в душу не проникла плесень,
Чтоб не стала наша жизнь темна,
Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она!
НЕ ОБИЖАЙТЕ МАТЕРЕЙ
Виктор Гин
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Песня о женщине
Сергей Островой
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
* * *
В. Петров
В городке над самой кручей
Знаю всех наперечет,
Для меня нет места лучше
Мама здесь моя живет!
К ней приду я с неудачей
Все обсудим до утра,
И предстанет жизнь иначе
На свету ее добра.
Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добросвет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то...
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Все от мамы — все она!
А когда в морском тумане
Протрубят суда отход,
То махну рукою маме
На прощанье у ворот.
Повторю, как заклинанья,
Про себя сто раз слова:
«Мама, мама... До свиданья!
Золотая, будь жива!»
Весть из отчего предела
Отодвинет все дела...
Только б мама не болела,
Долго-долго бы жила!
Мудрые мысли о матерях
- Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Г. Белинский)
- Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей. /У. Теккерей/
- Решиться обзавестись ребенком дело нешуточное. Это значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. /Э. Стоун/
- Моя мама была самой красивой женщиной, которую я знал. Тем, кем я стал, я обязан своей матери. Все мои успехи в этой жизни, моральное интеллектуальное и физическое воспитание я ставлю заслуги маме. (Д. Вашингтон)
- Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. А.Н.Островский
- Моя мама и я как сестры. Мы никогда не были классической семьей. Иногда мне кажется, что мы взрослели вместе. (Келли Кларксон)
- Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. /В. Коротаев/
- Всю жизнь мама упорно внушала мне, что каждый человек должен быть полезным. (Одри Хепберн)
- Лучшее место для слез — объятья мамы». (Джоди Пиколт)
- Мама — единственное чудо природы, с которым бессильна нас разлучить даже смерть. (Л.С. Сухоруков)
- У моей мамы было хрупкое маленькое тело, но большое сердце — такое большое, что и чужое горе, и чужие радости находили в нем отклик и приют. (Марк Твен)
- Любовь матери всесильна, первобытна, эгоистична, и в то же время бескорыстна. Она ни от чего не зависит. /Т.Драйзер/
- Мать всегда должна думать дважды — прежде всего за ребенка, лишь потом за себя. (Софи Лорен)
Зайчонок и зайчиха
Сэм Макбатни, англ. пис. XXвека
Маленький зайчонок улыбнулся маме:
— Я тебя люблю вот так! – и развел руками.
— А вот как я тебя люблю! – мать ему сказала,
Развела руками и тоже показала.
— Это очень много, — прошептал зайчишка,
— Это очень, очень много, много, но не слишком.
Он присел и прыгнул высоко, как мячик.
— Я тебя люблю вот так! – засмеялся зайчик.
И тогда ему в ответ, разбежавшись, лихо,
— Вот как я тебя люблю! – подпрыгнула зайчиха.
— Это очень много, — прошептал зайчишка,
— Это очень, очень много, много, но не слишком.
— Я тебя люблю вот так! – зайчик улыбнулся
И на травке-муравке перекувыркнулся.
— А вот как я тебя люблю! – мамочка сказала,
Кувыркнулась, обняла и поцеловала.
— Это очень много, — прошептал зайчишка,
— Это очень, очень много, много, но не слишком.
— Видишь, дерево растет, возле речки прямо?
Я тебя люблю вот так! – понимаешь, мама.
А у мамы на руках видно всю долину.
— Вот как я тебя люблю! – мать сказала сыну.
Так прошел веселый день, в час, когда смеркалось,
Желто-белая луна в небе показалась.
Ночью детям нужно спать даже в нашей сказке.
Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:
— От земли и до луны, а потом обратно —
Вот как я тебя люблю! Разве не понятно?..
Подоткнув со всех сторон зайке одеяло,
Тихо-тихо перед сном мама прошептала:
— Это очень-очень много, это так приятно,
Когда любят до луны, а потом обратно!
Кластер к с лову МАМА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....