Организация практического обучения на занятиях иностранного языка с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС
статья
Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в колледже у обучающихся формируются общие компетенции ОК1 – ОК9.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ok._doklad_maksimova_padalkina.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация практического обучения на занятиях иностранного языка
с целью развития общих компетенций в условиях реализации ФГОС
Формирование ОК 2, ОК 3 И ОК 9
Перед современным специалистом стоят новые цели и задачи: он должен обладать как высокой квалификацией, так и способностью самостоятельно мыслить и профессионально развиваться. Практика показывает, что общие компетенции, как и профессиональные формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
Общие компетенции – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
В процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в колледже у обучающихся формируются общие компетенции ОК1 – ОК9.
Мы рассмотрим ОК 2, 3 и 9.
Падалкина Е.М.
Формирование компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество на занятиях по иностранному языку происходит с учётом определённых трудностей, с которыми студенты сталкиваются при поступлении в технический колледж:
- обучающиеся имеют разный уровень и различную подготовку по иностранному языку;
- слишком маленькая мотивация, либо отсутствие таковой;
- изучению иностранного языка выделяется слишком мало времени, всего 2 -3 часа;
- студенты не понимают для чего им необходимо изучение иностранного языка.
Для мотивации студентов используются современные технологии:
- технические средства обучения, при чем важно не просто преподавателем использовать эти средства, но и научить обучающихся работать с ними самостоятельно;
- использовать аудио- и видеоматериалы;
- компьютерные программы, интернет;
- организовывать ролевые и деловые игры, проектную деятельность.
Формирование данной компетенции на занятиях происходит при помощи использования упражнений репродуктивного характера: воспроизводящие, тренировочные, имитационные (лексико-грамматические, фонетические упражнения – в течение всего периода обучения); упражнений продуктивного характера: творческие задания (защита рефератов, докладов, исследовательских и проектных работ и др.); имитационных ситуаций, элементов ролевых и деловых игр (составление и обыгрывание профессиональных ситуаций по темам: «Устройство на работу», «Моя будущая профессия», «На заводе»); всех видов самостоятельной работы (тесты по лексике и грамматике, проверочные задания по чтению, письму, аудированию и др.). Кроме того ОК. 2 формируется при выполнении практических заданий в ходе занятий (составление рассказов, диалогов и полилогов, мини-сочинений, заполнение таблиц, лексических опор (“fishbone”) и др.).
Развитие ОК. 2 при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы направлена на ориентирование студентов на участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, технического перевода, подготовка докладов, рефератов; выполнение домашнего задания любого типа, работа по индивидуальному заданию. Виды самостоятельной работы при формировании данной компетенции делятся на следующие группы: направленные на овладение знаниями (работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Интернет); направленные на закрепление и систематизацию знаний (работа над учебным материалом с помощью учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей, обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.), выполнение тестовых заданий всех видов); направленные на формирование умений (решение задач и упражнений по образцу или инструкции, решение ситуационных задач; работа с компьютерными программами, составление презентаций, аудио-видео материалов, подготовка к деловым играм, создание проектов, составление кроссвордов и др.).
Максимова М.Р.
Формирование компетенции ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность осуществляется при помощи использования на занятиях методов и приёмов проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация); метода кейсов (поиск и решение конкретной проблемной ситуации); поиска учебной информации при изучении самостоятельно осваиваемых вопросов; применения методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний, взаимоконтроля при выполнениип/р, с/р, к/р, тестов; элементов игр и упражнений («снежный ком», «установи соответствие», «мозговой штурм», составление синквейнов, обыгрывание профессиональных ситуаций); различных видов проектной деятельности, предусматривающих развитие исследовательских, поисковых и творческих навыков и позволяющих интегрировать знания из различных областей при решении одной проблемы (прежде всего исследовательские и практико-ориентированные проекты); практических работ поискового и исследовательского характера. Данная компетенция формируется у обучающихся при изучении следующих тем: «Защита окружающей среды», «Колледж. Выбор профессии», «Профессионально-ориентированные тексты», где студенты учатся самостоятельно работать со специальной литературой для получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу. С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности применяются активные формы и методы обучения (ролевые и деловые игры), традиционные методы: объяснительно-иллюстративные (объяснение, беседа), репродуктивные (упражнение, работа с текстом), проблемное обучение (урок-дискуссия).
В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы необходимо давать не только задания, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы.
Развитию ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельностиспособствуют привитие студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности, пробуждение интереса к тенденциям развития новых технологий и познанию нового. Студенты изучают и обсуждают инновации в профессиональной деятельности (доклады, сообщения по инновационным направлениям развития профессиональной области, презентации, проекты, исследовательская работа, выполнение творческих заданий), сравнивают уровень своей работы с уровнем остальных обучающихся, анализируют свои слабые и сильные стороны, делают соответствующие выводы и находятся в курсе изменяющихся условий и направлений развития, применяют полученные в процессе обучения компетенции в профессиональной деятельности.
Таким образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача повышения эффективности и качества подготовки специалистов за счёт формирования содержания и организации обучения. Современные технологии и методы обучения дополняют традиционные методики, помогают совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, делают урок более интересным, способствуют формированию у студентов самостоятельности в определении задачи профессионального и личностного развития. Используя их на уроке и во внеурочной деятельности, преподаватель стремится достичь одной цели в обучении – практическому владению иностранным языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО
Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....
Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования
Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...
Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .
В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)
О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы...
Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...