урок по русскому языку "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Биче-оол Долаана Артуровна

Урок по русскому языку для 5 класса. Тема: Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы а-о в корнях -раст-, - рос- (5 класс)

Цель деятельности учителя

Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-; формировать навык правописания корней с чередованием.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило написания букв О-А в корне –раст-, -рос-, слова исключения.

Метапредметные: развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой, устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Методы и формы обучения

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Воспроизведение раннее изученного

- Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.
В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.
Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

-Какие чередующиеся корни мы изучили? (-лаг- , -лож-)
- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило. Приведём примеры.

Словарный диктант

Положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, предлагать, предложение, предполагаю.

Взаимопроверка.

Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

3.Целеполагание

Раскрытие сущности новых понятий, изучение нового материала. Беседа по вопросам.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учениками.

Лингвистическая сказка.

Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.

Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.

- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.

- Где? – спросила О.

Учитель:

- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.

* * *

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

- Правильно, это гриб.

Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.

- РАстет! – восхищенно сказала А.

- Действительно, подрОс, - ответила О.

- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!

- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!

Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О.

Учитель:

- Ребята, а вы догадались, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока.

- Да, сегодня на уроке мы с вами узнаем, когда пишется буква О, а когда –А в корне –раст-(-ращ-) – -рос-.

Запишите тему нашего урока: « Буквы о – а в корне –раст-(-ращ -) - рос-».

Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. Слушают учителя. Определяют тему урока.

4. Творческая и практическая деятельность.

Усвоение новых знаний. Обсуждение результатов.

На доске записаны слова с выделенным корнем.

Растение, выращивать, заросли.

- Ребята, в корне –раст-, -ращ- - рос- командуют вовсе не гласные. А как вы считаете, от чего зависит написание гласной в корне? Сформулируйте правило о правописании гласных о-а в корне -раст-, -ращ- , -рос-.

Ответы детей.

- Правильно. Написание гласной в корне зависит от согласных. Если в корне есть согласные СТ или Щ, то мы пишем букву А. Если же это корень -рос-, тогда пишем О.

Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения.

5. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний.

Работа по цепочке у доски.

Вставить пропущенные буквы в словах.

Подр…сти, выр…сли, р…стительный, возр…ст, водор…сли, р…стение, водор…сли, зар…сли.

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

-А теперь поговорим о словах-исключениях.

Знакомство со словами-исключениями.

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

Ростовщик человек, который даёт деньги в долг под большие проценты, то есть в «рост».

Ростов

Ростислав

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

Упражнение 451 на стр. 35 (устно);

Упражнение 453 на стр. 35. (письменно)

Работают с учебником. Комментируют выполненное задание и обоснуют свой ответ.

7.Рефлексия.

Обобщение полученных знаний на уроке

Домашнее задание. Упражнение 456. (диктант)

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока.

Закончите предложение.

На уроке я понял(-а)…

Я научился…

- Наибольший мой успех сегодня…

- Я испытал(-а) следующие трудности…

Отвечают на вопросы. Комментируют свою работу за весь урок. Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....

Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.

Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент....

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст- -рос-"

практические задания к уроку по теме "Правописание а-о в корне -раст-  -рос-"...

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"

Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....

План-конспект урока "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-»

План-конспект содержит информацию о ходе урока получения нового знания по теме "Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -раст-/-рос-". В нем представлены как теоретические сведения (п...