Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ладыгина Ольга Дмитриевна

Технологическая карта урока разработана с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._6_kl.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

ФИО(полностью)

Ладыгина Ольга Дмитриевна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Должность

Учитель русского языка и литературы.

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема

Имя числительное как часть речи.

Технология построения урока

индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления  (приёмы:  верные и     неверные суждения, денотатный граф, синквейн);
 информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии.

 Дата проведения урока

5 апреля 2015 год.

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями об именах числительных.

Тип урока

урок открытия нового знания

Оборудование

компьютер, мультимедиапроектор,   раздаточный материал (задания для самостоятельной работы).

Планируемый результат

Предметные умения:

-познакомить  учащихся с понятием «собирательные числительные»;  

-закрепить ЗУНы по теме «Имя числительное»;

-сформировать умение употреблять и склонять собирательные числительные.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта,  «Дрофа», Москва, 2006 год.

Электронно- образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения УУД

Мотивация к учебной деятельности.

(стадия  «Вызов»).

- Добрый день, ребята!  Сегодня  я встала с хорошим настроением и хочу передать его вам. И когда у человека радостно на душе, он счастливый человек. А  что  нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым?

Эпиграфом к уроку станут слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны экологически грамотно относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой.  Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения о словах немецкого философа Артура

Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Актуализация знаний учащихся.

А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.

- Прочитайте пословицы, проверьте, все ли слова пословиц вам понятны. Объясните в парах смысл каждой из них и на класс представьте своё понимание.

1)Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2) Поддайся первой боли да сляг –наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

( ребята объясняют значение пословиц)

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.Целеполагание.

Выявление места и причины затруднения.

.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Ещё раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе  «Имя числительное». На уроке  вы познакомитесь  с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи;

Будете совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность.

А также, я постараюсь воспитать у вас экологически грамотное отношение к своему здоровью.

- Запишите в тетрадях дату «Пятое апреля», «Классная работа» и тему урока «Имя числительное как часть речи» (дату записать заранее)

Учащиеся определяют тему урока

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Реализация построенного проекта.

 (прием «верные и неверные утверждения»).

Фронтальная работа

Работа с материалом учебника 

Стадия осмысления.


(прием «денотатный граф»).

Учитель предлагает  несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если учащиеся отвечают «да», то ставят «+», если нет, то «-».

-Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2…имена числительные изменяются по падежам;
3….все числительные можно записать цифрами;
4…эта часть речи может быть только определением;
5… числительные имеют общие признаки с существительными;
6…они имеют общие признаки с прилагательными;
7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
8….числительное не может состоять из 3 слов;

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

Учитель предлагает прочитать статью учебника и заполнить денотатный граф.

Учитель. Помогать знакомиться с именами числительными нам будет  денотатный граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё будут  учащиеся). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?
Ученики. Имя числительное.
Учитель.
 Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.
Работа в парах.
Учащиеся предлагают глаголы:
обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на  слайде.
Учитель.
 Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?
Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.
Работа с текстом статьи
.

Учащиеся заполняют таблицу. Выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему.  Определяют свои знания и «незнания».

Работают с текстом статьи учебника. Вычленяют из текста существенные признаки ключевого понятия.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Физминутка с элементами закрепления изученного материала

- Проверим вашу внимательность и укрепим здоровье зарядкой

Если я назову существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное – прыжок, если глагол – руки в стороны, числительное – руки вверх.

Спортсмен, гимнастический, пятый, гигиена, девять, состязаться, двадцать четвёртый, здоровый, закаляться.

- Спасибо, садитесь. Какой темой были объединены почти все слова разминки?

Игра «Кто самый внимательный»

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(составление  денотатного графа).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Электронные тренажёры.

http://files.school-collection.edu.ru   

Консультирует по заполнению денотатного графа. После представления учащимися продукта работы  предлагает в Работа в группах .
Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.
Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки.

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:
- Чьи графы оказались наиболее содержательными?
- Наиболее логично построенными?
- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?
Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы. Лист  взаимооценки.
Оценивание  денотатного графа
3 балла – полный ответ: 2 балла – есть дополнения; 1 балл – «могу ещё многое сказать».

Учитель предлагает учащимся электронные тесты ,  с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, ищут ответы на поставленные вопросы и  графически оформляют их в виде опорных схем.

Представляют продукт работы;

оценивают по листам взаимооценки; обсуждают. 

Оформление схемы

Учащиеся выполняют задание.

Предметные:

- уметь применять самоинструкцию.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Рефлексия. Итог урока.

(приём синквейн)

Возвращает к вопросам, которые учащиеся ставили перед собой на стадии вызова.

Напоминает  правила составления синквейна.

Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»
Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».
Заполнение третьей колонки.
Обсуждение.
- По каким утверждениям ваше мнение совпало?        
- Где вы изменили свое мнение? Почему?
-Оцените свои ответы (см.таблицу).
Прием синквейн.
Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне.
- Что мы изучали сегодня?
Ученики. Имя числительное.
- Какое оно?
Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.
- Какие действия характерны для него?
Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.
- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.
Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

Составляют синквейн.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание

Написание сочинения на тему: «Я за здоровый образ жизни» с использованием числительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...