Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (10 класс)
Рабочая учебная программа
по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах
на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:
____________Л.Н.Павлова _________О.А.Иванова ________ И.А.Кузьмина Протокол № 1 от 30.08.2023г. Приказ № 217 от 31.08.2023г.
Рабочая учебная программа
по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах
на 2023-2024 учебный год
Разработал учитель
чувашского языка и литературы
высшей категории
Павлова Людмила Николаевна
Ефремкино, 2023 год
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения по родному языу(чувашского).
Планируемые метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах родного языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного чувашского языка;
– использовать синонимические ресурсы родного языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии родного языка и истории чувашского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах чувашского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
2.Содержание учебного предмета, курса.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 4 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета:
Введение. 1ч.
Чувашский язык – тюркский язык.
Повторение. 3ч.
И.Я.Яковлев – просветитель чувашского народа. Чувашская письменность. Литературный язык и диалектизмы.
Фонетические особенности чувашского языка. 4ч.
Сингармонизм. Ударения в чувашском языке. Сонорные звуки. Фонетика. Орфография.
Морфология. 8ч.
Агглютинация в чувашском языке. Словообразование. Словообразующие аффиксы. Способы словообразования.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Работа над ошибками.
Сложные слова. Однокоренные слова.
Синтаксис. 9ч.
Порядок слов в предложении. Предложение и словосочетание. Отрицательные предложения. Второстепенные члены предложения. Парадигматическая экономия языка. Способы основы предложения. Односоставные предложения. Бессоюзные и сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Пунктуация. 9ч.
Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление однородных членов в предложениях. Тире в предложениях. Обособление обращений. Обособление косвенной речи.
Контрольный диктант за 2 полугодие.
Работа над ошибками.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 11 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 5 часов, на контрольные работы – 2 часа.
Содержание раздела и тем учебного предмета:
Введение. 1ч.
Чувашский язык – тюркский язык.
Повторение. 1ч
Агглютинация в чувашском языке. Словообразование. Словообразующие аффиксы. Способы словообразования.
Сложные слова. Однокоренные слова.
Синтаксис. 12ч.
Порядок слов в предложении. Предложение и словосочетание. Отрицательные предложения. Второстепенные члены предложения. Парадигматическая экономия языка. Способы основы предложения. Односоставные предложения. Бессоюзные и сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Контрольный диктант за 1 полугодие.
Пунктуация. 11ч.
Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление однородных членов в предложениях. Тире в предложениях. Обособление обращений. Обособление косвенной речи.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Виды текста. 7ч.
Тема и рема. Деловая бумага. Перевод текста.
Диалектизмы. Словари.
Р/р. Анализ текста «Нарспи».
Контрольный диктант за 2 полугодие.
Повторение. 1ч.
3.Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (чувашский)» в 10 классе.
10 класс (34 часов)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Повторение | 3 | 1 | |
3 | Фонетические особенности чувашского языка | 4 | ||
4 | Морфология | 8 | 1 | 1 |
5 | Синтаксис | 9 | 2 | |
6 | Пунктуация | 9 | 1 | |
Итого | 34 | 4 | 2 |
11 класс (34 часа)
№ | Содержание раздела | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Повторение | 1 | ||
3 | Синтаксис | 12 | 2 | 1 |
4 | Пунктуация | 11 | 2 | |
5 | Виды текста. | 8 | 1 | 1 |
6 | Повторение. | 1 | ||
Итого | 34 | 5 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2022-2023 учебный год
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классахна 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа по географии из конструктора. 5-9 класс. на 2023-2024 уч. год.
Качественно. Профессионально. Бесплатно. РАДИ ТЕХ, КТО НЕ ПРОДАЛСЯ, КТО ОСТАЛСЯ С НАМИ, С НАМИ ДО КОНЦА!...
Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.
Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии на базовом уровне с использование...
Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное
Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне с использов...
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Программа по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...