Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk-7_kl.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
приказ №469ос от 30.08.2019г.
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» Рабочая учебная программа |
по родному языку для 7а класса
основного общего образования
2019–2020 учебный год
Составитель: Юрьева Мария Антоновна
учитель русского языка и литературы
пгт. Новоаганск, 2019 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса составлена на основе:
- примерной рабочей программы по русскому родному языку 5-9 классы, авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В., В.В. Львов, Г.А. Богданова, ООО «Дрофа», 2012
- примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018 года);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31 декабря 2015г. № 1577).
Календарно-тематическое планирование соответствует учебнику учебнику «Русский родной язык». Авторы: Т.М.Воителева, О.Н.Марченко, Л.Г.Смирнова, И.В.Текучёва Москва, «Русское слово», 2019 год.
Цель учебного предмета: формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Задачи:
– воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
– совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
– углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально – культурной семантикой; о русском речевом этикете;
– совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
– развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Срок реализации рабочей программы 1 год
Рабочая учебная программа рассчитана на 17 часов в год(35 недель;
0,5 ч. в неделю)
Виды контроля:
Содержание | Кол-во часов | Диктант | тест | Контр. Раб. | Слов.дик. |
1. Язык и культура | 7 | ||||
2.Культура речи | 10 | 1 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 17 ч. |
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)» 7 класс:
Изучение предметной области «Родной (русский) язык» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Содержание учебного предмета:
Раздел 1. Язык и культура (7 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю во втором полугодии в учебном кабинете, в библиотеке; курс включает проведение наблюдений, интервью, викторин, КВНов, реализации проектов и т.д.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (лекция, практические работы), семинары, тренинги, игра, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, лекция, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
3. Тематическое планирование по родному языку в 7 классе (35 недель,) 0,5 ч. в неделю, 17 часов в год)
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Язык и культура (7 час) | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 21.01 | |
2 | Факторы, влияющие на развитие языка. | 28.01 | |
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 4.02 | |
4 | Историзмы. | 11.02 | |
5 | Архаизмы. | 18.02 | |
6 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | 25.02 | |
7 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 3.03 | |
Раздел 2. Культура речи (10 ч) | |||
8 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени. | 10.03 | |
9 | Нормы ударения в деепричастиях и наречиях. | 17.03 | |
10 | Паронимы и точность речи. | 31.03 | |
11 | Смысловые различия, характер лексической сочетаемости паронимов. Словарный диктант. | 7.04 | |
12 | Варианты грамматической нормы. | 14.04 | |
13 | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Тест. | 21.04 | |
14 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 28.04 | |
15 | Русская этикетная речевая манера общения. | 12.05 | |
16 | Итоговая контрольная работа. | 19.05 | |
17 | Итоговое занятие. | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по родной (чувашской) литературе в 5 классе
Рабочая программа учебного предмета «Родная (чувашская) литература» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от...
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе
Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12...
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах
Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах...
Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса
Рабочая учебная программа по родному языку для 7а класса...
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2022-2023 учебный год
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классахна 2022-2023 учебный год...
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год
Рабочая учебная программапо родному языку (чувашскому) в 10-11 классахна 2023-2024 учебный год...