Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
план-конспект по теме
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»
Г. О. Саранск
Выступление на педсовете №3 «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Елистратова Л. Н.
учитель математики.
2011-2012 учебный год.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно – деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строиться по формуле: от действия – к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали: функции, структура и форма особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные ( самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные ( целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные( общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями , умениями , навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержания и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выгодский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся (5-6 классы) и необходимости решения ими задачи предварительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.
Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать следующие универсальные учебные действия:
-личностные-смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося с сфере нравственно-этических отношений;
-регулятивные-целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
-познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности;переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления;
-коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию-совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общие решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе
Универсальные учебные действия | Результаты развития универсальных учебных действий | Значение универсальных учебных действий для обучения |
Личностные действия: -смыслообразование, -самоопределение. Регулятивные действия | Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки. | Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания». Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные | Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. | Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные ( речевые), регулятивные | Формирование внутреннего плана действия | Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения. |
Коммуникативные, регулятивные | Развитие рефлексии-осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий. | Формирование осознанности и критичности учебных действий |
Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу признается сегодня особо актуальной и поэтому необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий в основной школе. Рассмотрим пример коммуникативных действий учета позиции собеседника (партнера) в процессе учебной деятельности на уроках.
Задание «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 10-15 лет.
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека.
Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание задания: учащимся, сидящим парами предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.
Инструкция: учащиеся знакомятся с … (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идет о процессах, сопровождающих совместную работу.
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположение-что получится в результате) и проверять их.
Возраст:12-13 лет.
Учебная дисциплина: математика.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайном образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел.
Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо:
- Сравнить между собой время, затраченное каждым учеником на выполнение задания;
- Описать способы выстраивания последовательности, используемые каждым учеником;
- Найти оптимальную стратегию выстраивания последовательности к затрачиваемому времени;
- Проверить эту стратегию на представленном ниже задании;
Найдите в таблице последовательно все числа от 1 до 25
24 6 18 2 13
20 15 9 22 5
3 25 12 19 11
10 23 7 1 16
17 4 21 14 8
- Сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице.
Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.
Материал по обобщению опыта....
Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания в услов...
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".
Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...
Программа саморазвития на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество все...
Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...
Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г.
Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г....