Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе по разделу «Лексика. Фразеология» в соответствиями с требованиями ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является зачетной работой слушателя курсов русского языка при КФУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihonova_e.l.docx | 758.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
отделение общего образования
РАБОТА
слушателя программы повышения квалификации
«Инновационные практики реализации ФГОС в деятельности учителя русского языка и литературы»
Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе по разделу «Лексика. Фразеология» в соответствиями с требованиями ФГОС.
Автор:
Тихонова Евгения Леонидовна, учитель I квалификационной категории МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ».
Научный руководитель
Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Казань, 2018
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.
Предметные результаты:
Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами;
Употреблять в речи фразеологические обороты с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
Метапредметные результаты:
Адекватное понимание информации;
Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
Умение оценивать достигнутые результаты.
Межпредметные связи: информатика.
Ресурсы урока:
Учебно-методические: учебник русского языка 6 класс. Авторы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. М., «Просвещение», 2016; карточки с заданиями, лист самооценки.
Материально-технические: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
- Этап мотивации и постановки задач
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работу по разделу «Лексика». «Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». К.Ушинский. Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой. Вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину)
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»
Как вы понимаете смысл этого выражения?
Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного – то боку зелёное», « с другого румяное». А главное: « Ты умей его, девица, повёртывать», т.е. умей владеть словом, так слово или выражение может иметь не одно значение. Значит, надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи. Это высказывание мы возьмём эпиграфом к уроку и будем учиться правильно употреблять слова и выражения в своей речи.
Учитель: Мы уже знаем многие сведения по разделу «Лексика». Сейчас повторим эти сведения, понятия и определения.
Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.
1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)
2) словарный запас одного человека (лексикон);
3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
6) слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);
7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
Взаимопроверка.
У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.
- Формулирование темы и цели урока
Учитель: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка.
В русском языке это более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
- Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (Фразеологизмы)
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
« Фразеологизмы».
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с понятием...;
2) учиться отличать....
Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.
Учитель:
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый, хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
- Актуализация знаний учащихся
Учитель: 1) Какие слова мы называем заимствованными? Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.
При проверке было выявлено немало дефектов (дефект-недостаток)
Ваши аргументы убедительны (аргументы-доводы)
Все работали с энтузиазмом (энтузиазм - азарт - воодушевление - восторг - горячность)
Мы гордимся нашим голкипером (голкипер - вратарь)
Чем являются слова в каждой паре? Докажите.
2) Найдите устаревшие слова и замените современными.
Горят румянцем свежие ланиты.
Построен град великий над Невой.
- Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке).
- А какие еще виды устаревших слов вы знаете? (Историзмы).
Ребята, а зачем мы сейчас подбирали синонимы? (Чтобы подтвердить, что мы умеем это делать. Эти умения нам пригодятся при изучении этой темы).
- Молодцы! Можем двигаться дальше?
4. Организация познавательной деятельности
(После каждой выполненной работы заполнение оценочного листа. Приложение 1).
1. Работа по учебнику на стр.81-82. Чтение определений. Составление вопросов по определениям. Постановка вопросов и ответы на них в парах или группах. Рассуждение по предложениям учебника.
Учитель: Прочитайте вслух определения. По каждому определению составьте вопросы, задайте соседу по парте. Объясните предложения, используя рассуждения в учебнике.
2. Работа с текстом
Учитель: Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясните их значение. (Текст на карточках).
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт -
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
3. Выборочный диктант.
Учитель: Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов
«Кашу маслом не испортишь»
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано).
- Фразеологическая мозаика.
Учитель: Перед вами «фразеологическая мозаика» из рисунков. По рисункам вспомните, определите или составьте фразеологизмы и распределите их по группам: животные, человек, предметы.
(Животные: делить шкуру неубитого медведя, как баран на новые ворота, крокодиловы слезы, а Васька слушает да ест, тянуть кота за хвост, как мокрая курица.
Человек: как в рот воды набрал, как раб а галерах, водить за нос, море по колено, волосы дыбом.
Предметы: бить баклуши, бросить жребий, большая шишка, ежовые рукавицы, гол как сокол).
- Крылатые выражения.
Учитель: Вам предложены крылатые выражения. Для каждого из этих выражений будут предложены три понятия, связанные с информатикой и компьютером. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным выражениям.
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ
а) текстовый файл
б) лазерный принтер
в) сканер
2. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
а) предыдущий вариант файла
б) Локальная перемена с именем, совпадающим с именем глобальной переменной
в) копия файла
3. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
а) ошибка в программе
б) скрытый файл
в) антивирусной программой обнаружен новый вид вируса
4. КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ
а) зацикливание программы
б) использование в программе рекурсии
в) «Зависание компьютера»
- Рефлексия
Учитель: Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
Понравилась ли вам эта тема?
Что такое фразеологизмы?
Где вы будете их применять?
Учитель: Оцените свою работу, используя фразеологизмы.
Учитель: Задание на дом: 1. прочитать п.29, подготовить 4 вопроса по материалу параграфа, упр.145;
2. Выписать из художественных произведений 5 предложений с фразеологизмами.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС
конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...
Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.
Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....
конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС
Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС...
Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи" будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....
Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...
Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"
Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах; б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...