Рабочая программа по русскому языку по учебнику 6 класса М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Т.А.Тростенцовой
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Кутлуева Фазила Ганиятовна

        Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения,

-на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и

-Программы по русскому языку  авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………………2

2. Общая характеристика учебного предмета …………………………           12

3. Формы организации образовательного процесса                                           14

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………….24

4. Содержание учебного предмета……………………………………………. 29

5. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся…       6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……                                                                                                          


Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,

-на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и

-Программы по русскому языку  авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).

-      Закона Российской Федерации «Об образовании» (п. 6. ст. 9, п. 2 ст. 32, п. 5.2. ст. 14).

-  Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования.

-    Образовательной  программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Белянка МР Белокатайский район РБ  на 2015/2016 учебный год.

-  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе

  • Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений  и навыков  по предмету, которые сформированы в процессе реализации принципов развивающего  обучения. Соблюдая преемственность с начальной  школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной снижает утомляемость учащихся от однообразной  деятельности, создает условия для контроля  полученных знаний, качества выполнения заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы  формирования языковых явлений, их взаимосвязь

Материал в программе подается с учетом возрастных  возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное  место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной  литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс содержит  значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать  последовательность действий, контролировать и др.)

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работы над текстом-; пропорционально распределяются межу грамматическим  материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмета»Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения,  

Форма  организации образовательного процесса:  классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.

Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются: входной контроль в  конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов предупредительных, объяснительных, выборочных графических, творческих, свободных («Проверь себя»), диктантов с грамматическими заданиями, проверочных работ, комплексного анализа,  итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Общая характеристика учебного предмета

         Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.     Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

         Содержание обучения русскому  языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются:

коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –  освоение необходимых знаний о языке,   как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,  развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 Описание места учебного предмета
в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по  9-й класс составляет 21 час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).

В соответствии с учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения средняя общеобразовательная школа с.Белянка муниципального района Белокатайский район РБ в 6-м  классе планирование уроков русского языка рассчитано на 6 часов в неделю (204 часа в год)

  Содержание

Кол-во часов

Язык. Речь. Общение.

2

Повторение изученного в 5 классе.

13

Текст.

7

Лексика и фразеология. Культура речи.

19

Фразеология. Культура речи.

5

Словообразование. Орфография. Культура речи.

28

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

122

25

29

15

23

30

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

8

ИТОГО

204

. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

           Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки на ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает  высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость  за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

2) способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

3) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

4) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого обобщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников; небольшими сообщениями, докладами; применение приобретенных знаний, умений сов в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний им учебным предметам, применять полученные , умения и навыки анализа языковых явлений предметном уровне (на уроках иностранного литературы и др.);

6) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого совместного выполнения какой-либо задачи, в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

П. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями   и   навыками:

  •  производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  •    соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  •  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  •  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

6 класс

Содержание учебного предмета

Речь. Общение

 Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение  изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Орфограммы в  приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение, запятые  в сложном предложении. Синтаксический разбор  предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа. Контрольный  диктант с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант с лексическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольная работа по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

 Буквыа и о в корне -зар        зор-. Буквы ы, и  после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P.. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных  -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

К. Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольная работа по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Сочинение  по рисункам. Составление текста  с глаголами повелительного наклонения.

 К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол».

Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

Итоговый контрольный диктант. Итоговый контрольный тест.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата факт

Планируемые результаты обучения, УУД

(универсальные учебные действия)

Язык, речь, общение (2 ч)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

2.09-3.09

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре; гордость за родной язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: Расширять представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; создавать письменное высказывание-рассуждение на основе исходного текста.

Метапредметные: Извлекать информацию из текстовых источников (эпиграфа, текстов упражнений, памяток и др.), адекватно понимать информацию письменного сообщения.

2

. Язык, речь, общение.

Ситуация общения

1

2.09-3.09

Повторение изученного в 5 классе (13 ч)

3

Фонетика,  орфоэпия, графика.

1

5.09-10.09

Личностные: Выразительное чтение прозаических текстов.

Предметные: Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова (корень, приставка). Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Метапредметные: Вычитывать информацию представленную в таблице; преобразовывать информацию в таблицу; адекватно понимать информацию письменного сообщения; определять последовательность действий, работать по плану.

4

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

5.09-10.09

5

Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

1

5.09-10.09

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

5.09-10.09

7

Орфограммы в окончаниях слов.

1

5.09-10.09

8

Проверочная работа по теме «Части речи»

1

5.09-10.09

9

Словосочетание

1

13.09-17.09

10

 Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1

13.09-17.09

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

1

13.09-17.09

Личностные: Выразительное чтение прозаических текстов. Стремление  к совершенствованию собственной речи. 

Предметные: Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова (корень, приставка). Научиться составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём

Метапредметные: Вычитывать информацию представленную в таблице; преобразовывать информацию в таблицу; адекватно понимать информацию письменного сообщения; определять последовательность действий, работать по плану.

12

Прямая речь. Диалог

1

13.09-17.09

13

Проверочная\ работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

1

13.09-17.09

14

Контрольные уроки по теме «Повторение изученного в 5 классе».Диктант.

1

19.09-24.09

15

Тест по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

19.09-24.09

Текст (7 ч)

16

Текст, его особенности.

1

19.09-24.09

Личностные: Осознавать красоту и выразительность речи;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: Знать определение текста, жанров текста; признаки текста; специальные языковые средства связи предложений в тексте; определение темы, основной мысли текста; характеризовать тексты по форме, виду речи, типу речи; соотносить содержание текста с его заглавием; находить средства связи предложений в тексте; обнаруживать и исправлять недочёты в выборе средств связи между предложениями в тексте; определять тему, основную мысль текста; озаглавливать текст; создавать текст сочинения о памятном событии.

Метапредметные: Адекватно понимать факультативную информацию, представленную в форме рисунка-схемы; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

17

Тема и основная мысль текста

1

19.09-24.09

18

Начальные и конечные предложения текста

1

19.09-24.09

19

Ключевые слова

1

19.09-24.09

20

Основные признаки текста

1

26.09-1.10

21

Текст и стили речи

1

26.09-1.10

22

Официально-деловой стиль речи

1

26.09-1.10

Лексика. Культура речи (19 ч)

23

Слово и его лексическое значение

1

26.09-1.10

Личностные: Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: Знать функцию слова в языке, содержание понятий; словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, антонимы, синонимы, толковый словарь; предмет изучения лексикологии; владеть основными лексическими понятиями; толковать лексическое значение слова разными способами; распознавать однозначные и многозначные слова; находить слова в переносном значении в тексте; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; устранять неоправданное повторение слов в тексте.

Метапредметные: Извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём.

24

Самостоятельная работа .Виды разборов слов

1

26.09-1.10

25

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

1

26.09-1.10

26

Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»)

1

3.10-8.10

27

Общеупотребительные слова, профессионализмы

1

3.10-8.10

28

Профессионализмы

1

3.10-8.10

29

Диалектизмы

1

3.10-8.10

30

Сжатое изложение

1

3.10-8.10

31

Анализ сжатого изложения

1

3.10-8.10

32

Исконно русские и заимствованные слова

1

10.10-22.10

33

Р/р. Развитие навыков работы с толковым словарем

1

10.10-22.10

34

Новые слова (Неологизмы0

1

10.10-22.10

35

Устаревшие слова

1

10.10-22.10

36

Словари

1

10.10-22.10

37

Семинар «Как это по-русски?)

1

10.10-22.10

38

О происхождении слов

1

10.10-22.10

39

Обобщающий урок по теме «Лексика»

1

24.10-29.10

40

Диктант

1

24.10-29.10

41

Контрольная работа по теме «Лексика»

1

24.10-29.10

Фразеология. Культура речи (5ч)

42

Фразеологизмы

1

24.10-29.10

Личностные: Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; осознание отражения во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: Знать содержание понятия «фразеологизм»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

Метапредметные: Извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; вычитывать информацию, представленную в форме рисунков.

43

Работа со словарем

1

24.10-29.10

44

Источники фразеологизмов

1

24.10-29.10

45

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Куль-тура речи»

1

31.10-5.11

46

Контрольная работа по теме «Фразеология. Куль-тура речи»

1

31.10-5.11

Словообразование и орфография. Культура речи. (28ч)

47

Морфемика и  словообразование

1

31.10-5.11

Личностные: Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Предметные: Знать предмет изучения морфемики, словообразования, орфографии; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне – общее лексическое значение всех однокоренных слов; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимать, что морфемы - значимые части слова; знать о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова; выделять окончания и основы слова; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; определять значения, выраженные  суффиксами и окончаниями.  

Метапредметные: Адекватно понимать факультативную информацию, представленную в теоретических материалах. Извлекать информацию, представленную в форме рисунка-схемы; определять последовательность действий; свободно пользоваться словообразовательным словарём.

48

Паронимы

1

31.10-5.11

49

 Р/р Описание помещения

1

31.10-5.11

50

Основные способы образования слов в русском языке

1

7.11-12.11

51

Словообразовательная цепочка

1

7.11-12.11

52

Практикум по словообразованию

1

7.11-12.11

53

Этимология слов

1

7.11-12.11

54

Практическая работа с этимологическим словарем

1

7.11-12.11

55

Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование»

1

7.11-12.11

56

Систематизация материалов к сочинению.

Сложный план.

1

14.11-19.11

57

Сочинение

1

14.11-19.11

58

Анализ ошибок. Буквы о и а в корне

-кос- - -кас-

1

14.11-19.11

59

Буквы о и а в корне

-гор - - -гар –

1

14.11-19.11

60

Буквы а и о в корне –зар-, -зор-

1

14.11-19.11

61

 Буквы ы и и после приставок

1

14.11-19.11

62

Гласные в приставках пре- и при-

1

21.11-3.12

63-

Условия выбора букв е и и в приставках пре- и при-

1

21.11-3.12

64

Значение приставок пре- и при-

1

21.11-3.12

65

Соединительные о и е в сложных словах

1

21.11-3.12

66

Сложносокращенные слова.

1

21.11-3.12

67

Подготовка к сочинению по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

21.11-3.12

68

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

1

21.11-3.12

69

Анализ сочинения.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум)

1

21.11-3.12

70

Обобщающий урок по теме «Словообразование.Орфография.Культура речи»»Тест

1

21.11-3.12

71

Анализ тестовой работы. Диктант с самопроверкой.

1

5.12-10.12

72

Работа над ошибками.Самостоятельная работа по заданиям учебника

1

5.12-10.12

73

Контрольные диктант  по теме «Словообразование.Орфография.Культура речи»»

1

5.12-10.12

74

Тест по теме «Словообразование.Орфография.Культура речи»»

1

5.12-10.12

Морфология. Орфография. Культура речи (122 ч)

Имя существительное (25ч)

75

Повторение изученного в 5 классе. Морфологические признаки имени существительного

1

5.12-10.12

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке

Предметные: Знать предмет изучения морфологии; что обозначает существительное; постоянные и непостоянные признаки существительных; о переходе собственных имён в нарицательные; синтаксическую роль существительных; правило правописания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления мягкого знака на конце существительных после шипящих; правило правописания о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных; способы образования существительных; определять морфологические признаки существительных; синтаксическую роль существительных; правильно писать слова с изученными орфограммами , одним из условий которых является принадлежность к существительным.

Метапредметные: Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;  извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

76

Орфограммы в словах существительных

1

5.12-10.12

77

Тест по теме «Имя существительное»

1

12.12-17.12

78

Разносклоняемые имена существительные

1

12.12-17.12

79

Буква е в суффиксе

-ен- существительных на –мя

1

12.12-17.12

80

Русские имена

1

12.12-17.12

81

Несклоняемые имена существительные

1

12.12-17.12

82

Правильное произношение несклоняемых существительных

1

12.12-17.12

83

Род несклоняемых имен существительных

1

19.12-24.12

84

Имена существительные общего рода

1

19.12-24.12

85

Морфологический разбор имени существительного

1

19.12-24.12

86

Р/р Сочинение-описание впечатлений

1

19.12-24.12

87

Проверочная работа по теме «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.Имена существительные общего рода.»

1

19.12-24.12

88

Не с существительными

1

19.12-24.12

89

Правописание не с существительными

1

26.12-31.12

90

Буквы ч и щ в суффиксе существительных чик (-щик)

1

26.12-31.12

91

Значение суффиксов и их правописание

1

26.12-31.12

92

Гласные в суффиксах существительных –--ек и -ик

1

26.12-31.12

93

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

26.12-31.12

94

Значение суффиксов и их правописание

1

26.12-31.12

 95

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имен существительных»

1

9.01-14.01

96

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

1

9.01-14.01

97

Определение темы и основной мысли текста

1

9.01-14.01

98

Практическая работа с текстом

1

9.01-14.01

99

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

9.01-14.01

Имя прилагательное (29 ч)

100

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

1

9.01-14.01

Личностные: Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Предметные: Знать характеристику прилагательного по значению, по постоянным и непостоянным признаками синтаксической роли; правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы ь после шипящих на конце кратких прилагательных; доказывать принадлежность слова к прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; согласовывать прилагательные с существительными, к которым они относятся; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к прилагательному.

Метапредметные: Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;  извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

101

Орфограммы в прилагательных

1

16.01-21.01

102

Р/р Описание природы. Сочинение

1

16.01-21.01

103

Р/р Описание природы. Сочинение

1

16.01-21.01

104

Анализ ошибок. Степени сравнения имен прилагательных

1

16.01-21.01

105

Образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных

1

16.01-21.01

106

Тест по степеням сравнения имен прилагательных

1

16.01-21.01

107

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

23.01-28.01

108

Р/р.Сочинение –описание местности

1

23.01-28.01

109

Относительные прилагательные

1

23.01-28.01

110

Р/р Выборочное изложение

1

23.01-28.01

111

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Притяжательные прилагательные

1

23.01-28.01

112

Морфологический  разбор имени прилагательного

 

1

23.01-28.01

113

Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению»

1

30.01-4.02

114,

Не с прилагательными

1

30.01-4.02

115

Не с прилагательными

1

30.01-4.02

116

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

30.01-4.02

117

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1

30.01-4.02

118

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

30.01-4.02

119

Правописание суффиксов прилагательных

1

6.02-11.02

120

Р/р.Описание игрушки

1

6.02-11.02

121

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

6.02-11.02

122

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

6.02-11.02

123

Орфографическая работа с текстом

1

6.02-11.02

124

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

6.02-11.02

125

Лингвистический разбор прилагательного.

1

13.02-18.02

126

Диктант

1

13.02-18.02

127

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1

13.02-18.02

128

Публичное выступление на тему «Народные промыслы»

1

13.02-18.02

Имя числительное (15 ч)

129

Имя числительное как часть речи

1

13.02-18.02

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке. Стремление  к совершенствованию собственной речи. 

Предметные: Знать характеристику числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; уметь доказать принадлежность слова к числительному в форме рассуждения; распознавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; употреблять числительные в речи.

Метапредметные: Извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в форме рисунка; строить рассуждение.

130

Простые и составные числительные

1

13.02-18.02

131

Мягкий знак на конце и в середине числительных

   

1

27.02-4.03

132

Порядковые числительные

1

27.02-4.03

133

Разряды количественных числительных

1

27.02-4.03

134

Числительные, обозначающие целые числа

1

27.02-4.03

135

Склонение числительных

1

27.02-4.03

136

Дробные числительные

1

27.02-4.03

137

Собирательные числительные

1

6.03-11.03

138

Употребление числительных в речи

1

6.03-11.03

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1

6.03-11.03

140

Морфологический разбор имени числительного

1

6.03-11.03

141

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

1

6.03-11.03

142

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

13.03-18.03

143

Публичное выступление на тему «Берегите природу»

1

13.03-18.03

Местоимение (23 ч)

144

Местоимение как часть речи

1

13.03-18.03

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке. Стремление  к совершенствованию собственной речи. 

Предметные: Знать характеристику местоимений по значению, его морфологические признаки и синтаксическую роль; о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи; распознавать местоимения в предложении и тексте; различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочёты в употреблении местоимений.

Метапредметные: Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

145

Личные местоимения

1

13.03-18.03

146

Склонение личных местоимений

1

13.03-18.03

147

Возвратное местоимение себя

1

13.03-18.03

148

Р/р. Сочинение по рисункам

1

20.03-25.03

149

Анализ ошибок, допущенных в сочинениях

1

20.03-25.03

150

Вопросительные и относительные местоимения

1

20.03-25.03

151

Неопределенные местоимения

1

20.03-25.03

152

Отрицательные местоимения

1

20.03-25.03

153

Приставки не и ни в отрицательных местоимениях

1

20.03-25.03

154

Правописание отрицательных местоимений

1

27.03-1.04

155

Притяжательные местоимения

1

27.03-1.04

156

 Тип речи «Рассуждение»

1

27.03-1.04

157

Написание сочинения-рассуждения

1

27.03-1.04

158

Анализ сочинения

Указательные местоимения

1

27.03-1.04

159

Текст и план текста

1

27.03-1.04

160

Определительные местоимения

1

3.04-15.04

161

Местоимения и другие части речи

1

3.04-15.04

162

Морфологический разбор местоимения

1

3.04-15.04

163

Р/Р.Сочинение по картине Е.В.Сыромятнико-вой «Первые зрители»

1

3.04-15.04

164

Анализ сочинений

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

1

3.04-15.04

165

Морфологический разбор местоимения

1

3.04-15.04

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

3.04-15.04

Глагол (30 ч)

167

Повторение изученного в 5 классе

1

17.04-22.04

Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке.

Предметные: Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что неопределенная форма – это начальная форма глагола;  способы образования глаголов; правила написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы ь в глаголах на -тся и -ться; условия выбора слитного/раздельного написания не с глаголами; условия выбора гласных букв в корнях с чередованием; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к глаголу; правильно употреблять глаголы в речи.

Метапредметные: Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;  извлекать факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

168

Определение  грамматических признаков глагола

1

17.04-22.04

169

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

17.04-22.04

170

Р/Р.Сочинение по рисункам и данному началу

1

17.04-22.04

171

Анализ ошибок в сочинениях

Повторение: способы образования глаголов

1

17.04-22.04

172

Проверочная работа по теме «Глагол.Повторение изученного в 5 классе»

1

17.04-22.04

173

Разноспрягаемые глаголы

1

24.04-29.04

174

Глаголы переходные и непереходные

1

24.04-29.04

175

Возвратность и непереходность глаголов

1

24.04-29.04

176

Диктант с самопроверкой

1

24.04-29.04

177

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

24.04-29.04

178

Изложение

1

24.04-29.04

179

Условное наклонение

1

2.05-6.05

180

Образование глаголов условного наклонения

1

2.05-6.05

181

Повелительное наклонение

1

2.05-6.05

182

Объяснительный диктант

1

2.05-6.05

183

Нахождение орфограмм в глаголах повелительного наклонения

1

2.05-6.05

184

Р/р. Сочинение по рисункам

1

8.05-13.05

185

Анализ ошибок в сочинениях

1

8.05-13.05

186

Употребление наклонений

1

8.05-13.05

187

Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы». «Наклонение глаголов».

1

8.05-13.05

188

Безличные глаголы

1

15.05-20.05

189

Роль безличных глаголов в тексте

1

15.05-20.05

190

Морфологический разбор глагола

1

15.05-20.05

191

Р/р. Рассказ на основе услышанного

1

15.05-20.05

192

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

15.05-20.05

193

Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

1

15.05-20.05

194

Самостоятельная работа с последующей проверкой

1

22.05-27.05

195

Диктант с грамматическим заданием

1

22.05-27.05

196

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

22.05-27.05

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (8ч)

197

Разделы науки о языке. Орфография.

1

22.05-27.05

Личностные: Интерес к письму, к письменной форме общения. Способность к самооценке.

Предметные: Знать основные единицы языка, изученные в 5 и 6 классах; разделы науки о языке, изучающие эти единицы; рассказывать о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; опознавать и анализировать основные единицы языка; составлять сложный план устного сообщения на лингвистическую тему.

Метапредметные: Преобразовывать информацию в форму таблицы, сложного плана; создавать устный текст-описание в научном стиле.

198

Пунктуация

1

22.05-27.05

199

Лексика и фразеология

1

22.05-27.05

200

Словообразование

1

29.05-31.05

201

Морфология. Синтаксис

1

29.05-31.05

202

Итоговый контрольный диктант

1

29.05-31.05

203

Итоговый контрольный тест

1

29.05-31.05

204

Подведение итогов года

1

29.05-31.05

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс.-3-е изд.- М.:ВАКО, 2017.

Электронные ресурсы.

  • http://www.edu.ru  –каталог образовательных интернет-ресурсов;
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://school.edu.ru
  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
  • http://gramota.ru – Портал по культуре речи
  • http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/
  • http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык"  /методические материалы/
  • http://www.gramma.ru/ (сайт по русскому языку)
  • http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278 (школьная библиотека)
  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
  • http://www.pycckoeslovo.ru/  - Репетитор по русскому языку
  • http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования
  • Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
  • http://www.ug.ru - Сайт Учительской газеты  
  • http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
  • http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
  • 1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  • 2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org
  • 3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  • 4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  • 5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru
  • 6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  • 7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  • 8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru
  • 9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru
  • 10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 
  • 11. http://www.svetozar.ru/



Предварительный просмотр:

Содержание  учебного предмета «Родной язык (русский)»для 6 класса

 

Раздел 1. Язык и культура

Роль родного языка в жизни человека. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы Саратовской области. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов повелительного наклонения (бежать – бегите, клади  - кладите, ляг – лягте, поезжай – поезжайте и др.). Особенности употребления личных форм глагола в переносном значении. Категория вежливости в глагольных формах.

Нормы употребления имен числительных. Образование падежных форм сложных и составных имен числительных, составных порядковых числительных. Особенности употребления собирательных имен числительных.

Нормы употребления местоимений. Особенности образования падежных форм личных местоимений третьего лица (гордимся им – учимся у него). Особенности употребления притяжательных местоимений. Особенности употребления указательных и определительных местоимений.  

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Виды речевой деятельности        

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Учебно- тематическое планирование

 

 

№ темы

Название темы

Количество часов на изучение

1

Язык и культура

11ч.

2

Культура речи

13 ч.

3

Речь. Текст. Защита проектов.

10ч


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский)»для 6 класса


№п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1.

Язык и культура

Краткая история русского литературного языка.

1

5.09-10.09

2.

Роль церковнославянского языка в развитии русского языка.

1

12.09-17.09

3.

Диалекты как часть народной культуры

1

19.09-24.09

4.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

26.09-1.10

5.

Национально-культурная специфика русской фразеологии

1

3.10-8.10

6

Культура речи

Русская орфоэпия. Стилистические особенности произношения и ударения.

1

10.10-15.10

7

Нормы произношения отдельных грамматических форм существительных

1

17.10-22.10

8

Нормы произношения отдельных грамматических форм прилагательных

1

24.10-28.10

9

Варианты ударения внутри нормы

1

7.11-12.11

10

Синонимы и точность речи. Особенности употребления синонимов.

1

14.11-19.11

11

Антонимы и точность речи. Особенности употребления синонимов.

1

21.11-26.11

12

Лексические омонимы и точность речи. Особенности употребления лексических омонимов

1

28.11-3.12

13

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов.

1

5.12-10.12

14

Особенности склонения имен собственных

 

1

12.12-17.12

15

Контрольный диктант

1

19.12-24.12

16

Анализ контрольного диктанта.

Нормы употребления имён существительных в соответствии с типом склонения

1

26.12-29.12

17

Речевые ошибки. Коррекция речи

1

11.01-14.01

18

Склонение местоимений

1

16.01-21.01

19

Нормы употребления имен прилагательных, местоимений

1

23.01-28.01

20

Склонение порядковых и количественных числительных

1

30.01-4.02

21

Формы множественного числа родительного падежа

1

6.02-11.02

22

Формы множественного числа родительного падежа

1

13.02-18.02

23

Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета

1

20.02-25.02

24


Орфографический и пунктуационный практикум

1

27.02-4.03

Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч)

25

Эффективные приёмы чтения

1

6.03-11.03

26

Этапы работы с текстом

1

 13.03-18.03

27

Тематическое единство текста

1

20.03-24.03

28

Тексты описательного типа

1

3.04-8.04

29

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

1

10.04-15.04

30

Контрольный диктант

1

17.04-22.04

31

Анализ контрольного диктанта.

Научный стиль. Словарная статья, её строение

1

24.04-29.04

32

Рр Научное сообщение. Устный ответ

1

2.05-6.05

33

Содержание и строение учебного сообщения. Рр Виды ответов

1

10.05-13.05

34

Защита проектов

1

15.05-20.05

  1. Контрольно-измерительные материалы

 

Азбука тайги.

      Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко.

Я выбрал для ночлега сухое, высокое местечко, но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

       Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом.

Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но  нас всё это обошло стороной.

        К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов.

        Как таёжник догадался об опасности?   За чаем старик сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. « Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя»,- закончил он свой рассказ.

В гостях

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница - древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас - очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком — стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.                                                                                 (По В. Каверину.) (119 слов)

Осенний лес

Наконец, миновав болота, мы пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска и не перейдешь вброд. Мало-помалу дорога стала пониматься, и мы медленно

 въехали в лес. Сторона, по-видимому, была глухая. Пошла сплошь одна сосна. И вот сосна стала понемногу редеть, и сквозь стволы проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но неясно, никак нельзя было рассмотреть, что это такое. Понапрасну всматривались мы в даль неба, навстречу нам поднимался туман.

После одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину.

При нашем приближении к мельнице десятки ворон с криком разлетелись врассыпную, неожиданно залаяла собака, и впервые за весь день мы остановились у человеческого. жилья.

Стивенсон

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок суши, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.                                                                                      Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившегося сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона.

Задание    Найти причастия и выделить их суффиксы                     Выполненное задание                      раскрашЕНа, указаНы, обозначЕНы, придумаННого, затеряННой, оказаВШийся, очароваННый, нанесЁННыми, напоминаВШего, придумаННых, рассчитаННой, решиВШегося, зарыТых, неослабеваЮЩим, рождЁННому

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС) авт. Т. А.Ладыженская

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана в соответствии с ФГОС на основе программы Т. А. Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по ФГОС (УМК Баранов, Ладыженская)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по ФГОС (УМК Баранов, Ладыженская)...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Данная рабочая программа создана к учебнику "Русский язык" 8 класс  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Рассчитана на 3 часа в неделю . 102 часа в год. Программа соответствует ...