Игра "В гостях у Слова"
тренажёр по русскому языку (5, 6 класс)

Нестерова Надежда Васильевна

Интеллектуальная викторина по русскому языку "В гостях у Слова" для 5 - 6 классов. По темам: лексика, фразеология, фонетика, морфемика, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, пунктуация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_gostyah_u_slova.pptx492.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Интеллектуальная викторина по русскому языку В гостях у Слова ( 5 – 6 классы) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г.Якутска Нестерова Н.В.

Слайд 3

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 4

Что изучают лексика и фразеология?

Слайд 5

Лексика (греч. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

Слайд 6

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 7

«Чудесный квадрат» По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя . 1 2 3 4

Слайд 8

А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова! Т О Р Ф О С Е Л Р Е П А Ф Л А Г

Слайд 9

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 10

Назовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.

Слайд 11

Ученье - неученье , свет - тьма, сытый - голодный, мир - война, строит - разрушает, старый - новый, друг – недруг, спорит – поддакивает

Слайд 12

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 13

Вспомните фразеологизмы со словом голова .

Слайд 14

Человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в первую голову, выдать с головой, голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, сложить голову, с ног до головы, потерять голову, разбить наголову, с больной головы на здоровую.

Слайд 15

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 16

Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Жара – ... , ... Работа – ... , ... Грусть – ... , ... Аккуратный – ... , ... Бранить – ... , ...

Слайд 17

Жара – зной, холод. Работа – дело, безделье. Грусть – печаль, радость. Аккуратный – опрятный, неряшливый. Бранить – ругать, хвалить.

Слайд 18

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 19

Что изучает фонетика?

Слайд 20

Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Слайд 21

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 22

Загадки – шутки. 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень?

Слайд 23

Загадки – шутки. 1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.) 2. Что стоит посередине земли? (Буква М.) 3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

Слайд 24

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 25

Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?

Слайд 26

Три палки и четыре галки

Слайд 27

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 28

Как называется наука, изучающая нормы произношения?

Слайд 29

Орфоэпия

Слайд 30

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 31

Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость , если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?

Слайд 32

Б ашня – пашня, борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.

Слайд 33

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 34

Что изучают морфемика и словообразование?

Слайд 35

Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

Слайд 36

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 37

Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова.

Слайд 38

Значимые части слова: приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

Слайд 39

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 40

Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). Водитель, вода, водить. Запах, пахать, пахарь. Море, измор, морской (берег).

Слайд 41

Рисовая, вода, запах, измор

Слайд 42

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 43

Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Слайд 44

- Суффиксальный - приставочный - приставочно-суффиксальный - бессуффиксный сложение двух основ или слов -переход слов из одной части речи в другую

Слайд 45

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 46

Составьте слово! Приставка такая же, как в слове полёт . Корень такой же, как в слове дарить . Суффикс такой же, как в слове дружок . Окончание такое же, как в слове лес .

Слайд 47

подарок

Слайд 48

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 49

Что изучает морфология?

Слайд 50

Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

Слайд 51

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 52

Перечислите известные Вам части речи.

Слайд 53

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Слайд 54

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 55

Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

Слайд 56

С. Маршак «Двенадцать месяцев» А. Дюма «Три мушкетёра» М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» В. Каверин «Два капитана» Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.

Слайд 57

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 58

Ответьте на шуточные вопросы: 1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? 3. Какие три местоимения самые чистые?

Слайд 59

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ( ОНО, ТОТ) 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? ( Я – МЫ) 3. Какие три местоимения самые чистые? ( ВЫ – МЫ – ТЫ)

Слайд 60

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 61

К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?

Слайд 62

Быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть ( числ .), ясен ( кр . прил ) – ясень (сущ.)

Слайд 63

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 64

Что изучает орфография?

Слайд 65

Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

Слайд 66

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 67

Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с.. наторий , ярм.. рка , мак.. роны . 1) а, а, а, а. 2) а, о, о, а. 3) а, а, о, о. 4) а, а, а, о.

Слайд 68

Ответ: а, а, а, а

Слайд 69

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 70

Назовите слова исключения, назовите орфограмму. 1. Ц . рк , ц . фра , панц . рь . 2. Ц . ган , ц . плёнок, ц . ц .

Слайд 71

Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть.

Слайд 72

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 73

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо: солнце – … , прелестный – … , местность – … , окрестный – … , сердце – … , пастбище – … , грустно – … , здравствуйте – … , чудесный – … , ясно - … .

Слайд 74

Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова» . Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо: солнце – солнышко, прелестный – прелесть, местность – место, окрестный – перекрёсток, сердце – сердечко, пастбище – пасти, грустно – грустить, здравствуйте – здравие, чудесный – чудеса, ясно - ясен.

Слайд 75

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 76

Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).

Слайд 77

Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

Слайд 78

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 79

Что изучают синтаксис и пунктуация?

Слайд 80

Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.

Слайд 81

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 82

Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. 1. [ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!

Слайд 83

1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!

Слайд 84

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 85

«КОТ В МЕШКЕ». Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

Слайд 86

Ответ издателя: «!»

Слайд 87

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 88

Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах: 1) [ О и О ]. 2) [ - = ] и [ - =]. 3) [ О а О]. 4) [ О , О].

Слайд 89

Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). Ошибки в схемах : 2 – нужно поставить запятую перед союзом И в сложном предложении, 3 – следует поставить запятую перед союзом А .)

Слайд 90

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 91

Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске? П Ь Е Н В Р И О М Н У Е Т Т Е Я О Ч И А

Слайд 92

Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым».

Слайд 93

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50 Фонетика 10 20 30 40 50 Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50 Морфология 10 20 30 40 50 Орфография 10 20 30 40 50 Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Слайд 94

Задача – шутка. В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу? ( Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать )

Слайд 95

Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?

Слайд 96

Ответ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо .

Слайд 97

Волшебная буква. Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву!

Слайд 98

Ответ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи)

Слайд 99

Вопрос и ответ. 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?

Слайд 100

1. Сон 2. Тень 3. Яма

Слайд 101

Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно

Слайд 102

Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Игра по русскому языку "В гости к слову". Методическая разработка.

Данную игру можно провести на Неделе русского языка и литературы, в конце учебного года и т.д., чтобы повысить учебную мотивацию детей по данному предмету....

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Лингвистическая игра "Искусство владения словом"

Игра развивает орфоэпическую грамотность учащихся, воспитывает любовь к родному языку, развивает творческие способности детей, участвующих в сценических постановках....

Подвижные игры с художественным словом

Коллективные игры с использованием художественного слова (народные), для детей дошкольного возраста...

Тема "Art". Игра парочки со словами. Игра к 7 юниту учебника Верещагиной.

Игра "Парочки" для интерактивной доски "Smart", разработан к уроку 7 класса учебник Верещагина 7 Юнит....