Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Имя числительное "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Парасотка Ольга Викторовна
Цель урока: отработка правильного написания числительных, склонения и употребления их в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Парасотка О.В., учитель МАОУ «СОШ №6», г. Когалым ХМАО-Югра        

      Предлагаю конспект итогового урока по теме «Имя числительное» в 6 классе с использованием элементов игровой технологии, разработанный в форме технологической карты. Имя числительное – самая сложная часть речи с точки зрения ее употребления. На уроке предпринята попытка преодолеть трудности изучения этой части речи с помощью игры.                                             

                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Имя числительное (6 класс)

Педагогические цели

Создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний по теме, отработки правильного написания числительных, склонения и употребления их в речи; содействовать развития грамматически правильной речи; способствовать воспитанию интереса к русскому языку, культуре речи

Тип

Обобщение и систематизация знаний

Планируем образовательные результаты

Предметные:

базовый уровень – знают определение имени числительного, разряды, особенности склонения имени числительных, каким членом предложения являются; находят числительные в предложении; определяют разряды; орфографически правильно пишут числительные;  выполняют морфологический разбор составного числительного;
продуктивный уровень – умеют редактировать предложения с наличием числительных; выполняют тестовые задания (часть А).

Личностные: поднимают границы собственного знания и “незнания”; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связываю успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные (универсальные учебные действия)

  • познавательные общеучебные: формируют ответ на вопрос по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;
  • регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствие с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
  • коммуникативные умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга  

Основное содержание темы, понятие и термины

Имя числительное; разряды имен числительных; склонение имен числительных; член предложения, которым является имя числительное; морфологический разбор собирательного числительного; правописание имен числительных; имена числительных, имеющие форму рода

Образовательные ресурсы

1. Схема “Сведения об именах числительных”.

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. Кроссворд «Числительные» (индивидуальные карты).

4. Ребус (индивидуальные карты)

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, маркер

                       

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Целевая установка

Форма - фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов,  направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

В о п р о с ы:
-Над какой темой работали?

-Что нового узнали, чему научились?

-С какими трудностями встретились при изучении имени числительного?

-Зачем изучается числительное? Где можем встретиться с этой частью речи?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

-Прочитайте тему сегодняшнего урока Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять.

-Какие качества необходимы для выполнения практических заданий и упражнений?

Исходя из темы,  определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решения поставленных задач, качества необходимые для выполнения практических упражнений и заданий

Формируют, осознают и принимают учебные задачи урока

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Конкурс «Повторение – мать учения»

Форма – фронтальная; метод – беседа с опорой на смеху

Постановка вопросов при работе со схемой, направленных на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме.

В о п р о с ы:

-Дайте определения имени числительного?

- С какими разрядами имен числительных вы познакомились на уроках?

-В чем особенности склонения количественных числительных?

- Каким членом предложения может быть имя числительное?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения

Форма – индивидуальная; метод – практический

Формулирует задание: выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных слов

Выделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи; комментируют выполнение учебных задач

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач

 

Форма – работа в паре

(метод – практический)

Предлагаем осуществить самооценку выполненных заданий , обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимания на затруднения , возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлексорно-

оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само-

и взаимоконтроль

2. Конкурс «Умники и умницы»

Форма – индивидуальная;

Метод – иллюстративно-

объяснительный

Формулирует задание: решить ребус.

Предлагает проговорить правило написания имен числительных.

Определяет ход выполнения заданий: разгадать кроссворд “Числительные”, записать отгаданные слова, обозначить орфограммы.

Формулирует задание: определить разряд имен числительных (триста, пятисотый, третий, шестнадцать)

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат.

Формулирует задание: исправить ошибки в написании имен числительных

Решают ребус, выводят правило написания имен числительных, опираясь на решенный ребус.

Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы.

Определяют разряд указанных имен числительных.

Самопроверка.

Исправляют ошибки в написании имен числительных

Формулируют вывод.

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Форма - работа в паре;

Метод - практический 

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Взаимопроверка

Форма – фронтальная; метод – беседа

Постановка вопросов о самой распространённой ошибке, возникающей при употреблении имён числительных; об особенностях склонения количественных числительных; числительных, обозначающих целые и дробные числа, порядковых числительных.

Вопросы:
-Какая самая распространённая ошибка возникает при употреблении имён числительных?
- Что нужно учитывать при склонении количественных числительных? Имён числительных, обозначающих целые и дробные числа?
-Каковы особенности склонения порядковых числительных?

Отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы;

3. Конкурс «Учимся говорить правильно»

Форма – работа в паре; метод - практический

Определяет ход выполнения задания: прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму.
Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, даёт рекомендации

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем

Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение

Физкультминутка (зарядка для глаз)
1. Медленно сомкнуть (в течение 2-3 с) и разомкнуть (в течение 2-3 с) веки.
2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо.
3. Поочерёдное смыкание и размыкание век.
4. Посмотреть вдаль (в течение 2-3 с), не сводя глаз с одной точки.
5. Медленно закрыть глаза (в течение 2-3 с)

Выполняют упражнение для глаз, следуя инструкции учителя

Осознают задание и выполняют действия чётко и согласованно, следуя инструкции учителя

4. Конкурс дикторов

Форма – индивидуальная; метод – практический. Форма – работа в паре; метод - практический

Формулирует задание: выразительно прочитать текст, правильно употребляя числительные.
Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат

Выполняют задание.






Осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения; дают в устной форме оценку деятельности

5. Конкурс редакторов

Форма – фронтальная; метод – беседа. Форма – индивидуальная; метод – практический.

Форма – работа в паре (метод – практический)

Постановка вопросов об особенностях употребления собирательных числительных, склонения числительных этого разряда.
Вопросы:
- Назовите особенности употребления собирательных числительных.
- Какие собирательные числительные имеют форму рода?
- В чём особенность их склонения?
Формулирует задание: отредактировать предложения.

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты, взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключения.

Анализируют задание; удерживают в памяти условие учебной задачи; осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль

III. Контрольно-проверочная работа

Форма – индивидуальна; метод - практический

Определяет ход выполнения тестовых заданий. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат

Выполняют тестовые задания части А.
Самопроверка

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения; дают в письменной форме оценку деятельности

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма – фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.
Вопросы:
- Над какой темой работали?
- Что повторили?
- Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что ещё хотели бы узнать по теме?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, содержащие имена числительные; художественные произведения, фильмы, в названиях которых есть имена числительные; найти материал о происхождении некоторых числительных в книгах «Занимательные материалы по русскому языку». Работы оформить для демонстрации в уголке русского языка

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Числительное"

Технологическая карта урока разработана с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...