Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz_teksta._7_klass.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики
ТЕМА «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»
Цели урока:
- закрепить знания по теме в ходе лингвистического анализа текста;
- отрабатывать навыки лингвистического анализа текста, синтаксического разбора словосочетания и предложения;
- повторить теоретические сведения о тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать речь и творческие способности учащихся;
- отрабатывать навык написания сочинения-рассуждения;
- повышать интерес к предмету
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока:
а) прослушивание песни о Волге;
б)чтение стихотворения о Волге одним из уч-ся;
( Во время звучания произведений на доске сменяются слайды с изображениями Волги от истока до устья в разные времена года)
в) беседа;
- Понравились ли вам прозвучавшие песня и стихотворение?
- Какие чувства вызвали у вас произведения?
- Какова тема произведений?
- Как вы думаете, почему сегодня мы начали урок русского языка с разговора о Волге ?
- Перед вами текст о Волге. С ним мы будем работать весь урок.
( См.приложение 1)
- Зачем мы изучаем тексты?
- Кроме изучения текста, наша задача – повторить правила написания Н и НН в прилагательных и причастиях.
3. Основная часть:
а) повторение теоретических сведений о тексте;
- Прочитайте предложенный текст про себя.
- Как вы понимаете слова: уникальный, околица, проточный, паломник, рекреационный?
- Докажите, что перед вами именно текст.
- Определите основную мысль и тему текста. Почему он так озаглавлен?
- Как в тексте связаны между собой предложения: последовательной или параллельной связью?
- Назовите средства связи между предложениями?
- Определите стиль текста.(Художественно-публицистический). Докажите его стилевую принадлежность.
- Найдите перифраз в тексте. Почему Волгу называют «главной улицей России»?
- Попробуйте определить тип текста. Почему это задание вызвало у вас затруднения? (В тексте сочетаются два типа речи: повествование и описание)
б) работа по вариантам;
- Выполняем работу по вариантам. Те, кто выполняет первый вариант задания, ищут в тексте признаки повествования в тексте. Остальные будут искать в тексте признаки описания.
- Давайте обсудим результаты вашей работы.
- Как вы думаете, почему получилось так, что в нашем тексте сочетаются два типа речи? (Текст имеет большой объём)
в) самостоятельная работа по составлению плана к тексту;
- Составьте план к тексту.
- Прочитайте получившиеся планы.
- Кому из ребят удалось составить план, более точно передающий содержание теста?
г) работа по развитию речи учащихся;
- Устно воспроизведите только описательную часть теста. Почему так много прилагательных и причастий встречается в описании Волги?
г) орфографическая работа с таблицей;
- Выпишите из текста прилагательные и причастия с Н и НН в два столбика: Н и НН в прилагательных, Н и НН в причастиях.
- Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно писать такие слова?
- Когда в прилагательных пишется Н, а когда НН?
- Сколько букв Н пишется в кратких прилагательных?
- Как выбрать, сколько Н писать в причастиях?
- Сколько букв Н пишется в кратких причастиях?
- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
- Исправляли ли вы ошибки в своей работе во время нашей беседы?
- Работаем по цепочке. Объясняем правописание Н и НН в словах, которые вы выписали.
д) синтаксический разбор словосочетания;
- Составьте с выписанными прилагательными и причастиями три словосочетания.
- Выполните их синтаксический разбор. Есть желающие работать у доски?
е) синтаксический разбор предложения;
- Выполните синтаксический разбор предложений:
1) В трёх километрах ниже истока ручей превращается в довольно широкую реку, впадающую в проточ..ое озеро.
2) Поблизости от истока расположе..а отреставрирова..ая церковь Преображения, которую построили в начале 20 века.
- Работаем на оценку у доски.
4. Итог урока
- Понравился ли вам урок? Был ли он полезен для вас?
- Что нового вы узнали на уроке о реке Волге?
- Как вы думаете, нужна ли нашим рекам сегодня помощь? Какая?
- Пополнился ли ваш словарный запас?
- Какие трудности возникли у вас при выполнении лингвистических заданий?
- Давайте оценим нашу работу и выставим оценки за работу на уроке.
5. Домашнее задание
- Напишите сочинение-миниатюру в форме описания «Малые реки Тверского края». Расскажите в сочинении о тех реках и речках, которых нет на карте Тверской области. Может, вы расскажете о речушке, на которой вы часто бываете летом в деревне? Опишите эту реку, ведь мы тоже хотим узнать о ней!
- В своей миниатюре используйте прилагательные с Н и НН.
Приложение 1
Тема «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»
Исток Волги
Свяще..ое место – исток Волги – необыкнове..ный памятник природы, уникальный природ..ый объект, расположе..ый на западе Осташковского района Тверской области.
Волга берёт начало в низи..ом болотце у юго-запад..ой околицы деревни Волговерховье. «Глав..ая улица России» начинается с родника, и Волгу в этом месте нетрудно перешагнуть. Пройдёшь вдоль ручейка, и уже метров через десять это не ключ, а силь..ый, бур..ый ручей, уверенно пробивающий себе путь. В трёх километрах ниже истока ручей превращается в довольно широкую реку, впадающую в проточ..ое озеро.
Над ключом на истоке давно сооруже..а скромная деревя..ая часовенка с бето..ым кольцом для родника, и за её состоянием неизменно следят местные жители. Они восстановили часовенку во время Великой Отечестве..ой войны.
Тогда она была сожже..а фашистами, а сам исток оказался захламлё..ым.
Поблизости от истока расположе..а отреставрирова..ая церковь Преображения, которую построили в начале 20 века. По мощё..ым булыжником улицам ежедневно проходят здесь десятки паломников и туристов.
Исток Волги является объектом рекреационного использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"
Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...
Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»
В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...
МЖКХ1/06.11.2020/русский язык/Лингвистический анализ текста
Выполнить предложенные задания...
Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс
Цели: воспитывать интерес к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...
конспект урока русского языка "Учимся понимать текст"
конспект урока русского языка "Учимся понимать текст" 5 класс...