Рабочая учебная программа по родной (чувашской) литературе в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «Родная (чувашская) литература» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ), Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 №1644), согласно Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по родной (чувашской) литературе,  Основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечня учебников из числа рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, планируемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253), адресована обучающимся 5 класса муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса родной (чувашской) литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обучающихся основной школы по родной (чувашской) литературе согласно учебному плану муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Данная рабочая программа по родной (чувашской) литературе 5 класса  построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_raboch._progr._lit._5_klass_2015rezerv_-_kopiya.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

  средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                               

Рассмотрено.                                     Согласовано.                             Утверждаю

Руководитель  ШМО                        Зам. директора по УВР            Директор школы:

____________Л.Н.Павлова              _________В.М.Иванова           ________ И.А.Кузьмина                                  

Протокол № 01 от 27.08.2015г.                                                       Приказ № 199 от 31.08.2015г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                       

                                                                       

Рабочая учебная программа

по  родной (чувашской) литературе в 5 классе

на 2015 - 2016 учебный год

                                                                                     

                                                                                          Разработал учитель

                                                                                       чувашского языка и литературы

                                                                                       высшей категории

                                                                                       Павлова Людмила Николаевна

Ефремкино   2015 год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Родная (чувашская) литература» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ), Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 №1644), согласно Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по родной (чувашской) литературе,  Основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечня учебников из числа рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, планируемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253), адресована обучающимся 5 класса муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса родной (чувашской) литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обучающихся основной школы по родной (чувашской) литературе согласно учебному плану муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Данная рабочая программа по родной (чувашской) литературе 5 класса  построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать с  обучающимися разного уровня обучения и интереса к родной (чувашской) литературе. Она позволяет сформировать у обучающихся 5 класса достаточно широкое представление о художественной картине мира. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, учитывает региональный компонент и дает распределение учебных часов по разделам курса   5 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать  в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родной (чувашской) литературе. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами родного литературного языка.

Родная литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь родной  литературы (чувашской) и родного языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение родного языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Целями и задачами изучения родной литературы в МОБУСОШ с.Ефремкино являются:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике родной литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования родного литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения родной литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Срок реализации программы учебного предмета «Родная (чувашская) литература» в 5 классе – один учебный год.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающегося. Основными критериями отбора художественных произведений родной литературы являются:

-высокая художественная ценность;

-гуманистическая направленность;

-позитивная сила воздействия на личность ученика - читателя;

-соответствие целям и задачам развития школьника на том или ином этапе;

-художественное мастерство писателя в изображении культурно- исторических традиций, философских, мировоззренческих взглядов героев произведений.

     Рабочая программа включает девять разделов:

пояснительную записку;

общую характеристику  учебного предмета «Родная (чувашская) литература»;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;  

тематическое планирование уроков по родной (чувашской) литературе в 5 классе с листом корректировки тематического планирования уроков рабочей учебной программы по родной (чувашской) литературе в 5 классе.

В рабочей программе используется система условных обозначений:

Р./р. – развитие речи;

Вн.чт. – внеклассное чтение.    

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Рабочая программа учебного предмета «Родная (чувашская) литература» для 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения  и Программы по чувашской литературе для 5-11 классов, авторы Антонова З.С., Иванова Н.Г., Никитин (Станьял) В.П. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2003.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  •  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  •  выразительное чтение художественного текста;
  •  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  •  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  •  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  •  анализ и интерпретация произведения;
  •  составление планов и написание отзывов о произведениях;
  •  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение обучающимися заданного предметного материала.

Учебный предмет «Родная (чувашская) литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения родной речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Этим определяется особая важность установления теснейших связей в преподавании родной литературы и родного языка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родная (чувашская) литература». 

Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Родная литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Родная литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках родной литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту своего народа, нашедшему отражение в фольклоре и чувашской литературе как художественном явлении, вписанном в историю чувашской культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет  представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Родной (чувашский) язык и литература   как учебный предмет входит в образовательную область «Филология».

В соответствии с «Законом о языках» и с Законом Российской Федерации «Об образовании» в учебные планы вводится национально-региональный компонент. Национально-региональный компонент отражает специфику этнических, экономических, культурно-исторических и других особенностей Республики Башкортостан.

Данная программа составлена в соответствии с учебным планом основного общего образования МОБУ СОШ с.Ефремкино для 5 класса на 2015-2016 учебный год на основе примерного учебного плана основного общего образования вариант 3 по ФГОС.

Часы на преподавание учебного предмета «Родной язык и литература» выделяются из компонента образовательного учреждения.

Согласно Базисному учебному (образовательному) плану  общеобразовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО (вариант 3) отводит 1 час в неделю и 35 учебных часа на год для изучения родной литературы в 5 классе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами выпускников школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, формируемыми при изучении предмета «Родная литература», являются:

-осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к родной литературе (культуре), культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).

Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в основной школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения проявляются в:

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-  овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-  использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты выпускников школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения состоят:

1)  в познавательной сфере:

-  понимание ключевых проблем изученных произведений чувашского фольклора и фольклора других народов, произведений древнетюркской литературы, чувашской литературы XVIII в., чувашских писателей XIX—XX вв;

-  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений родной литературы;

-  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)  в ценностно-ориентационной сфере:

-  приобщение к духовно-нравственным ценностям чувашской литературы и, культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;

-  формулирование собственного отношения к произведениям чувашской литературы, их оценка;

-  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-  понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;

3)  в коммуникативной сфере:

-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров на родном языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

-  умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать на родном языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на родном языке при соблюдении норм чувашского речевого этикета и понимании особенностей речевого этикета собеседника, принадлежащего к иной культуре;

-  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

-  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений чувашской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения чувашских художественных текстов;

-  понимание чувашского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

-  умение при сопоставлении произведений русской и чувашской литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем чувашской и русской литературы, структурными особенностями русского и родного языков. 

5. Содержание учебного предмета, курса.

Рабочая программа по родной (чувашской) литературе в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1час в неделю); из них на развитие речи отводится всего 5 часов, на внеклассное чтение – 4ч.

Ведение. 1 ч.

Книга - это источник знаний.

Устное народное творчество. 7ч.

Детская литература. Чувашские игры. Детские игры и частушки. Праздничные песни. Пословицы. Загадки. Народные приметы. Сказки. Лиса и дятел. На Родине. Умная дочь. Сказка К.В.Иванова «Две дочери». Сказка К.В.Иванова «Железная мялка».

Развитие речи.

Внеклассное чтение. 

Региональный компонент. Башкирские народные игры. Башкирские народные песни.

Башкирские поговорки. Писатели Республики Башкортостан

Родина – это золотая колыбель. 6ч.

Рассказ А.Васильевой «Новая птица». Стихотворение А.Есхеля «Мама».

Развитие речи.

Внеклассное чтение.

Животные – наши друзья. 4ч.

Рассказ Е.Лисиной «Прославление московских кошек». Рассказ Ф.Осипова «Хевронья». Слово — основа образной речи.

Развитие речи.

Региональный компонент. Животные, населяющие Республики Башкортостан.

Человек – самый сильный. 4ч.

Стихотворение Н.Янкаса «Смерть Чапаева». Пьеса Т.Петеркки «К свету». Образ - главная часть художественной литературы. Рассказ М.Ухсай «Утренняя роса». Пьеса П.Ялкира «Интермедия». Инсценировка и интермедия.

Внеклассное чтение.

Региональный компонент. Герои Великой Отечественной войны из Республики Башкортостан.

Трудолюбие красит человека. 7ч.

Рассказ И.Егорова «Сын». Рассказ Е.Осиповой «Шалаш». Стихотворение Д.Васлея «На лыжах». Стихотворение А.Алки «Снег идёт». Пусть старшие умными, младшие скромными будут.

Рассказ Л.Сарине «Цирк».

Развитие речи.

Внеклассное чтение.

Региональный компонент. Местная достопримечательность.

Наступила весна. 1ч.

Произведение В.Урташа «Весенние дни». Стихотворение Н.Шелепи «Весна». Стихотворение Я.Ухсая «Весенняя картина».

Литературные тропы.

Мы против войны. 1ч.

Рассказ Н.Мартынова «Окровавленная ягода».

Родина. 4ч.

Стихотворение Н.Теветкеля «Карта». Стихотворение П.Хусанкая «Чувашия». Рассказ Ю.Скворцова «Рак на удочке».

Контрольная работа.

6. Тематическое планирование учебного предмета (с определением основных видов учебной деятельности обучающихся).

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Ведение. 1 ч.

Книга - это источник знаний.

Понимание определяющей роли родной литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе воспитания, образования и самообразования

2.

Устное народное творчество. 7ч.

Детская литература. Чувашские игры. Детские игры и частушки. Праздничные песни.

Пословицы. Загадки. Народные приметы.

Сказки. Лиса и дятел. На Родине. Умная дочь.  

Сказка К.В.Иванова «Две дочери».

Сказка К.В.Иванова «Железная мялка».

Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа.

Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок.

Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия.

Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы).

3.    

Родина – это золотая колыбель. 6ч.

Рассказ А.Васильевой «Новая птица».

Стихотворение А.Есхеля «Мама».

Научиться работать в парах сильный — слабый по теме «Прототипы рассказа» с последующей взаимопроверкой, уметь составлять словарь литературных понятий.

Уметь составлять словесный портрет матери.

4.

Животные – наши друзья. 4ч.

Рассказ Е.Лисиной «Прославление московских кошек».

Рассказ Ф.Осипова «Хевронья».

Слово — основа образной речи.

Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения, уметь составлять рассказ про домашнее животное и прививать в себе чувство сострадания к животным.

5.

Человек – самый сильный. 4ч.

Стихотворение Н.Янкаса «Смерть Чапаева».

Пьеса Т.Петеркки «К свету».

Образ - главная часть художественной литературы

Рассказ М.Ухсай «Утренняя роса».

Пьеса П.Ялкира «Интермедия». Инсценировка и интермедия.

Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста.

Уметь составлять статьи по теме «Патриотический пафос произведения».

Выразительно читать инсценировку по ролям и самим составлять по прочитанным произведениям.

6

Трудолюбие красит человека. 7ч.

Рассказ И.Егорова «Сын».

Рассказ Е.Осиповой «Шалаш».

Стихотворение Д.Васлея «На лыжах».

Стихотворение А.Алки «Снег идёт».

Пусть старшие умными, младшие скромными будут.

Рассказ Л.Сарине «Цирк».

Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения, знать элементы биографии и творчества писателей, знать содержание прочитанного. Уметь составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема),

уметь обосновывать и высказывать собственное мнение.

7.

Наступила весна. 1ч.

Произведение В.Урташа «Весенние дни».

Стихотворение Н.Шелепи «Весна».

Стихотворение Я.Ухсая «Весенняя картина».

Литературные тропы.

Научиться анализировать текст стихотворения, уметь описать внутренний мир литературного героя. Научиться ценить красоту природы, беречь ее.

Определять роль изобразительно-выразительных средств, отличать литературные понятия :гипербола, литота, олицетворение и др.

8.

Мы против войны. 1ч.

Рассказ Н.Мартынова «Окровавленная ягода».

Научиться выразительно читать и пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства.

9.

Родина. 4ч.

Стихотворение Н.Теветкеля «Карта».

Стихотворение П.Хусанкая «Чувашия».

Рассказ Ю.Скворцова «Рак на удочке». 

Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать
навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихо
творениям П.Хусанкая).

Иметь чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны через анализ произведения.

7.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1) Литература для обучающихся:

1. Дмитриева Н.И., Никитин В.П. Мир чувашской культуры (Древняя история и духовное наследие этноса). – Чебоксары: «Новое Время», 2007. – 304с.

2. Иванова Н.Г., Матвеева Ф.А., Метин П.Н. Учебник: Родная литература.  5 класс.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2005. – 255с.

3. Метин П.Н. Анализ художественного текста. Чебоксары: ЧИРО, 2009. – 192с.

4. Михайлова З.П., Михайлов В.М. Чувашская литература. /Сборник тестов для 5-11 классов. – Чебоксары: ЧКИ, 1999. – 156с.

Литература для учителя:

1. Антонова З.С., Иванова Н.Г., Никитин В.П. Программа для чувашской литературы. / Для 5-11 классов. – Чебоксары: ЧКИ, 2003. – 64с.      

2. Афанасьев П.В.  Писатели Чувашии: Библиографический справочник.  – Чебоксары: ЧКИ, 2006. – 558с.  

3. Иванова Н.Г., Матвеева Ф.А., Метин П.Н. Учебник: Родная литература.  5 класс.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2005. – 255с.

4. Краснова Н.А. Разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ. - Чебоксары: «Новое Время», 2010. – 99с.

5. Трифонова В.А. Чувашский язык и литература: методы и уроки. – Чебоксары: ЧКИ, 2008. – 72с.  

  Электронные пособия для учителя и обучающихся:

1. Пожелания И.Я.Яковлева.

2. Поэзия Михаила Сеспеля.

3. Поэма К.В.Иванова «Нарспи».

4. Сборник стихов П.П.Хузангая.

5. Спектакль «Алим» по пьесе П.Осипова.

6. Чувашские народные песни.

2) Материально-техническое обеспечение:

1. Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал).

2. Экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, видеоролики, аудиофильмы, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, фонохрестоматия).

3. Пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия).

4. Технические средства обучения (видеомагнитофон, компьютер).

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные   результаты   изучения  родной (чувашской) литературы в основной школе.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•        выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•        выделять явление из общего ряда других явлений;

•        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

•        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•        определять свое отношение к природной среде;

•        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

•        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-        определять возможные роли в совместной деятельности;

-        играть определенную роль в совместной деятельности;

-        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-        критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-        выделять общую точку зрения в дискуссии;

-        договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

•        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

•        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты школьной программы:

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего народа, формирования представлений о чувашском национальном характере;

• видеть черты национального характера в героях чувашских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Чувашская литература 20 века.

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения чувашской и русской литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9. Тематическое планирование уроков по родной (чувашской) литературе в 5 классе.

п/п

Дата проведения

Темы учебного материала  по чувашской литературе для 5 класса.

Кол-во

часов

Примечание

Предпо-

лагаемая дата

Фактичес

кая дата

1

02. 09.

Книга - это источник знаний.

1

Рег. комп. Достойное образование в РБ

2

09. 09.  

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Детские игры и частушки.

1

Рег. комп. Башкирские народные игры

3

16. 09.

Праздничные песни.

1

Рег. комп. Башкирские народные песни

4

23. 09.

Пословицы. Загадки. Народные приметы.

1

Рег. комп. Башкирские поговорки

5

30. 09.

СКАЗКИ. Лиса и дятел. Умная дочь.

1

6

07. 10.

Вн. чт. На Родине.

1

7

14. 10.

Сказка К.В.Иванова «Железная мялка».

1

Рег. комп. Писатели РБ

8

21. 10.

Р/р. Составление сравнительной характеристики народной и литературной сказки.

1

9

28. 10.

РОДИНА - ЭТО ЗОЛОТАЯ КОЛЫБЕЛЬ.

Рассказ А.Васильевой «Новая птица».

1

10

11. 11.

Составление родословного дерева «Наш род».

1

11

18. 11.

Вн. чт. Г.Мальцев. «Наша бабушка»

1

12

25. 11.

Стихотворение А.Есхеля «Мама».

1

13

02. 12.

Р/р. Подготовка к классному сочинению- описанию «Моя любимая мама».

1

14

09. 12.

Р/р. Написание сочинения-описания «Моя любимая мама».

1

15

16. 12.

ЖИВОТНЫЕ - НАШИ ДРУЗЬЯ.

Рассказ Е.Лисиной «Прославление московских кошек».

1

16

23. 12.

Рассказ Е.Лисиной «Прославление московских кошек».

1

17

20. 01.

Стихотворение Д.Васлея «На лыжах».

1

18

27. 01.

Рассказ Ф.Осипова «Хевронья».

1

19

03. 02.

Р/р. Моё любимое животное.

1

Рег. комп. Животные, населяющие РБ

20

10. 02.

Стихотворение Н.Янкаса «Смерть Чапаева».

1

21

17. 02.

Вн. чт. В.Бурнаевский. «Чапаев».

1

Рег. комп. Герои ВОВ РБ

22

24. 02.

Пьеса Т.Петеркки «К свету».

1

23

02. 03.

Образ - главная часть художественной литературы

1

24

09. 03.

Рассказ М.Ухсай «Утренняя роса».

1

25

16. 03.

Пьеса П.Ялкира «Интермедия».

1

26

23. 03.

Р/р. Составление сравнительной характеристики Васи и Ули.

1

27

06. 04.

Вн. чт. Рассказ И.Егорова «Сын».

1

28

13. 04.

Рассказ Е.Осиповой «Шалаш».

1

29

20. 04.

Рассказ Е.Осиповой «Шалаш».

1

30

27. 04.

Рассказ Л.Сарине «Цирк».

1

Рег. комп. Местная достопримечательность

31

04. 05.

Контрольная работа по разделу «Труд»

1

32

11. 05.

Стихотворение Н.Шелепи «Весна».

1

33

18. 05.

Рассказ Н.Мартынова «Окровавленная ягода».

1

34

25. 05.

Рассказ Н.Мартынова «Окровавленная ягода».

1

35

Литература 1941-45 годов.

1

Лист корректировки

тематического планирования уроков рабочей учебной программы

по родной (чувашской) литературе в 5 классе.

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашской литературе

рабочая программа по чувашской литературе...

Рабочая программа по чувашской литературе 4 класс.

Рабочая программа составлена к учебнику  Т..В. Артемьева "Литература вулаве" 4 класс.  в неделю 1 час, всего-34 часа....

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая программа по чувашской литературе для 5 класса

¨нлантарса пани Ч¸ваш Республикин В¿рентÿ тата =амр¸ксен политикин министерстви 2005 =улта =ир¿плетн¿ в¿ренÿ план¿ т¸р¸х ч¸ваш шкул¿сенче т¸ван литература в¿рентме V класра эрнере 3 сехет уй¸рн¸К...

Рабочая учебная программа по литературе, 5 класс

Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы  основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...

Рабочая учебная программа по литературе, 6 класс

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы  основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...

Рабочая учебная программа по литературе 7 класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по л...