«Текст. Основная мысль текста»
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»
урок на тему
«Текст. Основная мысль текста»,
разработанный и защищенный учителями русского языка и литературы
Поповой Анной Владимировной МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой» Московского района г. Казани
и Фатхулиной Дамирой Салахетдиновной МБОУ «Кильдуразовская ООШ» Апастовского муниципального района
на курсах дополнительного профессионального образования по проблеме
«Современный урок русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»
(21 сентября – 17 октября 2018г.)
Казань-2015г.
Методическая разработка конспекта урока по русскому языку
Тема урока: Текст. Основная мысль текста.
Класс: 6
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
Формировать:
- понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве;
- навык определять тему, основную мысль и микротемы текста;
- умение работать с текстом, производить смысловой анализ, структурировать текст.
Развивать:
- мыслительно-речевую деятельность учащихся;
- навыки самостоятельной работы с текстом, самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности
- умение применять речеведческие понятия: текст, заголовок текста, тема текста, основная мысль текста, план, абзац;
- нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Планируемые результаты:
- Личностные –
- сохранение мотивации к учебе;
- проявление интереса к новому учебному материалу;
- развитие способности к самооценке.
- Метапредметные –
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение;
- находить неточности и корректировать их;
- учиться работать в паре, группе.
- Предметные:
- ученик получит опыт сравнения текстов;
- научится анализировать композицию текста и его содержание,
- научится определять основную мысль текста;
- научится работать со словарной статьей.
Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки с текстами для анализа.
Необходимое оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.
Демонстративный материал: слайды с эталонами выполняемых работ, иллюстрации народных промыслов.
Ход урока:
Конспект | УУД | ||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на этом занятии. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов. Посмотрите на доску. Всякая работа мастера хвалит. Всякому молодцу ремесло к лицу. С ремеслом всегда хлеба добудешь. Учитель: Что за высказывания записаны на доске? Ученик: Пословицы. Учитель: Давайте вспомним, что такое пословицы? Ученик: Это жанр фольклора, краткие мудрые высказывания, в которых отражен многолетний опыт народа. Учитель: Попробуем объяснить их смысл. Ученик: Дети предлагают свои варианты ответа. Учитель: Молодцы! Как вы заметили все пословицы о ремесле. Сейчас мы редко употребляем это слово в речи, поэтому мне интересно узнать, как вы его понимаете? Ученик: Ремесло – это вид работы, когда мастер делает что-то руками. Ремесло – устаревшее слово, сейчас мы говорим «профессия», а раньше говорили «ремесло». Учитель: Вы правы. Ремесло – это профессиональное занятие — изготовление изделий ручным, не фабричным способом. Какие виды ремесел вы знаете? Ученик: Резьба, плетение кружев, вязание, лепка и т.д. Учитель: Верно. Сегодня мы с вами будем говорить о ремеслах, которыми издавна занимались на Руси. Мы совершим увлекательное путешествие в историю и откроем для себя удивительный мир народного промысла. 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Учитель: Посмотрите на первый слайд. Прочитайте данные предложения. Можно ли назвать их текстом? Ткачество – это процедура создания ткани из ниток посредством специальных машин. На Руси ткацкие станки появились в 9-10 веке. Ткачество было главным женским ремеслом в деревне. Для производства ткани использовали шерсть, лен, крапиву и коноплю. Учитель: Итак, что вы думаете? Ученик: Да можно, эти предложения можно назвать текстом, потому что они объединены одной темой – ткачество. Нет, нельзя – это отдельные предложения, а не единый текст. 3. Выявление места и причины затруднения. Учитель: Мнения в классе разделились. Как вы думаете, почему? Ученик: Мы недостаточно знаем о тексте и его признаках. Учитель: Кто догадался, какова тема нашего урока? Ученик: Тема урока – понятие о тексте. Учитель: Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? Ученик: Больше узнать о том, что такое текст и каковы его признаки. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Ученик: Метод наблюдения. Нужно сопоставить данные предложения с текстом и найти отличия. Учитель: Обратимся к следующему слайду. 5. Реализация построения проекта. Учитель: Внимание. Подумайте, в какой половине слайда находится текст? Какие признаки его отличают?
Учитель: Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? Ученик: В правом столбике представлен текст. Здесь предложения не только на одну тему, но каждое предложение дополняет предыдущее. Здесь есть абзацы. Учитель: Хорошо! Вы сделали много важных наблюдений, которые действительно отличают текст от набора предложений по заданной теме. Пожалуйста, оформите их в виде схемы. Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами определение «текста». Текст - это логическая последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка, объединенная единой темой (обозначенной в названии/заголовке) и обладающая определенной структурой/композицией. Словарь лингвистических терминов Учитель: Посмотрите, чем еще из этого определения можно дополнить нашу схему? Ученик: Здесь сказано, что текст имеет структуру/композицию. Учитель: А как вы это понимаете? Ученик: У текста есть начало/вступление, основная часть, и конец/заключение. Учитель: Хорошо. Молодцы! Но это еще не все признаки текста. 6. Первичное закрепление во внешней речи. Учитель: Прочитайте текст. Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Находки археологов демонстрируют, какой длинный путь прошло гончарное искусство: от примитивной посуды до изысканных греческих амфор. Гончарство было самым почетным и важным промыслом. В умелых руках мастера бесформенная глина, как по волшебству, превращалась в посуду, украшения, скульптуры. С появлением гончарного круга стали появляться гончарные мастерские, имеющие свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. В наш век люди стали вновь испытывать интерес к гончарству. Изделия современных мастеров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Учитель: Все ли слова в этом тексте вам понятны? Давайте обратимся к словарю и уточним значение некоторых слов. (Один из учеников заранее был назначен ответственным за работу с толковым словарем. Он ищет и зачитывает толкование слов «гончарство», «амфора», «клеймо». Учитель: Сколько смысловых частей можно выделить в этом тексте? (фронтально) Ученик: В тексте можно выделить три части: вступление, основную часть и заключение. Учитель: Верно, в тексте три части. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по эталону (проецируется на доске). Эталон: Гончарное ремесло считается одним из древнейших ремесел на земле. Находки археологов демонстрируют, какой длинный путь прошло гончарное искусство: от примитивной посуды до изысканных греческих амфор. Гончарство было самым почетным и важным промыслом. В умелых руках мастера бесформенная глина, как по волшебству, превращалась в посуду, украшения, скульптуры. С появлением гончарного круга стали появляться гончарные мастерские, имеющие свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. В наш век люди стали вновь испытывать интерес к гончарству. Изделия современных мастеров по-прежнему вызывают восторг и восхищение, а спрос на ручную керамику постоянно растет. Учитель: Какие заголовки можно подобрать к данному тексту? Ученик: «Гончарное ремесло», «Гончарное дело», «Искусство гончаров», «Гончарство». Учитель: Хорошо. Вы справились с заданием. Теперь поработаем в парах. Перед вами карточки. Прочитайте и восстановите последовательность предложений в тексте. Проверьте себя по эталону. (1)Перекрученные и переплетенные между собой нити образуют уникальный ажурный узор. (2)С давних времён изысканным украшением интерьера и одежды являлось кружево. (3)Родиной кружевоплетения обычно признают Италию. (4)Кружево, в отличие от вышитого рисунка, можно отпороть от ткани заменить другим. (5)Первоначально оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку. (6)Однако сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей, а некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки. (7)Традиционно для плетения кружев используются льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Эталон (проецируется на экран): 2,1,5,4,7,6,3 С давних времён изысканным украшением интерьера и одежды являлось кружево. Перекрученные и переплетенные между собой нити образуют уникальный ажурный узор. Первоначально оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку. Кружево, в отличие от вышитого рисунка, можно отпороть от ткани заменить другим. Традиционно для плетения кружев используются льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Однако сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей, а некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки. Родиной кружевоплетения обычно признают Италию. Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? Ученик: Да, у нас возникали сомнения, но мы справились с заданием. 7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Учитель: Прочитайте текст. Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей. Учитель: Что мы можем о нем сказать, опираясь на наши знания? Ученик: Этот текст, т.к. все предложения последовательно раскрывают одну мысль – Производство дымковской игрушки. Он разделен на абзацы, к нему можно подобрать заголовок и в нем можно выделить структурные части. Учитель: Все верно! Вы хорошо усвоили признаки текста и научились определять основную мысль. А можно ли выделить в тексте другие, более мелкие темы? Микротемы? Ученик: Можно. Учитель: Как это сделать? Ученик: Можно выделить тему каждого абзаца. Учитель: Пожалуйста, запишите микротему каждого абзаца. Ученик: 1.Легенда. 2. Мастер-иконописец. 3. Мечта мастера. 4.Секреты мастера. 5.Мастер живет в красках хохломы. Учитель: Проверьте по эталону (проецируется на экране) 1.Легенда о возникновении хохломы. 2. Мастер-иконописец выбирает вольную жизнь. 3. Мечта мастера. Появление хохломских чашек. 4.Мастер передал секреты односельчанам. 5.Мастерство мастера не исчезло, он живет в хохломских красках. Учитель: Ваши заглавия для абзацев могут немного отличаться, главное, чтобы вы верно нашли ключевое слово/понятие, которое раскрывает содержание этого абзаца. На что похожа получившаяся запись? Ученик: Это план текста. Учитель: Верно! Какой вывод мы можем сделать? Ученик: Это значит, что, выделив в тексте смысловые части, можно составить к нему план. Для этого нужно найти ключевое слово в каждом абзаце, определить микротему и сформулировать название. 8. Включение в систему знаний и повторение. Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? Ученик: Мы можем отличать группу предложений от текста и составлять к нему план. Учитель: А сейчас попробуем выполнить несколько тестовых заданий. Задание. Прочитайте текст и выполните тестовые задания. (1)… (2) Ими занимались мастера-кустари. (3) Инструкция одного из местных органов управления указывала, что под кустарем следует понимать более или менее опытного, искусного в своем деле мастера, который занимается своим промыслом дома, работает сам, при помощи своей семьи или наемных рабочих и готовит свои изделия на продажу. (4) Каждая губерния, каждый уезд имели свои промыслы. (5) Например, в Архангельской губернии было развито смолокурение, а в Московской и Вятской губерниях — производство мебели. (6) В Вологде плели кружева, которые славились на всю страну, а в Хохломе расписывали не менее знаменитые ложки, миски, чашки… (7) Центры народных промыслов представляли собой как бы государства в государстве со своими удивительными традициями и привычками. 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
2. В каком варианте ответа верно передана главная информация текста?
3. Найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Учитель: Проверьте себя по эталону. Эталон: 1-D, 2-A, 3- пятое предложение. Со всеми ли заданиями вы справились? Ученик: Нет, вызвало затруднения третье задание. Учитель: А это тема нашего следующего урока. «Способы связи предложений в тексте». Подумайте над ним дома, может быть вы найдете ответ самостоятельно. Итак, мы проделали большую работу и многое узнали. А сейчас вернемся к пословицам о ремесле, с которых мы начали наш урок. Как вы считаете, можно ли назвать эти пословицы текстом? Ученик: Нет, т.к. это одно предложение. Учитель: А здесь вы неправы.. И в этом еще одна премудрость великого русского языка! Дело в том, что смысл пословицы настолько глубок, а их форма настолько совершенна и закончена, что ученые-языковеды, лингвисты определяют даже одну отдельную пословицу как текст. Помните об этом интересном факте. 9. Рефлексия учебной деятельности. Учитель: Чему был посвящен урок? Ученик: Тексту и его отличительным признакам. Учитель: Что нового вы узнали о тексте? Ученик: Мы узнали, что текст это не просто предложения на одну тему, а определенная последовательность, которая имеет начало/вступление и конец / заключение. Ученик: К тексту всегда можно подобрать заглавие. Ученик: Большой текст можно разделить на абзацы и выделить микротемы. Ученик: Иногда даже одно предложение можно считать текстом – это пословицы. Учитель: Какие затруднения мы испытали? Ученик: Мы не всегда верно выделяем смысловые части в тексте. Нарушаем границы абзацев. Неточно формулируем микротемы. Учитель: А сейчас, подводя итог свой работы на уроке, пожалуйста, заполните лист рефлексии.
Учитель: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Определите основную мысль текста, подберите заглавие, найдите ключевые слова. Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу. Природа народного искусства – коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров. Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. В наши дни народное искусство не исчезло, оно переродилось в декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» означает «украшаю». Прикладное – значит предмет должен иметь свое назначение. Ремесло приобретает новое звучание – украшение быта, а это весьма актуально в современном мире. 2. Разделить текст на абзацы, выделить микротемы и составить план. Для производства дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, несколько раз переворачивают, заливают водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают в печи и остужают. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, – «отбеливание». Игрушки погружают в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, ставят на сквозняк. Молоко быстро скисает, на поверхности изделия образуется пленка, и постепенно красная глина превращается в белую, вполне пригодную для росписи. 3. Продолжите текст по предложенному вступлению. Докажите его соответствие признакам текста. Тесно связано с деревом такое мастерство, как роспись. По времени росписи возникли значительно позднее, нежели резьба по дереву. Говорят, роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. 4. Задания для умников и умниц! Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова и предложения. Как вы думаете, почему они выделены жирным шрифтом? Отредактируйте текст. На протяжении XIV—XV вв. ширились русские города. В наиболее большущих из них проводились работы по благоустройству. Основную часть обитателей городов составляли ремесленники. Промеж них видную роль играли кузнецы. Помаленьку из кузнечного производства выделилось слесарное и оружейное. Крымский хан Менгли Гирей ставил доспехи русских наторелых мастеров выше сирийских, турецких, итальянских и просил Ивана III прислать ему «панцыри и мелкий доспех». В XIV в. поправилось литейное дело, пришедшее в упадок в связи с набегом монголов. Дознанным видом сего ремесла было литьё колоколов. Судя по упоминанию летописи, в 1382 г. на Руси уже были пушки.. В 1483 г. русский мастер Яков отлил в Москве 16-пудовую пушку. Учитель: Спасибо. Хорошего дня! | Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: Адекватно оценивать собственные знания и возможности; ставить учебные цели и задачи. Регулятивные: Выбирать способы и приемы достижения цели. Познавательные: сопоставлять, анализировать языковой материал. Регулятивные: умение обобщать знания, преобразовывать их в схему Познавательные: умение структурировать текст, включая выделение главного, умение подбирать заглавие, отражающее тему текста. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание Познавательные: осуществлять информационную переработку текста, составлять план. Познавательные: давать определения понятиям, обобщать знания. Коммуникативные: отображать в речи содержание совершаемых действий. Познавательные: делать выводы и умозаключения на основе выполненных мыслительных операций: анализа, сравнения. Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль, оценивать правильность выполнения действий, планировать траекторию коррекции знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Основная мысль текста....
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...
Текст. Основная мысль текста
Презентация к уроку...