Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Программа внеурочной деятельности для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku_.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО: ___________/_____________/ Протокол №_____от«____»_________20____г | «Согласовано» Заместитель директора по УР«МКОУ Кондинская СОШ»: Кузьмина Э.В. /___________/ «____»____________20____г | «Утверждаю» Директор «МКОУ Кондинская СОШ» Локоцкова О.Д. /___________/ Приказ №_____ от«____»____________20____г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Занимательная лексика и фразеология
6 класс
Составила: Солодякова Ольга Викторовна Кв. категория 1
Г.п. Кондинское
2016
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности являются важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития.
Цели программы «Занимательная лексика и фразеология»:
- создание ситуации для формирования мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»;
- формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной деятельности в познании родного языка;
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса, рассчитана на 35 часов.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Календарно-тематическое планирование «Занимательная лексика и фразеология»
№ | Наименование раздела | Тема занятия | Основные понятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Занимательная лексика (20 часов) | Словарный запас. Лексикон. | 1 | ||
2 | Словарное богатство русского языка. | Лексическое значение слова и способы его объяснения. Основные виды словарей, их назначение, структура, содержание словарных статей. | 1 | ||
3 | Многозначные слова. | Многозначность слова. | 1 | ||
4 | Слова-омонимы. | Омонимия, словарь омонимов | 1 | ||
4 | Как и почему появляются новые слова? | Лексическое значение слова. Неологизмы | 1 | ||
6 | Происхождение слов. Этимология. | Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. | 1 | ||
7 | Об одном и том же разными словами. | Слова-синонимы. | 1 | ||
8 | Слова – антиподы. | Слова-антонимы | 1 | ||
9 | Фразеологизмы – это… | Фразеологизм. Фразеологический оборот. | 1 | ||
10 | Источники фразеологизмов | Мифы. Басни Крылова | 1 | ||
11 | Слова-иностранцы | Слова иноязычного происхождения. Словарь иностранных слов. | 1 | ||
12 | Крылатые выражения. Афоризмы. | Басни Крылова | 1 | ||
13 14 | Уходящие слова | Историзмы и архаизмы в литературе | 2 | ||
15 16 | Паронимы. | 2 | |||
17 | Профессиональные слова | Профессионализмы | 1 | ||
18 | Диалектные слова | Диалектизмы в литературе | 1 | ||
19 | Жаргонные слова | Жаргон, сленг | 1 | ||
20 | Виды словарей | Словарная статья, значение слов | 1 | ||
21 22 | Слово о словах | Что в имени тебе моем | Ономастика. Значение имен | 2 | |
22 24 | Древнерусские имена. | История появления имен, отчеств, фамилий | 2 | ||
25 | Отчество и фамилия. | 1 | |||
26 | Времена года. | История появления названий месяцев, предметов быта, растений. | 1 | ||
27 28 | О том, что нас окружает в быту | 2 | |||
29 | Растения – почему их так называют? | 1 | |||
30 | Географические названия | Топонимика. Происхождение географических названий | 1 | ||
31 32 | Черты характера и чувства. | Отличие чувств от черт характера. Описание своих чувств и характера. | 2 | ||
33 34 | Создание и защита презентаций и проектов | 2 |
Список литературы
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
6. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.
8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
9. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981.
10. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.
11. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
12.Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского язы- ка. М.: Просвещение, 1981.
13. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.
14. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.
15. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
17. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.
18. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
19. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...