Урок русского языка в 5 классе "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Белоусова Елена Ильинична

Урок  ОНЗ   ("открытие" нового знания) в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер,  проектор/

Методическое обеспечение урока:

           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

           * система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass

    * раздаточный материал;

    * сигнальные карточки

          * учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

            1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

2) Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

             3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

            В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012.

              4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской

                 Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление  (динамическая пауза)
  7. Самостоятельная работа и самооценка.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  9. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде)

     Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 1

С…деньем   г…р…да  не  берут.

Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

СЛАЙД № 2

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

камень

вода

не течёт

города

камень

Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде).

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В корне –ГОРОД- этого слова две гласных, одна проверяемая,  другая – непроверяемая.

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово  осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.

Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.

СЛАЙД № 3

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Ученики: Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из этой пословицы слова,  однокоренные к слову БЕРУТ.

Ученики называют. Учитель на доске делает запись:

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Возвращение к СЛАЙДУ№ 2, появление в 3-ем столбце слова БЕРУТ)

Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

СЛАЙД № 4

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

     

 Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.

       Работаем с раздаточным материалом в парах.  Слова какой части речи вы видите на  зелёных карточках?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару, глагол на жёлтой карточке.

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД №5

РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ  

ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  

ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Назовёт и выпишем корни глаголов с чередованием.

 

На доске (учитель)  и в тетрадях запись:

-ТЕР -  -ТИР-

- БЕР-  - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ -  - ЖИГ-

 

Учитель: Работая в группах, постарайтесь найти закономерность  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах):  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. Внимание на экран.

(часть речи появляется по мере ответов)

СЛАЙД № 5 (добавляются слова)

ИЗБИРАТЕЛИ  - существительное

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  - прилагательное

БЛЕСТЯЩЕ

Учитель: Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», объединим  корни с И фигурной скобкой, допишем суффикс А (учитель на доске, ученики в тетрадях).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.

СЛАЙД №6

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне)

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И)

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение

6. Первичное закрепление.

1) Динамическая пауза: 2 группы  по 5 человек подходят к указанным  столам  и выбирают  карточки со словами, в которых в корнях с чередованием пишется (1-ая группа) буква Е, (2-ая группа) – буква И.

      Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые:  ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ,   СОБ_РАЮТ МЁД,   ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА,  ВЫБ_РАТЬ  ПРОГРАММУ,  БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА,  СТ_РЕТЬ С ДОСКИ,  БЛ_СТЯЩЕЕ  ПЛАТЬЕ,  УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫТ_РЛА РУКИ,  РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

    Фломастером вписывают букву, встают в круг, по цепочке, показывая своё словосочетание, объясняют выбор.

             2) Учебник, стр. 113, упр. 648   Выборочное  комментированное письмо.

             3) Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону. Задание: в

             диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в

             корне, подобрав их из слов для  справок  (слова для справок на слайде).

                 СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

             ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,  

             УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

             СЛАЙД №7

             

             ЗАП_РАТЬ                 УБ_РАТЬ

             БЛ_СТЕТЬ                  ЗАМ_РЕТЬ

             УД_РАТЬ

             ЗАБ_РАТЬСЯ             ЗАЖ_ГАТЬСЯ

             Взаимопроверка по  эталону  на слайде

           

             СЛАЙД №8

             

             БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

             ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

             ЗАПИРАТЬ КЛАСС

             ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

             ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

             УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

             УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

     

            4) Устная работа  с сигнальными карточками.

            Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием  и

            поднять сигнальную карточку  с буквой, которая пишется в корне этого слова.

  1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.

 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.  

 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

 5)  РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

 7)  МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

 8)  ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

           7. Самостоятельная работа – тест PRoClass (8 заданий)  – и самооценка результата  

                усвоения нового  знания.

           На доске табличка с переводом баллов в оценку:

           8 б.    – «5»

           7-6 б. – «4»

           5-4 б. – «3»

           8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

      2. Работа с диагностической картой.

Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?

+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте

+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме

Домашнее задание (дифференцированный подход):

  1. № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
  2.  Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для  уч-ся + -
  3. Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату»    для уч-ся +
  4. Всем $112 стр. 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"

Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка  в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

Урок русского языка в 6 классе "Гласные в корне с чередованием"

Данный урок – повторительно-обобщающий, направленный на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умения сопоставлять изучаемые языковые явления, обобщать и делать ...