Урок русского языка в 5 классе по теме "Что такое текст (продолжение)" УМК Разумовской
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Что такое текст (продолжение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tekst_prodolzhenie.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Что такое текст (продолжение)»
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок развития речи
Тема урока: Что такое текст (продолжение)
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию, выстраивать группу предложений в текст, определять смысловые отношения между предложениями), проблемной и коммуникативной.
содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстом, определять смысловые отношения между предложениями
УУД
Личностные: Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.
Регулятивные: Определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность деятельности на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: Правильное построение речевых высказываний
Метапредментые: Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляет план и последовательность действий.
Предметные: Умение находить различие между группой предложений и текстом. Умение определять тему текста и основную мысль. Грамотно строить высказывания.
Этап урока | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
| Приветствие, пожелание хорошего дня, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление рабочей тетради | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Записывают число в тетради по развитию речи | Л: Формирование эмоционального настроя на урок. К: Взаимодействие с учителем Р:Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. |
| Прогнозирование по названию темы - Запишем тему нашего урока в тетрадь: Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.- Попробуйте определить задачи нашего урока, исходя из его темы.- Вспомните, то вам уже известно о тексте?- Как связываются предложения в тексте? | Вовлекаются в работу по определению признаков текста, смысловых отношений. Ученики отвечают на вопросы. Дают определение понятию текст. Примерные ответы: Текст это –группа предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единой темой, основной мыслью и с помощью различных языковых средств. Текст это – группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. | П: Умение прогнозировать
П: Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию |
| Учитель предлагает ознакомиться с лингвистическим текстом (текст на с.58-59 читается с остановками). По мере чтения учащиеся вносият записи в кластер «Текст»-Ребята, прочитайте теорию в учебнике внимательно, затем мы с вами будем составлять опорную схему на доске.. | Чтение одним из учеников текста вслух, все остальные слушают. По прочтению правила ,учащиеся высказывают предположения, рассуждают. Затем на доске выполняется запись: ТЕКСТ
Запись в тетрадь. | П: Умение составлять краткий конспект по теоретическому материалу. |
| Задание №1.Понаблюдайте с.58Письменно.- Ребята, прочитайте задание. Скажите, являются ли эта группа предложений текстом?- Что нужно нам сделать, чтобы превратить эту группу предложений в текст?- Чем будет определяться последовательность предложений?Фронтальный опрос:Учащиеся формулируют ответы на вопросы, отвечают, дополняют друг друга. Корректируют.- Ребята, теперь запишите себе полученный текст в тетрадь.- Подумайте, чего не хватает еще в тексте, чтобы он был завершен?- Как вы думаете, что необходимо еще внести вконспект? | Примерные ответы учеников:- Эта группа предложений не является текстом.- Чтобы получился текст, необходимо все предложения расположить по смыслу,- А ещё найти среди предложений такое, содержание которого понятно без других, и поэтому оно может быть началом текста.- Затем найти признаки зависимости от других предложений.1)Учащиеся превращают группу предложений в текст.2)Определяют смысловые отношения между предложениями 3)списывают предложения в определённой последовательности - Заглавие Предлагают варианты заглавия текста, выбирают наиболее подходящий, записывают себе тетрадь. Запись в тетради: ТЕКСТ
| Р: Выстраивание своих действий в определённой последовательности |
| Работа с учебником на стр. 59. - Прочитаем правило, затем выделим самое главное и внесем в нашу таблицу. - Скажите, что вы узнали из правила?
Ученики отвечают на вопрос, анализируют, дополняют друг друга | Читают теорию, внимательно вдумываясь в каждое слово.Затем один ученик читает вслух, делает выводы:
2. Содержание предложения может быть противопоставлено содержанию другого.3. Одно предложение может указывать причину, следствие, цель того, о чем говорится в другом. | Выполняют учебно – познавательные действия, анализируют, делают выводы. (П) Слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. (К) |
Задание № 2 Упр.159 устно - Чтобы закрепить и посмотреть, как работает наше правило, необходимо выполнить упражнение 159 на стр. 59. - Прочитайте текст сначала про себя. А затем мы с вами ответим на ряд вопросов. - Ребята, скажите, пожалуйста, являются ли эти предложения текстом? -Посмотрите на текст и на правило, которое мы с вами прочитали, и скажите, как оно работает? - Возможно ли изменить последовательность предложений? - Почему нельзя это сделать? - Ребята, теперь посмотрите на наш текст и скажите, какие части текста мы с вами можем выделить? - Давайте внесем в нашу схему недостающие элементы. - Теперь у нас получилась готовая схема и глядя на нее, мы можем ответить на главный вопрос нашего урока – от чего зависит порядок расположений предложений в тексте | Внимательно читают текст про себя.Затем ученик читает вслух текст, остальные слушают. Делают следующие выводы:- Да, эти предложения являются текстом, потому что связаны между собой по смыслу и грамматически.- Изменить последовательность предложений в тексте нельзя, потому что нарушаются смысловые связи.- Каждое предложение указывает на причину, следствие и цель другого. Эти смысловые отношения выявляются постановкой вопросов почему? при каком условии? В следствии чего? и т.д.Запись в тетрадь:ТЕКСТ
5. Текст имеет структуру6. Есть вводная часть, основная часть, концовка (заключение)Ученики, опираясь на запись, на те знания, которые приобрели в ходе урока формулируют выводы. | П, К: Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания К: Умение эмоционально реагировать на прочитанное | |
| Работа в парах. Каждой паре раздаю таблички, которые необходимо заполнить. (Приложение) | Заполняют таблицу, опираясь на конспект урока. Далее коллективная проверка.. | Умение работать в парах, прислушиваться к мнению своих одноклассников. Корректировать ошибки, устранять недочеты. |
| Ребята, теперь составьте свой текст, который будет содержать в себе все пройденные элементы. Тема текста : «Роль языка» | Работают самостоятельно. | Умение применять полученные знания на практике. |
Рефлексия | Организация рефлексии учащихся.
- А теперь оцените результаты собственной деятельности на уроке. Для этого ответьте на вопросы: 1. Чему научились? 2. Что вызвало затруднение? 3. Что нового открыли для себя на уроке? 4 Что запомнилось? 5 Что было особенно интересным? Учитель комментирует ответы учащихся, оценивает работу класса, выставляет отметки, полученные в процессе работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Р: Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре.
Л:Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
| Упр.160Учитель объясняет выполнение упражнения, отвечает на возможные вопросы учащихся. | Запись учащимися домашнего задания в дневники. |
Приложение:
Между предложениями в тексте возможно установить различные смысловые отношения. Предложение может быть____________________ от других предложений. Тогда его содержание понятно и вне текста. Предложение может быть _________________ от других предложений. Сигналом зависимости являются разные слова, например, ____________________________________. Первое предложение текста обычно бывает ______________. Другие же могут быть как ___________________, так и ________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Календарно тематическое планирование уроков русского языка 6 класс Разумовская
К/т планирование уроков русского языка в 6 классе...
Урок русского языка 8 класс по учебнику М.Т.Разумовской
На данно уроке учащиеся знакомятся с жанром портретного очерка, особенностями композиции, его составными частями....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...