Рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Данный документ содержит рабочую программу по русскому языку за 9 класс по учебнику разумовской. Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование уроков РЯ на 102 часа (3 раза в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rya_9.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п.Сазанье, разработана в соответствии с
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (в ред. Приказа от 31.12.2015г. №1577).
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
- Основной образовательной программой основного общего образования МОУ ООШ п.Сазанье.
- Примерными программами, созданными на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений»/ М.М, Разумовская и П.А. Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы/ Сост. М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2012
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Письмом Минобрнауки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Письмом Министерства образования Пензенской области ГАОУ ДПО ИРР ПО от 23.03.2017 №01-16/381 «Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Данная программа адаптирована для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира. (1час).
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (8+5=13 часов).
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
- Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком.
- Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях
- Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком
- Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разных частей речи.
- Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения.
- На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (9+1= 10 часов).
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений.
- Научиться различать сложные предложения. Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания
- Научиться классифицировать сложные предложения.
- Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.
- Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Научиться расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Уметь отличать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).
- Научиться производить синтаксический разбор сложносочиненных предложений; употреблять в речи эти предложения.
- Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение (30+6= 36 часов).
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Повторить сведения о видах сложного предложения. Научиться отличать подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения.
- Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.
- Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
- Научиться производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
- Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным — простое предложение с обособленным членом предложения). Уметь находить сложноподчиненные предложения с разными придаточными в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Бессоюзное сложное предложение (14+2=16 часов).
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью)
- Научиться определять важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:
а) перечисления;
б) причины, пояснения, дополнения;
в) противопоставления, времени или условия, следствия.
- Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (8+2=10 часов).
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.
- Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам.
- Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
- Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (9+3=12 часов).
Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов.
Резерв (4 часа)
Речь (19 часов).
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК: М.М. Разумовская и др., (М.: Дрофа)
Русский язык
9 класс, 102 часа
№ урока | № раздела, урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 | |
1 | 1.1 | Русский язык - национальный язык русского народа | 1 |
2 | Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 8ч + 5 | |
2 | 2.1 | Фонетика. Орфография. Графика. | 1 |
3 | 2.2 | Лексика. Лексическое значение слова | 1 |
4 | 2.3 | Морфемика и словообразование | 1 |
5 | 2.4 | Р.Р. Стили речи | 1 |
6 | 2.5 | Р.р. Типы речи | 1 |
7 | 2.6 | Морфология и синтаксис | 1 |
8 | 2.7 | Орфография и пунктуация | 1 |
9 | 2.8 | Орфография и пунктуация | 1 |
10 | 2.9 | Р.р. Текст. Способы и средства связи | 1 |
11, 12 | 2.10, 2.11 | Р.р. Составление собственного речевого высказывания на лингвистическую тему . | 2 |
13 | 2.12 | Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах» | 1 |
14 | 2.13 | Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». | 1 |
3 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 9ч +1 | |
15 | 3.1 | Анализ диктанта. Сложное предложение. | 1 |
16 | 3.2 | Типы сложных предложений и средства связи в них. | 1 |
17 | 3.3 | Понятие о сложносочиненном предложении. | 1 |
18 | 3.4 | Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Сочинительные союзы. | 1 |
19 | 3.5 | Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Сочинительные союзы. | 1 |
20 | 3.6 | Средства связи в сложных предложениях. | 1 |
21 | 3.7 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | 1 |
22 | 3.8 | Р.р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | 1 |
23 | 3.9 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение». | 1 |
24 | 3.10 | Особенности написания сжатого изложения | 1 |
4 | Сложноподчиненное предложение | 30ч+6 | |
25 | 4.1 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 |
26 | 4.2 | Строение сложноподчинённых предложений, средства связи его частей. | 1 |
27 | 4.3 | Виды сложноподчинённых предложений. | 1 |
28 | 4.4 | Виды придаточных предложений, способы их различения. | 1 |
29 | 4.5 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 |
30 | 4.6 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 |
31 | 4.7 | Придаточные определительные, их синтаксические синонимы. | 1 |
32, 33 | 4.8, 4.9 | РР. Сочинение на нравственную тему. | 2 |
34 | 4.10 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 |
35 | 4.11 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 |
36 | 4.12 | Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным. | 1 |
37 | 4.13 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | 1 |
38 | 4.14 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени. | 1 |
39 | 4.15 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. | 1 |
40 | 4.16 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 |
41, 42 | 4.17, 4.18 | РР. Использование различных стилей в художественных произведениях. | 2 |
43 | 4.19 | Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. | 1 |
44 | 4.20 | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. | 1 |
45 | 4.21 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины. | 1 |
46 | 4.22 | Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия. | 1 |
47 | 4.23 | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. | 1 |
48 | 4.24 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 |
49 | 4.25 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение». | 1 |
50 | 4.26 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение». | 1 |
51 | 4.27 | Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 |
52 | 4.28 | Анализ зачетной работы | 1 |
53 | 4.29 | Р.Р. Художественная публицистика. | 1 |
54 | 4.30 | Р.р. Сочинение в жанре путевых заметок | 1 |
55 | 4.31 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 |
56, 57 | 4.32, 4.33 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 2 |
58, 59 | 4.34, 4.35 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | 2 |
60 | 4.36 | Диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | 1 |
5 | Бессоюзное сложное предложение | 14ч +2 | |
61 | 5.1 | Анализ диктанта. Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 |
62 | 5.2 | Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. | 1 |
63 | 5.3 | Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. | 1 |
64 | 5.4 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины. | 1 |
65 | 5.5 | Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. | 1 |
66 | 5.6 | Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения. | 1 |
67 | 5.7 | Р.Р. Рецензия. Понятие о жанре. | 1 |
68 | 5.8 | Р.Р. Рецензия на газетную статью. Сочинение-рецензия. | 1 |
69 | 5.9 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления. | 1 |
70 | 5.10 | Бессоюзные сложные предложения со значением времени. | 1 |
71 | 5.11 | Бессоюзные сложные предложения со значением условия. | 1 |
72 | 5.12 | Бессоюзные сложные предложения со значением следствия | 1 |
73 | 5.13 | Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения. | 1 |
74 | 5.14 | Закрепление и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения» | 1 |
75 | 5.15 | Зачетная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 |
76 | 5.16 | Анализ зачетной работы | 1 |
6 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 8ч + 2 | |
77 | 6.1 | Сложные предложения с различными видами связи. | 1 |
78, 79 | 6.2, 6.3 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 2 |
80, 81 | 6.4, 6.5 | Построение сложных предложений с различными видами связи. | 2 |
82 | 6.6 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом И и общим второстепенным членом. | 1 |
83 | 6.7 | Период. | 1 |
84 | 6.8 | Р.Р. Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | 1 |
85 | 6.9 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 |
86 | 6.10 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 |
7 | Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 9ч + 3 | |
87, 88 | 7.1, 7.2 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 2 |
89, 90 | 7.3, 7.4 | Морфология и орфография. | 2 |
91 | 7.5 | Морфология и синтаксис | 1 |
92, 93 | 7.6, 7.7 | Орфография и пунктуация | 2 |
94-95 | 7.8 7.9 | Р/ Р.Р. Стили и типы речи | 2 |
96-97 | 7.10 7.11 | Р.Р. Итоговая контрольная работа. | 2 |
98-99 | 7.12 7.13 | Систематизация знаний изученного в 9 классе | 2 |
100- 102 | 8.1- 8.3 | Обобщение знаний изученного в 9 классе | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.
Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику 8 класса под редакцией Н.М.Шанского
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса. Тематичексое и поурочное планирование....
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учётом требования ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)
Настоящая программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику 6 класса М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Т.А.Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...
Рабочая программа по русскому языку для учеников 9 класса по учебнику Разумовской
1.1 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Изучение русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:&bull...