Открытый урок по теме: "н и нн в суффиксах прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Материал содержит разработку конспекта открытого урока по русскому языку для 6 класса с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkiy_yazyk_6_klassmoy.docx | 30.2 КБ |
prezentatsiya_otkryty_urok.ppt | 702.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
Дата 28.01
Класс 6
Тип занятия: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Цели урока :
Обучающие: закрепление знаний об именах прилагательных.
Изучение материала по теме: "Имя прилагательное"
Расширение знаний о суффиксах имен прилагательных
Расширение словарного запаса учащихся.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к русскому языку
Формирование положительного отношения к урокам русского языка
Развивающие: Развивать память, мышление, речь.
Педагогическая технология (или методическая цель урока) ________
Форма организация: проблемная лекция
Используемые методы обучения: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.
Время проведения урока: 40 минут
Обеспечение урока: дидактический раздаточный материал, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационная часть | Приветствие: Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! - Присаживайтесь, ребята. - С чего мы должны начать урок? - Правильно. Записываем(Презентация слайд1) | Ученики садятся. Открыть тетради и записать число |
Подготовка к изучению нового материала Словарная работа Повторение темы « Способы образования прилагательных» | - Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (Презентация слайд 2) . - Как вы думаете, легко ли сделать открытие? - Какие люди могут сделать открытие? - А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие? Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования - Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы прилагательные, которые записаны у вас в дневниках исследования. (Презентация - слайд №3) ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-) - Итак, каким способом образованы все эти слова? - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №4) - Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №5) | -Да. (Предположительный ответ: Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология, материализм)природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира:) -нет - называют качества -Да - Приставочный, суффиксальный, сложение основ. - Суффиксальным. - От существительных. - Есть Н-НН. - Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. - Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. |
Объяснение нового материала Знакомство с таблицей Формулировка правила: | Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? - Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №6 Приложение 2) - Ориентируясь на таблицу, сформулируйте правило: Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных: Одна буква Н пишется: | Ученики высказывают свои предположения. |
Закрепление нового материала Игра «Четвёртый лишний» Работа в тетради Цветной диктант Взаимопроверка «цветного» диктанта Песенка – закрепление | Устно вставьте пропущенные буквы и найдите «четвёртое лишнее», запишите эти слова в тетрадь. (Презентация - слайд №7) А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый. Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. (Презентация - слайд №8) Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №9) Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
- Сейчас мы попробуем себя в роли учителя, давайте, обменяемся тетрадями и проверим работы друг друга ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ(Презентация слайд 10) А сейчас споём песенку, которая поможет нам запомнить новую орфограмму. Я пою первую строчку, а вы повторяете её. Готовы? -ИН-, -АН-, -ЯН- запомним . Суффиксы простые В них всегда напишем Букву Н одну Ну а две заветных. Буквы НН поставим В суффикс –ОНН-. И, конечно, -ЕНН- Если Н в основе . А другая – в суффикс Их, конечно, сложим . И напишем две А потом проверим . Нет ли исключений . И ошибок мы. Не допустим? Нет! | Ответы детей Дети проверяют работы друг друга Дети повторяют за учителем |
Домашнее задание | Теперь, опираясь на полученные знания, вы дома выполните Упр 363 и сможете составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»(Презентация – слайд 11) | |
Подведение итогов и выставление оценок | - Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня? - Достигли мы цели нашего открытия? - Каждый из вас за работу над открытием получает ту отметку, которая стоит в вашем «дневнике исследователя». Молодцы, ребята! Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»(Презентация – слайд12) | -Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. - Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН. |
Приложение №1
Дневник учёного-исследователя
_______________________________________________________________________
Дата исследования _______________________________________________________
Тема исследования _______________________________________________________
Цель исследования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лебединый - ___________________________________________________________
Кожаный - _____________________________________________________________
Глиняный - ____________________________________________________________
Традиционный - ________________________________________________________
Клюквенный - __________________________________________________________
Каменный - ____________________________________________________________
Осенний - ______________________________________________________________
Внимание!
Н | НН |
от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый |
Оценка за «цветной» диктант ________________________________________
Попробуй сделать открытие самостоятельно!
Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.
Приложение №2
Написание -Н- и -НН- в прилагательных
-Н- | -НН- |
-ИН- (куриный) | -ОНН- (традиционный) |
-АН- (кожаный) | -ЕНН- (жизненный) |
-ЯН- (серебряный) | основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длинный) |
Слова-исключения: | |
оловянный | ветреный (день, человек), но безветренный. |
стеклянный | |
деревянный |
Приложение №3
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
«Цветной» диктант
1 2 | 4 3 | 5 6
| 8
7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытие - это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология , материализм ) природы и общества ; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира
Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -)
Н-НН в суффиксах прилагательных
Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных
-Н- -НН- -ИН- (куриный) -ОНН- (традиционный) -АН- (кожаный) -ЕНН- (жизненный) -ЯН- (серебряный) основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длин н ый) Слова-исключения: Слова-исключения: оловянный ветреный (день, человек), но безветренный . стеклянный деревянный
А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; В). пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое лицо Авиацио(н,нн)ый перелёт Мужестве(н,нн)ый человек Звери(н,нн)ый крик
Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2
Домашнее задание Упражнение 363 Составить интеллект-карту по теме: «н и нн в суффиксах прилагательных»
Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек
До новых встреч…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Урок русского языка в 6 классе «Закрепление темы «н» и «нн» в суффиксах прилагательных».
Урок русского языка в 6 классе на тему "Закрепление темы "н" и "нн" в суффиксах прилагательных". Цель - совершенствование орфографических умений, связанных с данным видом орфограммы....
Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...
Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"
Презентация к уроку по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных"...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...