урок по русскому языку "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку для 5 класса. Тема: Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы а-о в корнях -раст-, - рос- (5 класс)
Цель деятельности учителя | Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-; формировать навык правописания корней с чередованием. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать правило написания букв О-А в корне –раст-, -рос-, слова исключения. Метапредметные: развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой, устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. |
Методы и формы обучения |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2.Актуализация знаний | Воспроизведение раннее изученного | - Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике. -Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-) Словарный диктант Положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, предлагать, предложение, предполагаю. Взаимопроверка. | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. |
3.Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, изучение нового материала. Беседа по вопросам. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учениками. Лингвистическая сказка. Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались. Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой. - Посмотри! Какая красота! - сказала буква А. - Где? – спросила О. Учитель: - Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку. * * * Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб) - Правильно, это гриб. Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти. - РАстет! – восхищенно сказала А. - Действительно, подрОс, - ответила О. - Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная! - Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись! Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О. Учитель: - Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока? Дети формулируют тему урока. - Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда –А в корне –раст-(-ращ-) – -рос-. Запишите тему нашего урока: « Буквы о – а в корне –раст-(-ращ -) - рос-». | Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. Слушают учителя. Определяют тему урока. |
4. Творческая и практическая деятельность. | Усвоение новых знаний. Обсуждение результатов. | На доске записаны слова с выделенным корнем. Растение, выращивать, заросли. - Ребята, в корне –раст-, -ращ- - рос- командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-. Ответы детей. - Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А. Если же это корень -рос-, тогда пишем О. | Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения. |
5. Первичное закрепление с комментированием. | Обобщение и систематизация знаний. | Работа по цепочке у доски. Вставить пропущенные буквы в словах. Подр…сти, выр…сли, р…стительный, возр…ст, водор…сли, р…стение, водор…сли, зар…сли. ФИЗМИНУТКА Учитель: -А теперь поговорим о словах-исключениях. Знакомство со словами-исключениями. Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства. Росток – стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня. Ростовщик – человек, который даёт деньги в долг под большие проценты, то есть в «рост». Ростов Ростислав Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6. Закрепление изученного материала. | Работа с учебником Упражнение 451 на стр. 35 (устно); Упражнение 453 на стр. 35. (письменно) | Работают с учебником. Комментируют выполненное задание и обоснуют свой ответ. | |
7.Рефлексия. | Обобщение полученных знаний на уроке | Домашнее задание. Упражнение 456. (диктант) Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока. Закончите предложение. На уроке я понял(-а)… Я научился… - Наибольший мой успех сегодня… - Я испытал(-а) следующие трудности… | Отвечают на вопросы. Комментируют свою работу за весь урок. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст- -рос-"
практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст- -рос-"...
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"
Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....
Конспект урока по теме " Буквы о-о в корне -раст-рос"
урок в 5 классе...
План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»
План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...