Игра "В гостях у Слова"
тренажёр по русскому языку (5, 6 класс)
Интеллектуальная викторина по русскому языку "В гостях у Слова" для 5 - 6 классов. По темам: лексика, фразеология, фонетика, морфемика, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_gostyah_u_slova.pptx | 492.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная викторина по русскому языку В гостях у Слова ( 5 – 6 классы) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г.Якутска Нестерова Н.В.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучают лексика и фразеология?
Лексика (греч. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
«Чудесный квадрат» По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя . 1 2 3 4
А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова! Т О Р Ф О С Е Л Р Е П А Ф Л А Г
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Назовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.
Ученье - неученье , свет - тьма, сытый - голодный, мир - война, строит - разрушает, старый - новый, друг – недруг, спорит – поддакивает
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Вспомните фразеологизмы со словом голова .
Человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в первую голову, выдать с головой, голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, сложить голову, с ног до головы, потерять голову, разбить наголову, с больной головы на здоровую.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Жара – ... , ... Работа – ... , ... Грусть – ... , ... Аккуратный – ... , ... Бранить – ... , ...
Жара – зной, холод. Работа – дело, безделье. Грусть – печаль, радость. Аккуратный – опрятный, неряшливый. Бранить – ругать, хвалить.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучает фонетика?
Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Загадки – шутки. 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень?
Загадки – шутки. 1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.) 2. Что стоит посередине земли? (Буква М.) 3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?
Три палки и четыре галки
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Как называется наука, изучающая нормы произношения?
Орфоэпия
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость , если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?
Б ашня – пашня, борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучают морфемика и словообразование?
Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова.
Значимые части слова: приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). Водитель, вода, водить. Запах, пахать, пахарь. Море, измор, морской (берег).
Рисовая, вода, запах, измор
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Назовите основные способы образования слов в русском языке.
- Суффиксальный - приставочный - приставочно-суффиксальный - бессуффиксный сложение двух основ или слов -переход слов из одной части речи в другую
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Составьте слово! Приставка такая же, как в слове полёт . Корень такой же, как в слове дарить . Суффикс такой же, как в слове дружок . Окончание такое же, как в слове лес .
подарок
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучает морфология?
Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Перечислите известные Вам части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
С. Маршак «Двенадцать месяцев» А. Дюма «Три мушкетёра» М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» В. Каверин «Два капитана» Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Ответьте на шуточные вопросы: 1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? 3. Какие три местоимения самые чистые?
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ( ОНО, ТОТ) 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? ( Я – МЫ) 3. Какие три местоимения самые чистые? ( ВЫ – МЫ – ТЫ)
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?
Быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть ( числ .), ясен ( кр . прил ) – ясень (сущ.)
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучает орфография?
Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с.. наторий , ярм.. рка , мак.. роны . 1) а, а, а, а. 2) а, о, о, а. 3) а, а, о, о. 4) а, а, а, о.
Ответ: а, а, а, а
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Назовите слова исключения, назовите орфограмму. 1. Ц . рк , ц . фра , панц . рь . 2. Ц . ган , ц . плёнок, ц . ц .
Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо: солнце – … , прелестный – … , местность – … , окрестный – … , сердце – … , пастбище – … , грустно – … , здравствуйте – … , чудесный – … , ясно - … .
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова» . Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо: солнце – солнышко, прелестный – прелесть, местность – место, окрестный – перекрёсток, сердце – сердечко, пастбище – пасти, грустно – грустить, здравствуйте – здравие, чудесный – чудеса, ясно - ясен.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).
Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Что изучают синтаксис и пунктуация?
Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. 1. [ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!
1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
«КОТ В МЕШКЕ». Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Ответ издателя: «!»
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах: 1) [ О и О ]. 2) [ - = ] и [ - =]. 3) [ О а О]. 4) [ О , О].
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). Ошибки в схемах : 2 – нужно поставить запятую перед союзом И в сложном предложении, 3 – следует поставить запятую перед союзом А .)
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске? П Ь Е Н В Р И О М Н У Е Т Т Е Я О Ч И А
Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым».
Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50
Задача – шутка. В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу? ( Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать )
Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?
Ответ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо .
Волшебная буква. Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!
Ответ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи)
Вопрос и ответ. 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?
1. Сон 2. Тень 3. Яма
Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно
Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.
Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...
Игра по русскому языку "В гости к слову". Методическая разработка.
Данную игру можно провести на Неделе русского языка и литературы, в конце учебного года и т.д., чтобы повысить учебную мотивацию детей по данному предмету....
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
Лингвистическая игра "Искусство владения словом"
Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....
Подвижные игры с художественным словом
Коллективные игры с использованием художественного слова (народные), для детей дошкольного возраста...
Лингвистическая игра "ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..." для 6-7 классов
Текст заданий+презентация...
Тема "Art". Игра парочки со словами. Игра к 7 юниту учебника Верещагиной.
Игра "Парочки" для интерактивной доски "Smart", разработан к уроку 7 класса учебник Верещагина 7 Юнит....