Урок русского языка в 10 классе по теме "Н и НН в суффиксах прилагательных"
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
- развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
Оформление доски:
Словарные слова:
- толерантность
- иммиграция
- эмиграция
Ход урока
I. Организационный момент.
Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися
II. Опрос.
Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:
1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 1
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется НН?
- Дикови…ое происшествие
- Багря…ые закаты
- Дровя…ой склад
- Беше...ый ритм
- Ветре...ая девушка
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется Н?
- Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
- В своих делах она была безукоризнен..а.
- В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
- В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.
III. Работа учащихся с новыми словарными словами. Презентация
Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание.
Задание на слайде 5: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?
- Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
- В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
- Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
- Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 6 записаны слова:
- ОксюмОрон
- НедопонЯвший
- ЗасОрит
- ИспОднизу
Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
VII. Закрепление.
1). Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. коноплян..й | 4. торжествен..ый |
2. курин..ый | 5. румян..ый |
3. оловян..ый |
Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1. стеклян..ый | 4. серебрян..ый |
2. деревян..ый | 5. ветрен..ый |
3. прян..ый |
В. Укажите слова, в которых на месте на пропуска пишется буква НН.
1. безветрен..ый | 4. полотнян..ый |
2. багрян.ый | 5. овчин..ый |
3. времен..ый |
2). Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученикам предложено индивидуальное задание.
Из сборника «Подготовка к ЕГЭ-2012» Сениной Н.А. выполнить №№ тестовых заданий 164-169
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 9. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 10).
№164-2, №165-3; №166-3; №167-2; №168-3; №169-4.
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
1.Подготовиться к выразительному чтению текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажите.
Весь в письмах.
(1) Все мы порой пишем письма.
(2) А.П.Чехов всегда писал письма с удовольствием и вдохновенно.
(3) Смолоду Чехов учился не навязывать себя адресату, а говорить с ним вровень, интересуясь по преимуществу им самим… (4) Как прекрасно он умел это делать!
(5) Знаете ли вы, что разрушение общепринятой чин…ости письма начинается с обращения? (6) В эпистолярной форме Чехов давал совет брату, как общаться с людьми вообще: «В отношениях с людьми побольше искрен..ости и сердца, побольше молчания и простоты в обращении».
(7)..Мы можем представить себе фигуру Чехова по воспоминаниям , рассказам современ..иков. (8) Но знаете ли вы, что даже если бы о нем не сохранилось ни единой мемуарной строчки, мы все равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам?
(9) Он рано осознал, что стержень характера – чувство собствен..ого достоинства, и другим пытался внушить это.
(10) Сознавать свое достоинство – значит, по Чехову, уважать чужую личность: не оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. (11) Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу – вот, что входило в понятие достоинства Чехова. (12) Работать на совесть, выполнять свой внутрен..ий долг, совершать не афишируя добро, не ожидая воздаяний и наград. (13) Чехов – это образец самовоспитания. (14) Нет в русской литературе никого, кто мог бы с ним в этом потягаться. (15) И его письма создают его же превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию. (16) Легко обращая иронию на себя, Чехов и другим людям , как и событиям, впечатлениям, вещам старался приложить мерку максимальной объективности.
(17)…Чехов верил: чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать и оскорблять. (18) И самым щадящим оружием , и самым надежным лекарством против заносчивости , грубости , глупости служит чеховский юмор. (19) О, как он великолепен!
(20) Хотите выбрать образец жизни? (21) Читайте письма Чехова! В. Лакшин.
Самостоятельная работа.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
- Назовите тип связи, который используется в словосочетании РАНО ОСОЗНАЛ (предложение 8)
- Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
- Из предложения 17 выпишите местоимения
Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
IX. Итоги урока.
- Достиг ли урок цели?
- Какие знания и умения закрепили на уроке?
X. Домашнее задание: №44, упр. 249
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
Данный план - конспект урока поможет учителю русского языка в формировании навыков правописания наречий у учащихся 6 классов....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...