"Правописание О-Е-Ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Макушкина Евгения Ивановна

Урок  в 6 классе( УМК В. Львов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского

языка     в условиях реализации ФГОС

в 6  классе по теме:

«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »

(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)

Учителя МБОУ «Суземская СОШ №1»

Макушкиной Евгении Ивановны.

 

Работу выполнила : учитель русского языка и литературы МБОУ»Суземская СОШ №1» Макушкина Е.И.

Учебный предмет : русский язык

Класс : 6 класс. 

Тип урока:урок изучения новых знаний и способов действий.

Тема:

Правописание О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

Цель

 - повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

- углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях);

- формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова;

- классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия.

Задачи

Образовательные : уметь пользоваться изученной орфограммой .Развивающие : обогащать словарный запас учащихся ; обучать сравнению , умению выделять главное , систематизировать , объяснять понятия ; развивать творческие способности учащихся .

Воспитательные : Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

УУД

Личностные УУД :

мобилизация внимания , уважение к окружающим ; самоопределение , установление связи между целью учения и ее мотивом , проявлять интерес к изучению темы .

Регулятивные  УУД :

 умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

Коммуникативные УУД :

 умение формировать суждения в рамках учебного  курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах,  в общении с классным коллективом.

Познавательные УУД :

 овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка.

Планируемые результаты

Предметные :

знать тему : « О(Ё)-Е в суффиксах и окончаниях различных частей речи» ; уметь находить и выделять изученную орфограмму.

Личностные :

Формировать ответственное отношение и интерес к учению , устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию и самообразованию ; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками .Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека.

Воспитание стремления к грамотной речи.

Метапредметные :

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий.

Основные понятия

 Орфограмма.

Межпредметные связи

 Французский язык, музыка, изобразительное искусство.

Ресурсы :

основные

дополнительные

-учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013.

-проектор, экран.

-карточки   О, Ё

 -оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика.

- алгоритм ;

- словари  ( толковый ,  заимствованных и иноязычных слов)

Формы работы на уроке

Фронтальная , индивидуальная, групповая, в парах

Технология

 Исследовательская, дифференциация заданий, личностно-ориентированная,эффективная речевая деятельность,диалоговая, роефлективная..

Технологическая карта  урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Повторение материалов предыдущего урока

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Личностные: совершенствование учебных навыков.

Коммуникативные: работа в парах и группах.

Регулятивные:

Психологический настрой детей на урок.

 Включение учащихся в учебную деятельность.

Помогает вспомнить тему предыдущего урока, проверить полученные умения.

Оценивание готовности к уроку.

Точечный диктант, групповое декламирование.

Работа с толковым словарём.

Мотивация к учебной деятельности

  коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Создание проблемной ситуации.

   Орфографическая диктовка_+ индивидуальное задание.

Формулирование темы и целей урока.

Вырабатывание алгоритма учебного действия.

Актуализация знаний  и пробное учебное действие.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,  анализ, умение доказывать свою точку зрения.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Первичное проговаривание алгоритма и его применение на практике.  

Введение слов-исключений в словарь учащихся.

 

Вырабатывание алгоритма учебного действия.Выявление закономерности при использовании правила.

Реализация алгоритма на практике с  самопроверкой.

Запись слов-исключе ний, выяснение их лексичкеского значения.

 

 Первичное закрепление материала.

регулятивные УУД:   планирование, рефлексия, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Пояснение лексического значения иноязычных слов.

Помощь в работе с материалами учебника.

 Индивидуальная работа: сообщение учащегося о суффиксе -ЁР-

Работа с материалами учебника.

 Включение в систему знаний.

личностные:   использование для решения познавательных задач различных источников информации;

регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,   анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Наблюдение за работой учащихся, устранение затруднений при работе с учебником.

  Слуховой диктант —работа с карточками.

Самостоятельная работа с упражнением учебника с взаимопроверкой.

Подведение итогов урока.  

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Регулирование обсуждения урока, направление разговора.

  Окончательное формулирование целей , задач урока и  обсуждение эффективности работы на уроке.

Рефлексия

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

- Как вы оцениваете  свое личное участие в работе на уроке: вы сторонний наблюдатель или активный участник?

 


Ученики выражают мнение о своей роли на уроке с помощью значков-смайликов.

Домашнее задание

Инструктаж по  домашнему заданию.

 Индивидуальные карточки.

Найти в словаре слова с суффиксом -ёр-, записать в тетрадь.

Методическая разработка урока русского языка     в условиях реализации ФГОС

в 6  классе по теме:

«Правописание Ё(Е)-О после шипящих и Ц »

(по учебнику : «Русский язык. 6 класс» /С.И.Львова, В.В. Львов)

Цели урока:        

  1. Учебные:

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе и в окончаниях);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе, окончании и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило и алгоритм действия.

2. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УУД: умение формировать суждения в рамках учебного  курса; строить учебную коммуникацию в парах, группах,  в общении с классным коллективом;

б) формировать УУД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивные УУД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3. Воспитательные:

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Примечание: используем для объяснения нового материала методику Н. Романовой .

Ноутбук

Учебник «Русский язык 6 класс»\С.И. Львова,В.В. Львов-М. :Мнемозина, 2013.

Карточки   О, Ё

Проектор, экран.

Оценивающие карточки с забавными значками: две у каждого ученика.

                           

                                                     2

Оценочный лист:

Макет оценочного листа

Оценочный лист

Фамилия, имя   ученика:_____________________________________

Задание

Самооценка

1.

Точечный диктант

4

2.

Скандирование слов - исключений

5

3.

Толковый словарь

5

4.

Слуховой диктант

4

5.

Самостоятельная работа с учебником

4

6.

Сообщение о суффиксе  

 -о-, -ёр-

5

7.

Работа у доски

4

8.

9.

10.

   

Виды деятельности обучающихся на уроке:

  1. Участие в целеполагании учебной деятельности.
  2. Формулирование и письменная фиксация цели урока
  3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.
  4. Слушание, устная работа по карточкам.
  5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).
  6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

                                        Ход урока.

1.Включение обучающихся в учебную деятельность.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Повторение материалов предыдущего урока.

Учитель: Назовите тему прошлого урока

Учащиеся:  Е//И в суффиксах ЕК-ИК

Учитель: проверим, как вы усвоили эту орфограмму.

Точечный диктант:

Учитель называет слова, а учащиеся должны распределить их в две колонки (поставить точку слева или справа)

                            Е

                 И

1.

1. Кончик

2. Орешек

2.

3. Краешек

3.

4.

4. Ключик

5. Мосточек

5.

6. Листочек

6.

7.

7. Мячик

Учитель. Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность схемы(образец на экране  Слайд №2.). Поставьте оценку в «Оценочный лист».

        Ребята ,  в качестве домашнего задания я просила вас припомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется О.    Вы вспомнили их? Давайте  проверим, как вы выполнили домашнее задание , проскандируем речёвку - «27 слов –исключений»

Речевку со словами-исключениями проверяем по рядам :

Ряд 1 : Шорох,шорты и крюшон,

Шорник,шомпол,капюшон,

Жор,прожорливый,боржом.

4

Ряд 2 :  Шов  и шоу, шоры, жом,

Шок, крыжовник и мажор,

Шоркать, джонка и вечор.

Ряд 3  т: Трущоба, чопорный, обжора,

Жостово, ужо, Печора-

И чокнуться, с судьбой не споря,

В северной реке Ижоре.

Учитель:   Лучшим был 2-й ряд, все сидящие во втором ряду ставят  «5». Неплохо скандировал 3-й ряд- оценка  «4», а 1-й ряд сегодня был не на высоте- оценка «3».

Некоторые слова-исключения вы услышали впервые, поэтому группа ребят поработала  с  толковым словарём. Посмотрим все вместе, что у них получилось.

 Группа учащихся( 4 человека) выполняла поиск значений непонятных слов в речёвке по толковому словарю.:

Крюшон – прохладительный фруктовый напиток

Шоры – упряжь для лошадей

Шорник – специалист по шорным изделиям

Шопмол – стержень для чистки и смазки ручного стрелкового оружия

Боржом – минеральная лечебная вода

Шоу – представление, зрелище

Жом – пресс для выжимания, отжимания; выжимка

Шок – тяжёлое расстройство организма из-за физического или

психологического потрясения

Джонка – в Китае грузовое судно с четырёхугольным парусом

Чопорный – чрезмерно строгий в поведение, в соблюдении приличий

Вечор – устаревшее слово(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась» А.С.Пушкин)

Просторечные слова:         Ужо (уже)

                              Шоркать

                              Чокнуться (помешаться, свихнуться)

Всем четырём учащимся за работу с толковым словарём – «5» («Оценочный лист»)

                                                         

3.  Изучение нового материала 

 

 а) Создание проблемной ситуации :

Диктовка(  один из учеников работает у доски—по желанию) : новая причёска,  прошлогодний жёлудь, жёлтое платье, тихий шорох, кривой шов.

 ( обозначаем орфограмму, выделяем корень)

     Учитель: Как  вы думаете,  могут ли буквы  О//Ё после шипящих встречаться в других морфемах ( кроме корня)?

                          Смотрим на экран.(Слайд № 3)

 Тушенка, речонка, девчонка, старичок, мальчонка, ночёвка, крючок, сгущёнка, протечёт, испечёшь, отвлечёмся.

    Учащиеся: Да, встречаются О\\Ё после шипящих и  не только в корне.  Учитель:  Скажите, судя по слайду, с какими  из морфем  мы  будем работать?

Учащиеся: Это суффиксы  и окончания.

  б) Определение темы обучающимися. 

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? Какова тема нашего урока?

               

 Учащиеся: О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончании.

 в) Определение целей урока обучающимися:

Учитель: - Определили  тему урока, а теперь выделим цели, которые мы с вами должны поставить и достичь:

   Учащиеся:

       *Знать условие написания  О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях

            *Грамотно писать слова с О//Ё после шипящих в суффиксе и в окончаниях .

Запомнить слова исключения, если они есть.

 

   г)Актуализация знаний и пробное учебное действие.

На экране слайд №3

                                                     

     Учитель:

На доске оформлены две колонки с названиями:

Слова называют действия и его результат или  предмет,  

производящий действие

Нет действия и нет результата действий

Помните: Значение «результат действия» слово имеет тогда, когда названный им предмет или признак возникает как результат одноимённого действия ( процесса)

Например:     ( проговариваем алгоритм вслух):

 Волочёт— слово называет действие.

Старушонка—нет действия и нет результата действия.

Разделите все слова со слайда № 3 по алгоритму  на две группы.

Учащиеся выполняют работу в тетради.

 Учитель:

А теперь проверим,  насколько удачен наш алгоритм. Всем ли удалось распределить слова верно.

Проверка: Слайд №4.

Учитель: Сделаем вывод о правописании О-Ё в суффиксах и окончаниях.

Учащиеся: Если слово называет действие и его результат, то в суффиксе  и в окончании после шипящей пишем Ё ,а  если слово не называет действие и его результат, то пишем О.

Учитель: Существует два слова-исключения на это правило: толчок, молчок.

На экране Слайд №5 Выясняем лексические значения слов-исключений.

Учитель:

А теперь посмотрите на следующий слайд ( слайд №6)

и скажите,  в какой из колонок слова написаны неверно? Почему вы так думаете?

Сделайте вывод о правописании буквы Ё после Ц.

Учащиеся:

-После Ц невозможно написать букву Ё, возможно только Е или О, это зависит от ударения.

                                                         

4. Первичное закрепление новой темы.

Работа  с учебником,  прочтение материалов на стр. 34.

Учитель:

Ребята,  при прочтении материалов учебника, какой суффикс вы встретили впервые?

Учащиеся: Это суффикс-ёр-

Учитель:

Небольшое сообщение о суффиксе –ёр подготовила  Маша Иванова. Послушаем.

Сообщение ученицы:

- В 90-ые годы 19-го столетия одним из наиболее активных и социально значимых языковых процессов оказался процесс заимствования иноязычных слов.

Активные политические и общественные связи с Франции в 18-19 веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.

Среди огромного количества заимствованных слов из французского языка встречается немало слов с суффиксом –ёр, который указывает на профессию, специальность, род занятий человека. ( Оценочный лист –оценка Маше Ивановой)

На экране слайд № 7: дирижёр, стажёр, коммивояжёр (значение слов на экране).

                                             12

5. Включение в систему знаний:

а) Слуховой диктант.

У детей на столах две карточки Ё, О. Учитель называет слова: окруженным, шапчонка, галчонок, тушенная, парчовая, молчок,

 зайчонок, лишенный, половичок, распашонка.

 

Ребята поднимают необходимую карточку; ученик, допустивший ошибку, комментирует свой выбор.

(Оценочный лист: безошибочно—5 баллов, 2 ошибки—4 балла, 3-4ошибки—3 балла.)

б) самостоятельная работа.

Выполняется упражнение   57 (1) стр. 35-36    в тетради с изменением задания:

                                                           

 -выбрать и записать только те слова, где орфограмма « О(ё)-ё после шипящих « находится в суффиксе или в окончании, пользуясь алгоритмом и схемой  из двух столбцов на доске  и в тетради.

Напоминаем: не в корне! В корне действует иное правило!

Не после Ц!   Там невозможно ошибиться!

   

Взаимопроверка по экрану. Слайд № 8  Оценочный лист.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Оцените, пожалуйста, ваши знания и умения на сегодняшнем уроке.

. Возможные варианты ответов учеников на тему « Мои достижения на уроке»:

Учащиеся:

   - Теперь я знаю, что о\\ё после шипящих пишется не только в корне, но и в суффиксе и в окончании.

   - Знаю,что –ёр – заимствованная морфема из французского языка;

  - Знаю слова- исключения;

  - Умею по алгоритму рассуждать и объяснять правильность написания о\\ё после шипящих в суффиксе и окончании.

Учитель:

 Обратите внимание на экран. (Слайд №9) 

                                                     

Там вы видите забавные рисунки, характеризующие  ваше поведение на уроке, вашу работу на уроке. Честно и объективно подумайте над этим.  И прикрепите к оценочному листу ту карточку, которая, по-вашему, отвечает сегодняшнему уроку.

 

- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

8. Инструктаж домашнего задания.

-работа с индивидуальными карточками.

 -найти в орфографическом словаре слова с суффиксом –ёр)

        

                                                         

                                               

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Е(Ё)-О после шипящих

Слайд 2

Е И 1. 1. Кончик 2. Орешек 2 3. Краешек 3 4. 4. Ключик 5. Мосточек 5. 6. Листочек. 6. 7. 7. Мячик

Слайд 3

О-Е после шипящих в…… тушенка испечёшь девчонка старичок мальчонка ночёвка отвлечёмся сгущёнка протечёт речонка крючок

Слайд 4

сгущёнка ( молоко сгущали-- в результате : сгущёнка) ночёвка ( ночевали) тушёнка(мясо тушили-- в результате : тушёнка) Протечёт, отвлечёмся, испечёшь- это чистые действия, глаголы. речонка девчонка старичок мальчонка крючок Слова называют действие, Нет действия и нет его результат или предмет, результата производящий действие действий

Слайд 5

Слова-исключения: ТОЛЧОК МОЛЧОК

Слайд 6

Правописание о(ё) после Ц в любых морфемах. ЛицЁвой нерв. ПерцЁвая настойка. Нежное лицЁ. Салат с огрурцЁм. Банным полотенцЁм. ЛицевОй нерв. ПерцОвая настойка. Нежное лицО. Салат с огурцОм. Банным полотенцЕм.

Слайд 7

Слова с суффиксом –ЁР- Ретушёр -специалист по ретушированию. (Ретушь-обработка любых изображений с целью исправления , улучшения ) Дирижёр -музыкант, управляющий оркестром или хором. Стажёр -тот, кто стажируется, проходит стажировку , набирается опыта. Коммивояжёр -разъездной торговый агент какой-нибудь частной фирмы .

Слайд 8

Упражнение 57 (1) Материал для самопроверки. Забавная собачонка, маленькая шапчонка, горячо спорить, ветхая одежонка, пучок травы, любить горячо, Разжёг огонь, сбережёт здоровье испечёшь пирог.

Слайд 9

Я на уроке был(а)….. Активным участником работы. Наблюдателем, зрителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц"

Урок (открытие новых знаний ) русского языка в 5 классе по учебнику М. Разумовской. Форма работы - групповая....

Проектный урок по русскому языку в 5 классе. Тема: правописание О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Проектным уроком мы называем урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы, с целью формирования проектной деятельности обучающихся путём осуществления учебного проекта. Он явля...

Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи

Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах....

" Повторим орфографию. Правописание гласных о – е после шипящих и ц"

Повторение ранее изученного материала  - одно из основных условий качественного обучения учащихся. Урок русского языка " Повторим орфографию. Правописание  о – е после шипящих и ц" проводитс...

Правописание гласных О-Ё после шипящих

Урок русского языка в 5 классе. Технология сотрудничества....

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...