РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul_rus._yaz._5_kl.docx | 20.67 КБ |
rp_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 89.32 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «ИРИДА» | |||
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 7 от 22.05.2017 г. | УТВЕРЖДЕНО директором школы О.И. Ильинским Приказ № 15 от 31.05.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель программы:
Миронова М.Д.,
учитель русского языка и литературы
Количество часов:
всего – 204 ч., в неделю – 6 ч.
Москва
2017
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, учебного плана НОУ школы «ИРИДА» на 2017-2018 учебный год и Примерной программы основного общего образования по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часа (6 часов в неделю, 34 учебные недели).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), проектные, игровые, групповые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии развивающего и проблемного обучения, технология уровневой дифференциации и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
- выделять в слове звуки речи;
- давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- разбирать слова фонетически;
орфоэпия
- правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
- опознавать звукопись как поэтическое средство;
- использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
- разбирать слова орфоэпически;
- работать с орфоэпическим словарем;
лексика
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
- опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
- пользоваться толковым словарем;
словообразование
- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
- разбирать слова по составу;
- пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
- квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
- правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
- образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
- разбирать слово морфологически;
синтаксис
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
- правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
- пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- составлять простой план текста;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- писать сочинения повествовательного характера;
- совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Универсальные учебные действия (УУД), сформированные в процессе усвоения программы
знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения;
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Результаты обучения
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредмет- ные | 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) освоение базовых понятий лингвистики; 5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка; 6) опознавание и анализ основных единиц языка; 7) проведение различных видов анализа слова 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка. |
- Содержание программы
V класс – 204 часа
Язык – важнейшее средство общения (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (30 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (34 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Словосочетание и предложение». Контрольная работа №3 по теме «Простые и сложные предложения». Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (16 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи (12 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К.Р. Контрольная работа№1 по теме «Лексика».
Морфемика. Орфография. Культура речи (29 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К.Р. Контрольная работа №1 по теме «Варианты морфем». Контрольная работа №2 по теме «Орфография». Контрольная работа №3 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Морфология. Орфография. Культура речи (70 ч.)
Имя существительное (23 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант №1. Тест№2.
Имя прилагательное (15 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольная работа№1 по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант№2. Работа над ошибками.
Глагол (32 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольный диктант №1. Работа над ошибками. Контрольная работа №2 по теме «Глагол». Итоговый тест №3 по теме «Морфология. Орфография. Культура речи».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (10 ч.)
К.Р. Контрольный диктант №1 по теме «Повторение в конце года».
Распределение учебных часов по разделам программы
Язык – важнейшее средство общения — 3 ч (в т. ч.1 P.P.).
Вспоминаем, повторяем, изучаем — 30 ч (в т. ч. 1 К.Р.,5 Р.Р.).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи — 34 ч (в т. ч. 4 К.Р., 3 Р.Р.).
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи — 16 ч (в т. ч. 1 К.Р., 3 P.P.).
Лексика. Культура речи — 12 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2P.P.).
Морфемика. Орфография. Культура речи — 29 ч (в т. ч. 3К.Р.,4 Р.Р.).
Морфология. Орфография. Культура речи — 70 ч.:
Имя существительное — 23 ч (в т. ч. 2 К.Р.,4 P.P.).
Имя прилагательное — 15 ч (в т. ч. 2 К.Р., 4P.P.).
Глагол - 32 ч (в т. ч. 3 К.Р., 7 P.P.).
Повторение и систематизация изученного — 10 ч. (в т. ч. 2 К.Р., 1 P.P.).
- Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | - | 1 |
Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 30 | 1 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 34 | 4 | 3 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 1 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 29 | 3 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 70 | 7 | 15 |
Имя существительное | 23 | 2 | 4 |
Имя прилагательное | 15 | 2 | 4 |
Глагол | 32 | 3 | 7 |
Повторение и систематизация изученного. | 10 | 1 | 1 |
ИТОГО | 204 | 18 | 34 |
Тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 |
3 | Стили речи | 1 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (30 ч.) | ||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 |
5 | Орфограмма | 1 |
6,7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 2 |
8,9 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 2 |
10 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 |
11 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | 1 |
12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
13 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 |
14 | Разделительные ъ и ь | 1 |
15 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
16 | Проверочная работа | 1 |
17 | Развитие речи. Что мы знаем о тексте | 1 |
18 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 |
19, 20 | Части речи | 2 |
21 | Глагол | 1 |
22 | Написание –тся и ться в глаголах | 1 |
23 | Развитие речи. Тема текста | 1 |
24 | Личные окончания глаголов | 1 |
25 | Проверочная работа | 1 |
26 | Имя существительное | 1 |
27 | Проверочная работа | 1 |
28 | Имя прилагательное | 1 |
29 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | 1 |
30 | Местоимение | 1 |
31 | Развитие речи. Основная мысль текста | 1 |
32,33 | Контрольный диктант, тест, работа над ошибками | 2 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (34 ч.) | ||
34 | Синтаксис и пунктуация | 1 |
35,36 | Словосочетание | 2 |
37 | Разбор словосочетания | 1 |
38 | Предложение | 1 |
39 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 |
40 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
41 | Восклицательные предложения | 1 |
42 | Развитие речи. Сочинение на тему «Памятный день в школе» | 1 |
43 | Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение» | 1 |
44 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
45 | Сказуемое | 1 |
46 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
47 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 |
48 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
49 | Определение | 1 |
50 | Обстоятельство | 1 |
51 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» | 1 |
52 | Предложения с однородными членами | 1 |
53 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
54 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 |
55 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 |
56 | Предложения с обращениями | 1 |
57 | Развитие речи. Письмо | 1 |
58 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
59,60 | Простые и сложные предложения | 2 |
61 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
62 | Контрольный диктант по теме «Простые и сложные предложения» | 1 |
63 | Прямая речь | 1 |
64 | Диалог | 1 |
65 | Контрольная работа по темам «Простые и сложные предложения», «Прямая речь» | 1 |
66 | Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 |
67 | Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (16 ч.) | ||
68 | Фонетика. Гласные звуки | 1 |
69 | Согласные звуки | 1 |
70 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие | 1 |
71,72 | Развитие речи. Повествование. Изложение | 2 |
73 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
74 | Графика. Алфавит | 1 |
75 | Развитие речи. Описание предмета | 1 |
76 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 |
77 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 |
78 | Орфоэпия | 1 |
79 | Фонетический разбор слова | 1 |
80 | Повторение темы «Фонетика» | 1 |
81,82 | Контрольная работа и её анализ | 2 |
83 | Развитие речи. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица» | 1 |
Лексика. Культура речи (12 ч.) | ||
84 | Слово и его лексическое значение | 1 |
85 | Способы выражения лексических значений слов | 1 |
86 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
87 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
88 | Омонимы | 1 |
89,90 | Синонимы | 2 |
91 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
92 | Антонимы | 1 |
93 | Развитие речи. Изложение | 1 |
94 | Повторение темы «Лексика» | 1 |
95 | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи (29 ч.) | ||
96 | Понятие о морфеме | 1 |
97 | Окончание | 1 |
98 | Основа слова | 1 |
99 | Развитие речи. Сочинение-письмо | 1 |
100 | Корень слова | 1 |
101 | Развитие речи. Рассуждение | 1 |
102,103 | Суффикс | 2 |
104 | Приставка | 1 |
105 | Развитие речи. Выборочное изложение | 1 |
106 | Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка» | 1 |
107 | Чередование звуков | 1 |
108 | Беглые гласные | 1 |
109 | Варианты морфем | 1 |
110 | Морфемный разбор слова | 1 |
111 | Контрольная работа по теме «Варианты морфем» | 1 |
112 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
113,114 | Буквы з и с на конце приставок | 2 |
115 | Буквы о-а в корне -лаг- и -лож- | 1 |
116 | Буквы о-а в корне -раст- – -ращ- – -рост- | 1 |
117 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
118 | Буквы и-ы после ц | 1 |
119 | Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
120 | Контрольная работа по теме «Орфография» | 1 |
121 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 |
122,123 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 2 |
124 | Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Анализ контрольной работы | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи (70 ч.) | ||
Имя существительное (23 ч.) | ||
125,126 | Имя существительное как часть речи | 2 |
127 | Развитие речи. Доказательства в рассуждении | 1 |
128 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
129 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
130 | Род имен существительных | 1 |
131 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
132 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 |
133 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
134 | Три склонения имен существительных | 1 |
135 | Падеж имен существительных | 1 |
136,137, 138 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 3 |
139 | Развитие речи. Изложение | 1 |
140, 141 | Множественное число имен существительных | 2 |
142 | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
143 | Повторение темы «Имя существительное» | 1 |
144 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
145, 146 | Контрольный диктант. Тест | 2 |
147 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 |
Имя прилагательное (15 ч.) | ||
148, 149, 150 | Имя прилагательное как часть речи | 3 |
151,152 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 |
153,154 | Развитие речи. Описание животного | 2 |
155,156 | Прилагательные полные и краткие | 2 |
157 | Развитие речи. Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 |
158 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
159 | Повторение темы «Имя прилагательное» | 1 |
160 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 |
161,162 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | 2 |
Глагол (32 ч.) | ||
163 | Глагол как часть речи | 1 |
164 | Не с глаголами | 1 |
165 | Развитие речи. Рассказ | 1 |
166,167 | Неопределенная форма глагола | 2 |
168 | Развитие речи. Устное изложение | 1 |
169,170 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 2 |
171,172 | Виды глагола | 2 |
173 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 1 |
174 | Развитие речи. Редактирование текста | 1 |
175 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
176 | Настоящее время | 1 |
177 | Будущее время | 1 |
178 | Спряжение глаголов | 1 |
179 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием | 1 |
180,181 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 2 |
182 | Развитие речи. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | 1 |
183 | Морфологический разбор глагола | 1 |
184 | Развитие речи. Изложение | 1 |
185 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 1 |
186 | Употребление времен | 1 |
187 | Развитие речи. Употребление времен в устных и письменных рассказах | 1 |
188 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
189 | Контрольный диктант. | 1 |
190 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по рисунку | 1 |
191,192 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 2 |
193,194 | Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | 2 |
Повторение и систематизация изученного в 5-ом классе (10 ч.) | ||
195,196 | Разделы науки о языке | 2 |
197,198 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 2 |
199 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
200 | Употребление букв ъ и ь | 1 |
201 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | 1 |
202 | Развитие речи. Описание человека | 1 |
203 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
204 | Анализ ошибок в контрольных работах, подведение итогов года | 1 |
Контроль уровня обученности
Учебный период | Тема контроля |
I ЧЕТВЕРТЬ | Входное диагностическое тестирование |
Проверочная работа по теме «Части слова. Орфограммы» | |
Проверочная работа по теме «Глагол» | |
Проверочная работа по теме «Имя существительное» | |
Контрольная работа по теме «Обобщение изученного в начальных кассах» | |
Проверочная работа по теме «Словосочетание и предложение» | |
II ЧЕТВЕРТЬ | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» |
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | |
Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения» | |
Проверочная работа по теме «Прямая речь» | |
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» | |
III ЧЕТВЕРТЬ | Контрольная работа по теме «Лексика» |
Контрольная работа по теме «Варианты морфем» | |
Контрольная работа по теме «Орфоэпия» | |
Итоговая контрольная работа по теме «Морфемика. Орфоэпия. Культура речи» | |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
Контрольная работа по теме «Глагол» | |
Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
Итоговое тестирование по теме «Морфология. Орфоэпия. Культура речи» | |
Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5 классе» |
- Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,
рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
- Учебно-методическое обеспечение
- Книгопечатная продукция
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2014.
- Русский язык. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова - М.: Просвещение, 2014
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т.Григорян и др..- М.: «Вако», 2015
- Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку к учебникам Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т.Григорян и др..- М.: «Вако», 2017
- Дидактические материалы. Русский язык. Разноуровневые задания ФГОС. Составитель: Л.Н.Федосеева - М.: «Вако», 2013
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....