«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЭТАПЕ НОВЫХ ФГОС»
методическая разработка по русскому языку

Пьянкова Елена Ивановна
В условиях перегруженности современного содержания образования, с введением новых образовательных стандартов в образовательный процесс , метапредметных компетенций одной из ключевых проблем является овладение учащимися такими СПОСОБАМИ обучения, которые помогу обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов». Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Та система образования, в которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося. Одной из ключевых компетенций ребенка должно стать УМение работать с информацией., текстом. Вся работа по формированию заявленного умения мной с детьми строится в рамках 4 направлений: РАБОТА 1. Над содержанием и смыслом. 2. Над структурой. 3. По выбору языковых средств. 4. По совершенствованию написанного. 1. Работа над содержательно-смысловой стороной текста. Эта работа обьединяет формирование и развитие следующих компетенций: а) понимать и запоминать содержание; б) раскрывать содержание темы; в) подчинять содержание главной мысли; г) наблюдать за окружающим и подмечать новое; д) определять границы темы. Для формирования и развития вышеуказанных компетенций широко используются следующие упражнения: - свободные диктанты и свободные пересказы; - подробные пересказы и подробные изложения; - ответы на вопросы (по сюжетным картинкам, по тексту, по теме); - коллективное сочинение рассказов (сказок); - наблюдение за природными явлениями и людскими отношениями; - озаглавливание картин (на начальном этапе – одним из предложенных названий); - отгадывание загадок; - словесное рисование картин; - нахождение в тексте самых нужных слов; - вычеркивание из текста ненужных слов и предложений; - озаглавливание текста (на начальном этапе – одним из предложенных названий); - озаглавливание рассказа (сказки) по опорным словам; - выписывание из текста опорных слов - нахождение опорных слов по предложенной теме; - нахождение в тексте лишних предложений; - распределение предложений по нескольким темам; - письменный (-ые) ответ (-ы) на вопрос (-ы) по теме (тексту); - словесные картины природы; нахождение пословиц и поговорок по теме (тексту); - сокращение количества предложений в тексте; - краткий пересказ и краткое изложение; - выборочный пересказ и выборочное изложение; - озаглавливание текста; - нахождение в тексте слов (предложений), раскрывающих главную мысль; - нахождение пословиц и поговорок, раскрывающих главную мысль текста; - написание сочинений по пословицам и поговоркам; - написание сочинений по крылатым словам и др. 2. Целью работы над структурой текста является формирование и развитие компетенции составления плана текста. Работая над составлением плана, дети научаются предельному сжатию структуры текста, т.е. они набираются опыта выразить краткую аннотацию (реферат) вопросительными, повествовательными, назывными предложениями. Здесь широко применяются такие упражнения: - восстановление вопросов деформированного плана по сюжетным картинам (тексту); - восстановление деформированного текста по сюжетным картинам (плану); - составление словесной(-ых) картины (картин) по повествовательному тексту; - разделение текста на абзацы по сюжетным картинам (вопросам плана); - постановка вопросов по неабзацированному тексту; - восстановление деформированного текста и деформированного плана (по сюжетным рисункам или без них); - составление плана текста вопросительными предложениями; - составление плана текста повествовательными предложениями; - составление плана текста назывными предложениями; - составление плана текста строками из знакомых стихотворений; - составление слов (предложений) по тем или иным вопросам плана текста – составление набросков и т.д. 3. Работая над языковыми средствами дети развивают компетенции правильного построения предложений, их связи, правильного начинания и заканчивания текста. Здесь широко распространены такие упражнения: - написание начала (конца) текста; - пересказ начала (конца) текста; - изменение речевых моделей; - распространение грамматической основы предложения; - нахождение грамматической основы распространенного предложения; - восстановление деформированных предложений (вначале слова ставятся в соответствующих грамматических формах, затем – в начальной форме); - составление одного нераспространенного предложения из двух (двух нераспространенных предложений из одного распространенного) предложений; - нахождение слова-скрепа для связи двух соседних предложений (частей текста); - раскрытие скобок вставлением слова-скрепа для связи двух соседних предложений (частей текста); - нахождение синонимов и антонимов слов; - изложение (пересказ) с изменением лица рассказчика; - изложение (пересказ) с изменением времени (места, имен действующих лиц); - нахождение образных и выразительных слов и т. д. 4. Работа над совершенствованием написанного предполагает развитие компетенций видеть написанное собой глазами читающего, исправлять ошибки и недостатки. Развитие этих компетенций опирается на все вышеназванные, потому что при исправлении текста необходимо смотреть на содержание, структуру, языковые средства глазами читающего и все это пропустить через разум, затем добавить пропущенное или недостающее. На начальном этапе необходимо исподволь приучать учащихся о необходимости постоянно помнить о читателе. Здесь уместны специальные памятки, например: 1. Пиши думая. 2. Помни о том, что написал в предыдущем предложении. 3. Пиши строго по плану. 4. Пиши аккуратно и т. п. Дальнейшая работа должна быть направлена на развитие компетенций из области речевой культуры и стилистики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЭТАПЕ НОВЫХ ФГОС»

                                                                                                                      Е. И. Пьянкова,

Учитель русского языка и литературы

  Высшей категории

В условиях перегруженности современного содержания образования, с введением новых образовательных стандартов в образовательный процесс , метапредметных компетенций одной из ключевых проблем является овладение учащимися такими СПОСОБАМИ обучения, которые помогу обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов». Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Та система образования, в которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося. Одной из ключевых компетенций ребенка должно стать УМение работать с информацией., текстом. Вся работа по формированию заявленного умения мной с детьми строится в рамках 4 направлений: РАБОТА 1. Над содержанием и смыслом. 2. Над структурой. 3. По выбору языковых средств. 4. По совершенствованию написанного. 1. Работа над содержательно-смысловой стороной текста. Эта работа обьединяет формирование и развитие следующих компетенций: а) понимать и запоминать содержание; б) раскрывать содержание темы; в) подчинять содержание главной мысли; г) наблюдать за окружающим и подмечать новое; д) определять границы темы. Для формирования и развития вышеуказанных компетенций широко используются следующие упражнения: - свободные диктанты и свободные пересказы; - подробные пересказы и подробные изложения; - ответы на вопросы (по сюжетным картинкам, по тексту, по теме); - коллективное сочинение рассказов (сказок); - наблюдение за природными явлениями и людскими отношениями; - озаглавливание картин (на начальном этапе – одним из предложенных названий); - отгадывание загадок; - словесное рисование картин; - нахождение в тексте самых нужных слов; - вычеркивание из текста ненужных слов и предложений; - озаглавливание текста (на начальном этапе – одним из предложенных названий); - озаглавливание рассказа (сказки) по опорным словам; - выписывание из текста опорных слов - нахождение опорных слов по предложенной теме; - нахождение в тексте лишних предложений; - распределение предложений по нескольким темам; - письменный (-ые) ответ (-ы) на вопрос (-ы) по теме (тексту); - словесные картины природы; нахождение пословиц и поговорок по теме (тексту); - сокращение количества предложений в тексте; - краткий пересказ и краткое изложение; - выборочный пересказ и выборочное изложение; - озаглавливание текста; - нахождение в тексте слов (предложений), раскрывающих главную мысль; - нахождение пословиц и поговорок, раскрывающих главную мысль текста; - написание сочинений по пословицам и поговоркам; - написание сочинений по крылатым словам и др. 2. Целью работы над структурой текста является формирование и развитие компетенции составления плана текста. Работая над составлением плана, дети научаются предельному сжатию структуры текста, т.е. они набираются опыта выразить краткую аннотацию (реферат) вопросительными, повествовательными, назывными предложениями. Здесь широко применяются такие упражнения: - восстановление вопросов деформированного плана по сюжетным картинам (тексту); - восстановление деформированного текста по сюжетным картинам (плану); - составление словесной(-ых) картины (картин) по повествовательному тексту; - разделение текста на абзацы по сюжетным картинам (вопросам плана); - постановка вопросов по неабзацированному тексту; - восстановление деформированного текста и деформированного плана (по сюжетным рисункам или без них); - составление плана текста вопросительными предложениями; - составление плана текста повествовательными предложениями; - составление плана текста назывными предложениями; - составление плана текста строками из знакомых стихотворений; - составление слов (предложений) по тем или иным вопросам плана текста – составление набросков и т.д. 3. Работая над языковыми средствами дети развивают компетенции правильного построения предложений, их связи, правильного начинания и заканчивания текста. Здесь широко распространены такие упражнения: - написание начала (конца) текста; - пересказ начала (конца) текста; - изменение речевых моделей; - распространение грамматической основы предложения; - нахождение грамматической основы распространенного предложения; - восстановление деформированных предложений (вначале слова ставятся в соответствующих грамматических формах, затем – в начальной форме); - составление одного нераспространенного предложения из двух (двух нераспространенных предложений из одного распространенного) предложений; - нахождение слова-скрепа для связи двух соседних предложений (частей текста); - раскрытие скобок вставлением слова-скрепа для связи двух соседних предложений (частей текста); - нахождение синонимов и антонимов слов; - изложение (пересказ) с изменением лица рассказчика; - изложение (пересказ) с изменением времени (места, имен действующих лиц); - нахождение образных и выразительных слов и т. д.  4. Работа над совершенствованием написанного предполагает развитие компетенций видеть написанное собой глазами читающего, исправлять ошибки и недостатки. Развитие этих компетенций опирается на все вышеназванные, потому что при исправлении текста необходимо смотреть на содержание, структуру, языковые средства глазами читающего и все это пропустить через разум, затем добавить пропущенное или недостающее. На начальном этапе необходимо исподволь приучать учащихся о необходимости постоянно помнить о читателе. Здесь уместны специальные памятки, например: 1. Пиши думая. 2. Помни о том, что написал в предыдущем предложении. 3. Пиши строго по плану. 4. Пиши аккуратно и т. п. Дальнейшая работа должна быть направлена на развитие компетенций из области речевой культуры и стилистики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов

Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

Организация практического обучения на занятиях иностранного языка с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС

Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.Общие компетенции ...

"Компетентности к обновлению компетенций» на этапе реализации ФГОС О УО (ИН) начального образования

Профессиональная компетентность педагога•это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового, адекватное отношение к педагогическим инновациям;•это способность формировать устойчиву...

Использование сервисов Web 2.0 при формировании и развитии текстовой компетенции

Значение тестовой компетенции для обучения и развития школьника невозможно переоценить. В основном, именно от степени владения ей зависит успешность усвоения учеником большинства изучаемых дисциплин. ...