Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 10-11 классах на 2023-2024 учебный год
рабочая программа (10 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Рабочая учебная программа

по  родному языку (чувашскому) в 10-11 классах

на 2023-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

  средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                               

Рассмотрено.                                     Согласовано.                             Утверждаю

Руководитель  ШМО                        Зам. директора по УВР            Директор школы:

____________Л.Н.Павлова             _________О.А.Иванова           ________ И.А.Кузьмина                                   Протокол № 1 от 30.08.2023г.                                                             Приказ № 217 от 31.08.2023г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                       

                                                                       

Рабочая учебная программа

по  родному языку (чувашскому) в 10-11 классах

на 2023-2024 учебный год

                                                                                   

                                                                             

                                                                                 

                                                                                                Разработал учитель

                                                                                       чувашского языка и литературы

                                                                                       высшей категории

                                                                                       Павлова Людмила Николаевна

Ефремкино,   2023 год

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».

Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

-принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

-неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

-российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

-уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

-гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

-признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост

оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

-физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные   результаты   освоения по  родному языу(чувашского).

Планируемые метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (чувашский)».

Выпускник на базовом уровне научится:

–        использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

–        использовать знания о формах родного языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

–        создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

–        выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

–        подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

–        правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

–        создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

–        сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

–        использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

–        анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

–        извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

–        преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–        выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

–        соблюдать культуру публичной речи;

–        соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

–        оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

–        использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–        распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

–        анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

–        комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

–        отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного чувашского языка;

–        использовать синонимические ресурсы родного языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

–        иметь представление об историческом развитии родного языка и истории чувашского языкознания;

–        выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

–        дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

–        проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

–        сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

–        владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

–        создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–        соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–        соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

–        соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

–        осуществлять речевой самоконтроль;

–        совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах чувашского литературного языка;

–        использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

–        оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2.Содержание учебного предмета, курса.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 4 часов, на контрольные работы – 2 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение. 1ч.

Чувашский язык – тюркский язык.

Повторение. 3ч.

И.Я.Яковлев – просветитель чувашского народа. Чувашская письменность. Литературный язык и диалектизмы.

Фонетические особенности чувашского языка. 4ч.

Сингармонизм. Ударения в чувашском языке. Сонорные звуки. Фонетика. Орфография.

Морфология. 8ч.

Агглютинация в чувашском языке. Словообразование. Словообразующие аффиксы. Способы словообразования.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

Работа над ошибками.

Сложные слова. Однокоренные слова.

Синтаксис. 9ч.

Порядок слов в предложении. Предложение и словосочетание. Отрицательные предложения. Второстепенные члены предложения. Парадигматическая экономия языка. Способы основы предложения. Односоставные предложения. Бессоюзные и сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

Пунктуация. 9ч.

Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление однородных членов в предложениях. Тире в предложениях. Обособление обращений. Обособление косвенной речи.

Контрольный диктант за 2 полугодие.

Работа над ошибками.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 11 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 5 часов, на контрольные работы – 2 часа.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

Введение. 1ч.

Чувашский язык – тюркский язык.

Повторение. 1ч

Агглютинация в чувашском языке. Словообразование. Словообразующие аффиксы. Способы словообразования.

Сложные слова. Однокоренные слова.

Синтаксис. 12ч.

Порядок слов в предложении. Предложение и словосочетание. Отрицательные предложения. Второстепенные члены предложения. Парадигматическая экономия языка. Способы основы предложения. Односоставные предложения. Бессоюзные и сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

Пунктуация. 11ч.

Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление однородных членов в предложениях. Тире в предложениях. Обособление обращений. Обособление косвенной речи.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Виды текста. 7ч.

Тема и рема. Деловая бумага. Перевод текста.

Диалектизмы. Словари.

Р/р. Анализ текста «Нарспи».

Контрольный диктант за 2 полугодие.

Повторение. 1ч.

3.Тематическое планирование учебного предмета «Родной язык (чувашский)» в 10 классе.

10 класс (34 часов)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Повторение

3

1

3

Фонетические особенности чувашского языка

4

4

Морфология

8

1

1

5

Синтаксис

9

2

6

Пунктуация

9

1

Итого

34

4

2

11 класс (34 часа)

Содержание раздела

Кол-во часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Повторение

1

3

Синтаксис

12

2

1

4

Пунктуация

11

2

5

Виды текста.

8

1

1

6

Повторение.

1

Итого

34

5

2

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2022-2023 учебный год

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классахна 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по географии из конструктора. 5-9 класс. на 2023-2024 уч. год.

Качественно. Профессионально. Бесплатно. РАДИ ТЕХ, КТО НЕ ПРОДАЛСЯ, КТО ОСТАЛСЯ С НАМИ, С НАМИ ДО КОНЦА!...

Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.

Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии  на базовом  уровне с использование...

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное

Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне с использов...

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Программа по родному (татарскому)  языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...