"Правописание О-Е-Ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок в 6 классе( УМК В. Львов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo.doc | 76.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_fgos.ppt | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского
языка в условиях реализации ФГОС
в 6 классе по теме:
«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »
(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)
Учителя МБОУ «Суземская СОШ №1»
Макушкиной Евгении Ивановны.
Работу выполнила : учитель русского языка и литературы МБОУ»Суземская СОШ №1» Макушкина Е.И.
Учебный предмет : русский язык
Класс : 6 класс.
Тип урока:урок изучения новых знаний и способов действий.
Тема: | Правописание О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи. |
Цель | - повторить правописание о//ё после шипящих в корне; - углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях); - формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова; - классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия. |
Задачи | Образовательные : уметь пользоваться изученной орфограммой .Развивающие : обогащать словарный запас учащихся ; обучать сравнению , умению выделять главное , систематизировать , объяснять понятия ; развивать творческие способности учащихся . Воспитательные : Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека; Воспитание стремления к грамотной речи. |
УУД | Личностные УУД : мобилизация внимания , уважение к окружающим ; самоопределение , установление связи между целью учения и ее мотивом , проявлять интерес к изучению темы . Регулятивные УУД : умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока. Коммуникативные УУД : умение формировать суждения в рамках учебного курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом. Познавательные УУД : овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка. |
Планируемые результаты | Предметные : знать тему : « О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи» ; уметь находить и выделять изученную орфограмму. Личностные : Формировать ответственное отношение и интерес к учению , устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию и самообразованию ; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками .Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека. Воспитание стремления к грамотной речи. Метапредметные : Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий. |
Основные понятия | Орфограмма. |
Межпредметные связи | Французский язык, музыка, изобразительное искусство. |
Ресурсы : основные дополнительные | -учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013. -проектор, экран. -карточки О, Ё -оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика. - алгоритм ; - словари ( толковый , заимствованных и иноязычных слов) |
Формы работы на уроке | Фронтальная , индивидуальная, групповая, в парах |
Технология | Исследовательская, дифференциация заданий, личностно-ориентированная,эффективная речевая деятельность,диалоговая, роефлективная.. |
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия Повторение материалов предыдущего урока | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция Личностные: совершенствование учебных навыков. Коммуникативные: работа в парах и группах. Регулятивные: | Психологический настрой детей на урок. Включение учащихся в учебную деятельность. Помогает вспомнить тему предыдущего урока, проверить полученные умения. | Оценивание готовности к уроку. Точечный диктант, групповое декламирование. Работа с толковым словарём. |
Мотивация к учебной деятельности | коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Создание проблемной ситуации. | Орфографическая диктовка_+ индивидуальное задание. Формулирование темы и целей урока. Вырабатывание алгоритма учебного действия. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать свою точку зрения. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Первичное проговаривание алгоритма и его применение на практике. Введение слов-исключений в словарь учащихся.
| Вырабатывание алгоритма учебного действия.Выявление закономерности при использовании правила. Реализация алгоритма на практике с самопроверкой. Запись слов-исключе ний, выяснение их лексичкеского значения.
|
Первичное закрепление материала. | регулятивные УУД: планирование, рефлексия, саморегуляция; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Пояснение лексического значения иноязычных слов. Помощь в работе с материалами учебника. | Индивидуальная работа: сообщение учащегося о суффиксе -ЁР- Работа с материалами учебника. |
Включение в систему знаний. | личностные: использование для решения познавательных задач различных источников информации; регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Наблюдение за работой учащихся, устранение затруднений при работе с учебником. | Слуховой диктант —работа с карточками. Самостоятельная работа с упражнением учебника с взаимопроверкой. |
Подведение итогов урока. | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Окончательное формулирование целей , задач урока и обсуждение эффективности работы на уроке. |
Рефлексия | личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные УУД: саморегуляция; | - Как вы оцениваете свое личное участие в работе на уроке: вы сторонний наблюдатель или активный участник?
| Ученики выражают мнение о своей роли на уроке с помощью значков-смайликов. |
Домашнее задание | Инструктаж по домашнему заданию. | Индивидуальные карточки. Найти в словаре слова с суффиксом -ёр-, записать в тетрадь. |
Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС
в 6 классе по теме:
«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »
(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)
Цели урока:
- Учебные:
а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;
б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях);
в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова;
г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия.
2. Развивающие:
а) формировать коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;
б) формировать УУД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;
в) формировать регулятивные УУД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.
3. Воспитательные:
Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;
Воспитание стремления к грамотной речи.
Оборудование:
Примечание: используем для объяснения нового материала методику Н. Романовой .
Ноутбук
Учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013.
Карточки О, Ё
Проектор, экран.
Оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика.
2
Оценочный лист:
Макет оценочного листа
Оценочный лист Фамилия, имя ученика:_____________________________________ | ||
№ | Задание | Самооценка |
1. | Точечный диктант | 4 |
2. | Скандирование слов - исключений | 5 |
3. | Толковый словарь | 5 |
4. | Слуховой диктант | 4 |
5. | Самостоятельная работа с учебником | 4 |
6. | Сообщение о суффиксе -о-, -ёр- | 5 |
7. | Работа у доски | 4 |
8. | ||
9. | ||
10. |
Виды деятельности обучающихся на уроке:
- Участие в целеполагании учебной деятельности.
- Формулирование и письменная фиксация цели урока
- Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.
- Слушание, устная работа по карточкам.
- Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).
- Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке
Ход урока.
1.Включение обучающихся в учебную деятельность.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2. Повторение материалов предыдущего урока.
Учитель: Назовите тему прошлого урока
Учащиеся: Е//И в суффиксах ЕК-ИК
Учитель: проверим, как вы усвоили эту орфограмму.
Точечный диктант:
Учитель называет слова, а учащиеся должны распределить их в две колонки (поставить точку слева или справа)
Е | И |
1. | 1. Кончик |
2. Орешек | 2. |
3. Краешек | 3. |
4. | 4. Ключик |
5. Мосточек | 5. |
6. Листочек | 6. |
7. | 7. Мячик |
Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность схемы(образец на экране Слайд №2.). Поставьте оценку в «Оценочный лист».
Ребята , в качестве домашнего задания я просила вас припомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется О. Вы вспомнили их? Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание , проскандируем речёвку - «27 слов –исключений»
Речевку со словами-исключениями проверяем по рядам :
Ряд 1 : Шорох,шорты и крюшон,
Шорник,шомпол,капюшон,
Жор,прожорливый,боржом.
4
Ряд 2 : Шов и шоу, шоры, жом,
Шок, крыжовник и мажор,
Шоркать, джонка и вечор.
Ряд 3 т: Трущоба, чопорный, обжора,
Жостово, ужо, Печора-
И чокнуться, с судьбой не споря,
В северной реке Ижоре.
Учитель: Лучшим был 2-й ряд, все сидящие во втором ряду ставят «5». Неплохо скандировал 3-й ряд- оценка «4», а 1-й ряд сегодня был не на высоте- оценка «3».
Некоторые слова-исключения вы услышали впервые, поэтому группа ребят поработала с толковым словарём. Посмотрим все вместе, что у них получилось.
Группа учащихся( 4 человека) выполняла поиск значений непонятных слов в речёвке по толковому словарю.:
Крюшон – прохладительный фруктовый напиток
Шоры – упряжь для лошадей
Шорник – специалист по шорным изделиям
Шопмол – стержень для чистки и смазки ручного стрелкового оружия
Боржом – минеральная лечебная вода
Шоу – представление, зрелище
Жом – пресс для выжимания, отжимания; выжимка
Шок – тяжёлое расстройство организма из-за физического или
психологического потрясения
Джонка – в Китае грузовое судно с четырёхугольным парусом
Чопорный – чрезмерно строгий в поведение, в соблюдении приличий
Вечор – устаревшее слово(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» А.С.Пушкин)
Просторечные слова: Ужо (уже)
Шоркать
Чокнуться (помешаться, свихнуться)
Всем четырём учащимся за работу с толковым словарём – «5» («Оценочный лист»)
3. Изучение нового материала
а) Создание проблемной ситуации :
Диктовка( один из учеников работает у доски—по желанию) : новая причёска, прошлогодний жёлудь, жёлтое платье, тихий шорох, кривой шов.
( обозначаем орфограмму, выделяем корень)
Учитель: Как вы думаете, могут ли буквы О//Ё после шипящих встречаться в других морфемах ( кроме корня)?
Смотрим на экран.(Слайд № 3)
Тушенка, речонка, девчонка, старичок, мальчонка, ночёвка, крючок, сгущёнка, протечёт, испечёшь, отвлечёмся.
Учащиеся: Да, встречаются О\\Ё после шипящих и не только в корне. Учитель: Скажите, судя по слайду, с какими из морфем мы будем работать?
Учащиеся: Это суффиксы и окончания.
б) Определение темы обучающимися.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Какова тема нашего урока?
Учащиеся: О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончании.
в) Определение целей урока обучающимися:
Учитель: - Определили тему урока, а теперь выделим цели, которые мы с вами должны поставить и достичь:
Учащиеся:
*Знать условие написания О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях
*Грамотно писать слова с О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях .
Запомнить слова исключения, если они есть.
г)Актуализация знаний и пробное учебное действие.
На экране слайд №3
Учитель:
На доске оформлены две колонки с названиями:
Слова называют действия и его результат или предмет,
производящий действие
Нет действия и нет результата действий
Помните: Значение «результат действия» слово имеет тогда, когда названный им предмет или признак возникает как результат одноимённого действия ( процесса)
Например: ( проговариваем алгоритм вслух):
Волочёт— слово называет действие.
Старушонка—нет действия и нет результата действия.
Разделите все слова со слайда № 3 по алгоритму на две группы.
Учащиеся выполняют работу в тетради.
Учитель:
А теперь проверим, насколько удачен наш алгоритм. Всем ли удалось распределить слова верно.
Проверка: Слайд №4.
Учитель: Сделаем вывод о правописании О-Ё в суффиксах и окончаниях.
Учащиеся: Если слово называет действие и его результат, то в суффиксе и в окончании после шипящей пишем Ё ,а если слово не называет действие и его результат, то пишем О.
Учитель: Существует два слова-исключения на это правило: толчок, молчок.
На экране Слайд №5 Выясняем лексические значения слов-исключений.
Учитель:
А теперь посмотрите на следующий слайд ( слайд №6)
и скажите, в какой из колонок слова написаны неверно? Почему вы так думаете?
Сделайте вывод о правописании буквы Ё после Ц.
Учащиеся:
-После Ц невозможно написать букву Ё, возможно только Е или О, это зависит от ударения.
4. Первичное закрепление новой темы.
Работа с учебником, прочтение материалов на стр. 34.
Учитель:
Ребята, при прочтении материалов учебника, какой суффикс вы встретили впервые?
Учащиеся: Это суффикс-ёр-
Учитель:
Небольшое сообщение о суффиксе –ёр подготовила Маша Иванова. Послушаем.
Сообщение ученицы:
- В 90-ые годы 19-го столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов.
Активные политические и общественные связи с Франции в 18-19 веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.
Среди огромного количества заимствованных слов из французского языка встречается немало слов с суффиксом –ёр, который указывает на профессию, специальность, род занятий человека. ( Оценочный лист –оценка Маше Ивановой)
На экране слайд № 7: дирижёр, стажёр, коммивояжёр (значение слов на экране).
12
5. Включение в систему знаний:
а) Слуховой диктант.
У детей на столах две карточки Ё, О. Учитель называет слова: окруженным, шапчонка, галчонок, тушенная, парчовая, молчок,
зайчонок, лишенный, половичок, распашонка.
Ребята поднимают необходимую карточку; ученик, допустивший ошибку, комментирует свой выбор.
(Оценочный лист: безошибочно—5 баллов, 2 ошибки—4 балла, 3-4ошибки—3 балла.)
б) самостоятельная работа.
Выполняется упражнение 57 (1) стр. 35-36 в тетради с изменением задания:
-выбрать и записать только те слова, где орфограмма « О(ё)-ё после шипящих « находится в суффиксе или в окончании, пользуясь алгоритмом и схемой из двух столбцов на доске и в тетради.
Напоминаем: не в корне! В корне действует иное правило!
Не после Ц! Там невозможно ошибиться!
Взаимопроверка по экрану. Слайд № 8 Оценочный лист.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Оцените, пожалуйста, ваши знания и умения на сегодняшнем уроке.
. Возможные варианты ответов учеников на тему « Мои достижения на уроке»:
Учащиеся:
- Теперь я знаю, что о\\ё после шипящих пишется не только в корне, но и в суффиксе и в окончании.
- Знаю,что –ёр – заимствованная морфема из французского языка;
- Знаю слова- исключения;
- Умею по алгоритму рассуждать и объяснять правильность написания о\\ё после шипящих в суффиксе и окончании.
Учитель:
Обратите внимание на экран. (Слайд №9)
Там вы видите забавные рисунки, характеризующие ваше поведение на уроке, вашу работу на уроке. Честно и объективно подумайте над этим. И прикрепите к оценочному листу ту карточку, которая, по-вашему, отвечает сегодняшнему уроку.
- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
8. Инструктаж домашнего задания.
-работа с индивидуальными карточками.
-найти в орфографическом словаре слова с суффиксом –ёр)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е И 1. 1. Кончик 2. Орешек 2 3. Краешек 3 4. 4. Ключик 5. Мосточек 5. 6. Листочек. 6. 7. 7. Мячик
О-Е после шипящих в…… тушенка испечёшь девчонка старичок мальчонка ночёвка отвлечёмся сгущёнка протечёт речонка крючок
сгущёнка ( молоко сгущали-- в результате : сгущёнка) ночёвка ( ночевали) тушёнка(мясо тушили-- в результате : тушёнка) Протечёт, отвлечёмся, испечёшь- это чистые действия, глаголы. речонка девчонка старичок мальчонка крючок Слова называют действие, Нет действия и нет его результат или предмет, результата производящий действие действий
Слова-исключения: ТОЛЧОК МОЛЧОК
Правописание о(ё) после Ц в любых морфемах. ЛицЁвой нерв. ПерцЁвая настойка. Нежное лицЁ. Салат с огрурцЁм. Банным полотенцЁм. ЛицевОй нерв. ПерцОвая настойка. Нежное лицО. Салат с огурцОм. Банным полотенцЕм.
Слова с суффиксом –ЁР- Ретушёр -специалист по ретушированию. (Ретушь-обработка любых изображений с целью исправления , улучшения ) Дирижёр -музыкант, управляющий оркестром или хором. Стажёр -тот, кто стажируется, проходит стажировку , набирается опыта. Коммивояжёр -разъездной торговый агент какой-нибудь частной фирмы .
Упражнение 57 (1) Материал для самопроверки. Забавная собачонка, маленькая шапчонка, горячо спорить, ветхая одежонка, пучок травы, любить горячо, Разжёг огонь, сбережёт здоровье испечёшь пирог.
Я на уроке был(а)….. Активным участником работы. Наблюдателем, зрителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"
Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая....
Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.
Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля...
Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи
Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах....
" Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц"
Повторение ранее изученного материала - одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка " Повторим орфографию. Правописание о – е после шипящих и ц" проводитс...
Правописание гласных О-Ё после шипящих
Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества....
Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник: русский язык 5 класс в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...