Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Буквы А - О в корне КАС-КОС»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ольга Валентиновна Киреева

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне КАС- КОС,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;  

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

в 6 классе по теме: «Буквы А - О в корне КАС-КОС».

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне КАС- КОС,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;  

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

 

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

 С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием каких корней с чередованием  мы познакомились в 5 классе? (раст-ращ-рос, лаг-лог).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с, к.саться,  к.снётся.

 

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, воникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  КАС- КОС).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием КАС- КОС?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в паре.

 

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать, не прикасайтесь, прикоснулась.

 

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях КАС- КОС? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

 

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило.

( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  поставить ударение, выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в паре условия написания корней КАС- КОС и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

 

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

 

Предлагаю написать буквенный диктант (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот получит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

 

1.касаться, прикоснулась, прикосновение

2.касательная, соприкоснуться, прикасающийся

3.приложить, прилагательное, наложить.

4.срастаться, возраст, росток

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы не путали слова с разными орфограммами: чередующаяся гласная в корне КАС- КОС и с проверяемая безударная гласная.

Задание: распределите слова на два столбика, обозначая условия выбора вставленных орфограмм. Проверяем. Надо ли подбирать проверочные слова к словам, в которых есть орфограмма «чередующиеся гласные»? Конечно, НЕТ!

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями, в которых есть чередующаяся гласная ( излагали, предполагали, касались и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника( упр. 185)

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученные

                                                      правила (правописание корней с чередованием)         

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ, КАС-               КОС, РАСТ-РАЩ-РОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Буквы и-ы в корне слова после приставок"

Разработка урока с использованием интерактивной доски...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Урок русского языка в 5 классе "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок  ОНЗ   ("открытие" нового знания) в рамках ФГОС...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы Е и И в корнях с чередованием"

ПредметРусский языкКласс,профиль класса5 класс общеобразовательной школы Методическая информацияТема урокаБуквы Е и И в корнях с чередованиемАвторы учебникаЛадыженская Т.А.Классификация уро...

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы О и А в корне ГОР/ГАР»

Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема: «Буквы О и А в корне ГОР/ГАР»...

Конспект урока русского языка в 5 классе."Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-"

перед вами конспект урока русского языка в 5 классе...

Конспект урока русского языка для 5 класса "Буквы а-о в корне -лаг- – -лож-"

ЦЕЛИ:Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.Научиться правильно писать слово с указанной орфограммой.Графически обозначать данную орфограмму.Обучить сравнению, доказате...