Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Фаркова Галина Вениаминовна

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_analiz_teksta._7_klass.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

 Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики

ТЕМА  «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»

Цели урока:

- закрепить знания по теме в ходе лингвистического анализа текста;

- отрабатывать  навыки  лингвистического анализа текста, синтаксического разбора словосочетания и предложения;

- повторить теоретические сведения о тексте;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать речь и творческие способности учащихся;

- отрабатывать навык написания сочинения-рассуждения;

- повышать интерес к предмету

                                       

                                            Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока:

а) прослушивание песни о Волге;

б)чтение стихотворения о Волге одним из уч-ся;

 ( Во время звучания произведений на доске сменяются слайды с изображениями  Волги от истока до устья в разные времена года)

в) беседа;

- Понравились ли вам прозвучавшие песня и стихотворение?

- Какие чувства вызвали у вас произведения?

- Какова тема произведений?

- Как вы думаете, почему сегодня  мы начали  урок русского языка с разговора о Волге ?

- Перед вами текст о Волге. С ним мы будем работать весь урок.

( См.приложение 1)

- Зачем  мы изучаем тексты?

- Кроме изучения текста, наша задача – повторить правила написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

3. Основная часть:

а) повторение теоретических сведений о тексте;

- Прочитайте предложенный текст про себя.

- Как вы понимаете слова: уникальный, околица, проточный, паломник, рекреационный?

- Докажите, что перед вами именно текст.

- Определите основную мысль и тему текста. Почему он так озаглавлен?

- Как в тексте связаны  между собой предложения: последовательной или параллельной связью?

- Назовите средства связи между предложениями?

- Определите стиль текста.(Художественно-публицистический). Докажите его стилевую принадлежность.

- Найдите перифраз в тексте. Почему Волгу называют «главной улицей России»?

- Попробуйте определить тип текста. Почему это задание вызвало у вас затруднения? (В тексте сочетаются два типа речи: повествование и описание)

б) работа по вариантам;

- Выполняем работу по вариантам. Те, кто выполняет первый вариант задания, ищут в тексте признаки повествования в тексте. Остальные будут искать в тексте признаки описания.

- Давайте обсудим результаты вашей работы.

- Как вы думаете, почему получилось так, что в нашем тексте сочетаются два типа речи? (Текст имеет большой объём)

в) самостоятельная работа по составлению плана к тексту;

- Составьте план к тексту.

- Прочитайте получившиеся планы.

- Кому из ребят удалось составить план, более точно передающий содержание теста?

г) работа по развитию речи учащихся;

- Устно воспроизведите только описательную часть теста. Почему так много прилагательных и причастий встречается в описании Волги?

г) орфографическая работа с таблицей;

- Выпишите из текста прилагательные и причастия  с Н и НН в два столбика: Н и НН в прилагательных, Н и НН в причастиях.

- Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно писать такие слова?

- Когда в прилагательных пишется Н, а когда НН?

- Сколько букв Н пишется в кратких прилагательных?

- Как выбрать, сколько Н писать в причастиях?

- Сколько букв Н пишется в кратких причастиях?

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- Исправляли ли вы ошибки в своей работе во время нашей беседы?

- Работаем по цепочке. Объясняем правописание Н и НН в словах, которые вы выписали.

д) синтаксический разбор словосочетания;

- Составьте с выписанными прилагательными и причастиями три словосочетания.

- Выполните их синтаксический разбор. Есть желающие работать у доски?

е) синтаксический разбор предложения;

- Выполните синтаксический разбор предложений:

1) В трёх километрах ниже истока ручей превращается в довольно широкую реку, впадающую в проточ..ое озеро.

2) Поблизости от истока расположе..а  отреставрирова..ая  церковь Преображения, которую построили в начале 20 века.

- Работаем на оценку у доски.

4. Итог урока

- Понравился ли вам урок? Был ли он полезен для вас?

- Что нового вы узнали на уроке о реке Волге?

- Как вы думаете, нужна ли нашим рекам сегодня помощь? Какая?

- Пополнился ли ваш словарный запас?

- Какие трудности возникли у вас при выполнении лингвистических заданий?

- Давайте оценим нашу работу и выставим оценки за работу на уроке.

5. Домашнее задание

- Напишите сочинение-миниатюру в форме описания «Малые реки Тверского края». Расскажите в сочинении о тех реках и речках, которых нет на карте Тверской области. Может, вы расскажете о речушке, на которой вы часто бываете летом в деревне? Опишите эту реку, ведь мы тоже хотим узнать о ней!

- В своей миниатюре используйте прилагательные с Н и НН.

                                                                                                Приложение 1

 

            Тема «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»

                                           

                                              Исток Волги

      Свяще..ое место – исток Волги – необыкнове..ный памятник природы, уникальный природ..ый объект, расположе..ый на западе Осташковского района Тверской области.

       Волга берёт начало в низи..ом болотце у юго-запад..ой околицы деревни Волговерховье. «Глав..ая улица России» начинается с родника, и Волгу в этом месте нетрудно перешагнуть. Пройдёшь вдоль ручейка, и уже метров через десять это не ключ, а силь..ый, бур..ый ручей, уверенно пробивающий себе путь. В трёх километрах ниже истока ручей превращается в довольно широкую реку, впадающую в проточ..ое озеро.

     Над ключом на истоке давно сооруже..а скромная деревя..ая  часовенка с бето..ым кольцом для родника, и за её состоянием неизменно следят местные жители. Они восстановили часовенку во время Великой Отечестве..ой войны.

Тогда она была сожже..а фашистами, а сам исток оказался захламлё..ым.

      Поблизости от истока расположе..а  отреставрирова..ая  церковь Преображения, которую построили в начале 20 века. По  мощё..ым булыжником улицам ежедневно проходят здесь десятки паломников и туристов.

      Исток Волги является объектом рекреационного использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"

Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...

конспект урока русского языка "Учимся понимать текст"

конспект урока русского языка "Учимся понимать текст" 5 класс...