Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.
Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
Повторить сведения о прилагательном. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Тема : «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных » | 2.63 МБ |
конспект | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия Я доволен своей работой на уроке, потому что… Я недоволен собой на уроке, потому что…
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе.
Тема : «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».
Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.
- Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
- Повторить сведения о прилагательном. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.
Общеучебные:
- Формировать умение самостоятельно пополнять знания.
Развивающие:
- Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Воспитательные:
- Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.
- Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной).
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Результаты |
1. Организационный этап. (1 минута)
| 1. Приветствие учащихся: - Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. 2. Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, дневники, линейка, ручка, карандаш). - Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку. 3. Учитель отмечает в журнале отсутствующих учеников. | 1. Приветствие учителя вставанием. 2. Ребята проверяют свою готовность к уроку. 3. Дежурный докладывает об отсутствующих. | Регулятивные: умение настроиться на работу. | Включение в учебный процесс, готовность к уроку |
2. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. (3 минуты) (5 минут) 2 минуты 3.Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока (3 минуты). | 1. Учитель проводит опрос с целью обобщения полученных знаний: 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные? 3) Какие вы знаете разряды прилагательных по значению? 4) Когда не с полными и краткими прилагательными пишется слитно? 5) Когда в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных после шипящих и ц пишется О, когда Е? 6) Что такое суффикс? (Все ответы оцениваются одним учеником) 2. Актуализация знаний (работа в группах с обсуждением) 1) Ребята, перед вами имена существительные, образуйте от них прилагательные (слайд) оконный – окно стеклянные – стекло серебряный – серебро утренний – утро зимний - зима После выполнения (в группах) проводится проверка (читаем прилагательные, спрашиваем, все ли согласны), затем самопроверка на слайде, объяснение орфограмм и самооценка. 2) Прочитайте предложение, найдите имена прилагательные, чем они отличаются? (слайд) А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело. 1) Учитель подводит итоги наблюдений ребят и нацеливает их на решение проблемы урока, подводит к самостоятельному формулированию темы, целей и задач данного урока: Кто может объяснить, почему в одних словах пишется Н, а в других НН? Сформулируйте тему урока. | 1. Ребята отвечают на вопрос учителя коротко 2. Оценивают ответы | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Познавательные: формулировать правило, делать выводы. Регулятивные: Оценка результатов работы | Активное включение в работу Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, оценивать ответ. |
- Итак, перед нами стоит проблема, которую мы должны совместными усилиями разрешить: при каких условиях в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы Н? (слайд) - Какие цели мы поставим? | 1. Ребята формулируют тему, цели и задачи урока: Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных», Цели: научиться применять правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных | Регулятивные: высказывание своих предположений относительно формулирования целей и задач данного урока Познавательные: делают выводы, включаются в решение проблемы урока Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли | Умение формулировать тему урока, определять цели и задачи | |
4. «Открытие» детьми нового знания (7 минут) 5. Первичное закрепление (6 минут) 3 минуты 1 минута | 1. Для того чтобы ответить на вопрос, когда в суффиксах прилагательных пишется н, когда нн, обратимся к таблице на слайде презентации. Попробуйте объяснить эту схему (работа в группах) 2. Сравним ваши выводы с учебником, прочитайте правило, перескажите друг другу. 1. Обратимся к учебнику и выполним упражнение № 367 на доске с объяснением несколько слов 2. Словарный диктант по вариантам с взаимопроверкой на правописание прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -ин- с включением слов исключений. 1 вариант выписывает слова с Н, 2 вариант с НН. Утиная походка, овсяная каша, деревянная рама, стеклянная ваза, оловянный солдатик, ветреный день, соломенная шляпа, кожаный портфель. 3. «Найди ошибку» (слайд) Ржаной, тыквеный обеденный, общественный, ветренный, безветренный, пчелиный, лебединный. | 1. Ребята выполняют упражнение на доске с объяснением. 2. Объяснение друг другу написания н и нн в суффиксах –ан-, -ян-, -ин- 3. Работа в парах, корректировка, взаимное оценивание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) Познавательные: объяснение языковых явлений, овладение приёмами отбора и систематизации материала, учатся анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, учатся преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму. Регулятивные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; контроль, коррекция, саморегуляция Познавательные: общеучебные, логические, извлекать информацию из учебника. Коммуникативные: управление поведением партнёра, сотрудничество. | Умение работать в парах, договариваться о совместной деятельности, слушать, слышать друг друга, вести диалог, самоконтроль своей деятельности.
Умение сопоставлять и сравнивать, рассуждать, делать выводы; умение определять и анализировать лексическое явление; самоконтроль своей деятельности |
6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (6 минут) | 1. Учитель предлагает составить и записать небольшой текст на тему «Зимнее день»(5-6 предложений), используя прилагательные с Н и НН в суффиксах. 2. Учитель предлагает ребятам зачитать свои работы - Какие прилагательные с изучаемой орфограммой вы использовали в своих работах? | 1. Ребята самостоятельно выполняют творческое задание. 2. Чтение сочинений-миниатюр 3. Обоснование написания прилагательных на изучаемую орфограмму. | Коммуникативные: сотрудничество в индивидуальной работе Познавательные: выполнение творческого задания Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в творческую деятельность | Умение создавать связный текст, применять правило в новых условиях, аргументировать, обобщать и делать выводы. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) | 1. Учитель даёт информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.
| Ребята слушают инструктаж, задают вопросы, если кому-то что-то непонятно, записывают домашнее задание в дневник. | Коммуникативные: слушание, сотрудничество Познавательные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении | Умение слушать, анализировать |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 минуты) | - Ребята, вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться применять правила написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных). -Достигли мы её? - Какие трудности вы испытали при усвоении правила? - Где могут пригодиться полученные вами знания? | Ребята вспоминают цели и задачи, поставленные перед началом урока, анализируют их выполнение. Делятся своими трудностями, которые испытали в ходе работы над правилом. Заполняют тетради самооценки | Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | Умение видеть результат, оценивать степень своего участия, оценивать работу товарищей |
Дополнение к уроку.
В начале урока после устного опроса дается проверочная работа по повторению с самопроверкой:
Камыш…вые зар…сли, плюш…вый медве…ь, глянц…вый журнал, груш…вый компот, морж…вый клык, алыч…вое в…ренье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).
Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...
Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...