Урок русского языка "Буквы О-А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сиренко Александр Николаевич

Конспект урока  с применением технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока36.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку243 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы о-а в корнях –лаг—лож-

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями употребления в слове гласных О–А в корнях -лаг-/-лож-;
  • развивать аналитические способности учащихся, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение систематизировать и обобщать языковой материал; работать с учебным текстом, работать в группе; развивать орфографическую зоркость.
  • воспитывать внимание, уважительное отношение к мнению других людей, любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка. Слайд 2

- Что изображено на слайде?

- Можно ли составить слово по данной схеме?

- Почему? Какая морфема отсутствует?

- Сегодня мы будем работать с орфограммой в корне.

III. Постановка проблемы. Слайд 3

- Внимательно посмотрите на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. Распределите данные заголовки по столбикам. Сделайте вывод.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, вычленяют неизвестное, формулируют тему и цели урока. Слайд 4

IV. Знакомство с новым материалом. Слайд 5

- Внимательно прочитайте слова в столбиках. Назовите условие написания букв О–А в корнях.

Учащиеся наблюдают, анализируют, формулируют правило, создают схемы.

- Откройте учебник на стр. 177 §84. Прочитайте правило.

Учащиеся работают с учебником.

V. Закрепление нового материала. Слайды 6, 7, 8, 9

-Внимательно прочитать предложения. Выписать слова на изучаемую орфограмму в столбик. На полях тетради напротив каждого слова записать ту гласную, которую вы написали в корне слова. (Задание 1)

- Как вы понимаете пословицу 5?

Учащиеся. Взаимопроверка по ключу. Слайд 7

-Найдите третье лишнее, запишите его, обозначьте орфограмму. Слайд 8. (Задание 2)

 1.Ул..жить, сл..жить, изл..гать

2. Пол..гать, предпол..гать, пол..жить

3. Распол..гать, предл..гать, сл..жение

4. Изл..жение, прил..жение, прил..гательное

5. Зал..жить, отл..жить, прил..гать

6. Возл..гать, предл..жение, изл..гать

- Игра «Составьте слово». Слайд 10 (Задание 3)

  1. Предутренний   (приставка)
  2. Поговорить      (приставка)
  3. Слагаемое       (корень)
  4. Решать           (суффикс)
  5. Читал            (суффикс глагола прошедшего времени)
  6. Собирала        (окончание)

-Резерв. Составьте предложение. Слайд 11, 12 (Задание 4)

  1. Из предложения Туристический слет проходил у подножия Аю-Дага взять определение
  2. Из предложения Лето ребята провели в палаточном лагере взять существительное, выражающее обстоятельство места, согласовав его с прилагательным предыдущего предложения
  3. Добавить сказуемое предложения Музей располагался недалеко от станции.
  4. Из предложения Прозвучала прекрасная мелодия вальса добавить определение, выраженное прилагательным, согласовав его с существительным в лесу
  5. Добавить обстоятельство места из предложения В окрестностях города много оврагов.
  6. Из предложения Москва-место рождения Пушкина взять существительное, выступающего в роли подлежащего, употребив его в Р.п. ед.ч. 

- Разберите по составу глагол: располагался

VI. Подведение итогов

- Чему учились на уроке?

- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?

VII. Домашнее задание: §84, упр. 436


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 «А» классе

Слайд 3

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА СН..ГА К..БИНЕТ СЛ..ГАЕМОЕ Д..ЖДЛИВЫЙ Б..ЛКОН СЛ..ЖЕНИЕ Т..МНОТА К..РЗИНА ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. РАСПРЕДЕЛИТЕ ДАННЫЕ ЗАГОЛОВКИ ПО СТОЛБИКАМ. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Слайд 4

БУКВЫ О – А В КОРНЯХ -ЛАГ- - -ЛОЖ-

Слайд 5

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ СЛОВА В СТОЛБИКАХ. УВИДЕТЬ УСЛОВИЕ НАПИСАНИЯ БУКВ О-А В КОРНЯХ. ПО Л О Ж ИТЬ ПРИ Л О Ж ИТЬ С Л О Ж ИТЬ ПО Л А Г А ТЬ ПРИ Л А Г А ТЬ С Л А Г А ЕМОЕ

Слайд 6

Выписать слова на изучаемую орфограмму в столбик. На полях тетради напротив каждого слова записать ту гласную, которую вы вставили в корне слова. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Слайд 7

ключ А О О А А О

Слайд 8

НАЙДИТЕ ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ, ЗАПИШИТЕ ЕГО. ГРАФИЧЕСКИ ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ. УЛ..ЖИТЬ, СЛ..ЖИТЬ, ИЗЛ..ГАТЬ ПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДПОЛ..ГАТЬ, ПОЛ..ЖИТЬ РАСПОЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ГАТЬ, СЛ..ЖЕНИЕ ИЗЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ЖЕНИЕ, ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ ЗАЛ..ЖИТЬ, ОТЛ..ЖИТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ ВОЗЛ..ГАТЬ, ПРЕДЛ..ЖЕНИЕ, ИЗЛ..ГАТЬ

Слайд 9

КЛЮЧ ИЗЛ А ГАТЬ ПОЛ О ЖИТЬ СЛ О ЖЕНИЕ ПРИЛ А ГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛ А ГАТЬ ПРЕДЛ О ЖЕНИЕ

Слайд 10

Игра «Составь слово» ПРЕДУТРЕННИЙ (ПРИСТАВКА) ПОГОВОРИТЬ (ПРИСТАВКА) СЛАГАЕМОЕ (КОРЕНЬ) РЕШАТЬ (СУФФИКС) ЧИТАЛ (СУФФИКС ГЛАГОЛА ПРОШ. ВР.) СОБИРАЛА (ОКОНЧАНИЕ) ?

Слайд 11

Составить предложение Из предложения Туристический слет проходил у подножия Аю-Дага взять определение Из предложения Лето ребята провели в палаточном лагере взять существительное, выражающее обстоятельство места, согласовав его с прилагательным предыдущего предложения Добавить сказуемое предложения Музей располагался недалеко от станции. Из предложения Прозвучала прекрасная мелодия вальса добавить определение, выраженное прилагательным, согласовав его с существительным в лесу Добавить обстоятельство места из предложения В окрестностях города много оврагов. Из предложения Москва-место рождения Пушкина взять существительное, выступающее в роли подлежащего, употребив его в Р.п. ед.ч.

Слайд 12

КЛЮЧ Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

урок по русскому языку "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-"

Урок по русскому языку для 5 класса. Тема: Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-....

Презентация к уроку русского языка" Буквы А/О в корнях кас/кос"

Данная презентация является наглядным методическим материалом при объяснении на уроке русского языка в 6 классе данной темы....

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...