Повторение изученного по по теме "Фонетика и орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
урок повторения изученного материала по теме "Фонетика. Орфоэпия" (5 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_izuchennogo_po_fonetike_i_orfoepii.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока русского языка
в 5 классе
Тема урока:
«Повторение изученного
по фонетике и орфоэпии»
Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4»
Степановой Светланы Александровны
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение знаний по теме;
- дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;
- развитие умения высказываться на лингвистическую тему;
- развитие навыков анализа текста;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие орфографической зоркости.
Развивающие:
- развитие умения монологического высказывания; коллективная работа, где каждый ученик может продемонстрировать свои возможности;
- развитие речи учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
• приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);
• прививать коммуникативные навыки;
• развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;
• развивать уважение и любовь к родному языку.
Методические приёмы:
I. По источнику закрепление знаний:
1) словесные (слово учителя, беседа);
2) практические (упражнения, задания).
II. По уровню активности познавательной деятельности:
1) эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);
2) объяснительно-иллюстративный (беседа, словесные объяснения);
3) исследовательский (анализ звуковых единиц);
4) репродуктивный (подбор однокоренных слов).
5) проблемный (создание проблемной ситуации – выбор звука).
III. По функциям:
1) устное изложение знаний учителем и активизация познавательной
деятельности учащихся (слово учителя);
2) закрепление нового материала (беседа, работа с учебником);
3) самостоятельная работа учащихся по осмыслению и усвоению материала (упражнения).
Оборудование: 1) презентация к уроку;
- интерактивная доска;
- раздаточный материал (индивидуальные карточки № 1,2, 3 по теме «Фонетика»);
- CD-диск с записью физкультминутки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
(Проверка готовности учащихся к уроку, правильная посадка, запись даты и темы урока)
- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Садитесь правильно и удобно.
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
Тема урока: «Повторение изученного по фонетике и орфоэпии».
(Слайд 1)
На этом уроке мы будем повторять и обобщать изученный материал по фонетике и орфоэпии. Для вас знания из этого раздела очень важны, потому что на протяжение учебного периода мы будем часто обращаться к этой теме, поэтому нам надо её как следует закрепить. Сегодня мы поработаем с текстом, орфоэпическим словарём, повторим орфографию, фонетический разбор, фонетические процессы, сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, двойную роль букв е, ё, ю, я; будем закреплять наши умения применять полученные знания на практике и немного поиграем.
II. Проверка домашнего задания:
- На прошлом уроке мы знакомились с произношением гласных и согласных звуков и орфоэпическим разбором слова. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Зачитываем составленные вами словосочетания из упр.221, произнося их в соответствии с орфоэпическими нормами.
(Учащиеся зачитывают составленные ими дома словосочетания из упр.221)
Вывод:
- Скажите, всегда ли буква е обозначает мягкость предшествующего согласного? (нет)
- Верно, не всегда, особенно это касается слов иноязычного происхождения. Поэтому, чтобы правильно произносить слова, нам необходимо знать орфоэпические нормы.
III. Актуализация знаний.
1) Работа с текстом. / Индивидуальная работа с учащимися.
- Сначала поработаем с текстом и обобщим наши знания по орфографии и пунктуации. Перед вами текст. Познакомьтесь пока с содержанием этого текста и подготовьтесь прочитать его выразительно, а я в это время раздам некоторым ребятам индивидуальные карточки с грамматическим заданием. Я это делаю для того, чтобы поточнее выявить у этих учеников степень усвоения орфограмм, встретившихся нам в разделе «Фонетика».
(Отдельным учащимся раздаются карточки и решаются неясные вопросы по работе с карточками)
(Слайд 2)
Посадите возле дома рябинку!
Весной рябинка одна из первых оживает. Многие дерев(?)я ещё (не)проснулись, а она уже в тонкие зелёные кружева наряжает(?)ся.
А как красиво цв..тёт рябина! По зелён..й кроне разбросаны белые шапки соцветий. Запах за версту слышен.
(В)конце лета всё т..ряет красоту, а рябина вспыхивает красным огнём. Это дерево украсит любой са(д,т), любую а(л,лл)ею.
Осен(?)ю возле дома будут ж..ть скворцы, дрозды, синич(?)ки. Яркие с(?)едобные ягоды рябины – настоящее лакомство для пернатых. Они будут благодарны хозяину за щедрое угощение.
Пос..дите возле дома рябину! Прислушайтесь к этой про(с, з)ьбе!
( По Г. Скребицкому)
К а р т о ч к а 1 *
(Разделительные Ъ и Ь )
Задание: списать, вставить, где нужно, разделительные Ъ и Ь. Обозначить орфограмму.
С(?)езд врачей, хорошее здоров(?)е, сер(?)езный вопрос, подробное об(?)яснение, пожилой почтал(?)он, веселые вороб(?)и, в(?)ётся комар, смешная обез(?)яна, л(?)ет дождь, под(?)ехать к дому, клубничное варен(?)е, сладкое печен(?)е, освежающее пит(?)е, с(?)есть яблоко.
К а р т о ч к а 2 *
(Обозначение мягкости согласных с помощью ь)
Задание 1: записать; вставить, где необходимо, ь.
Строч(?)ка, бетон(?)щик, спор(?)щик, птен(?)чик, пил(?)щик, камен(?)щик, жиз(?)н(?), пес(?)ня, бас(?)ня, сер(?)ги, мыс(?)ли, зон(?)тик, мен(?)ше, бор(?)ба, прос(?)ба, опаснос(?)т(?), дач(?)ный, ноч(?)ной, бол(?)шой, весен(?)ний, рез(?)ба, молот(?)ба, жен(?)щина, скор(?)б(?), чер(?)в(?).
К а р т о ч к а 3**
(Употребление ь на конце существительных после шипящих)
Задание: списать, вставить, где нужно, пропущенные буквы, объяснить
их выбор.
1-е скл. мн.ч. | 2-е скл. | 3-е скл. |
Шалаш(?), товарищ(?), вещ(?), из-за туч(?), глуш(?), рож(?),
обруч(?), много задач(?), луч(?), мощ(?), возле дач(?), лож(?),
ключ(?), ёж(?), реч(?), много грязных луж(?), молодёж(?), грач(?).
Задание 2: записать в алфавитном порядке названия растений (6 – 7 видов)
К а р т о ч к а 4 ***
(Правописание согласных в корне)
Задание: списать, распределяя слова по столбикам. Вставить, где нужно, пропущенные буквы, объяснить их выбор.
Сомнительные согл. | непроизносимые согл. | непроверяемые согл. |
Рю..зак, грус(?)ный, со(?)нце, ре..кий, поз(?)но, лё..кий, во..зал, ненас(?)ный, сер(?)це, чу(?)ствовать, ро..кий, тра..ка, прелес(?)ный, жи..кий, трос(?)ник, за..трак, мес(?)ный.
Задание 2: записать названия месяцев в алфавитном порядке.
Вопросы и задания к тексту.
- Ребята, определите тему этого текста. - С каким призывом обращается к нам автор? - Как вы думаете, почему он нас об этом просит? - Какая же основная мысль этого текста? Попробуйте определить. (Рябина не только красива, но и полезна для птиц. А птицам надо помогать)
- А теперь поработаем с орфограммами. Выпишите из текста слова с пропусками и скобками. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Обозначьте орфограммы графически и объясняйте выбор написания.
(1 ученик работает у доски, остальные – в тетради)
- Подведём итог нашей работе с орфограммами. Какие виды орфограмм встретились в тексте?
- Пока мы будем продолжать работать с текстом, 1 из вас пойдёт к доске и выполнит разбор слова аллею.
- Объясните постановку запятых в тексте (устно) (сложное предложение, однород.члены)
- Объясните постановку восклицательных знаков в тексте (устно) (1-ом случае восхищение, во 2-м и 3-ем – просьба)
- Повторим теперь разбор слова по составу. Выпишите из текста слова запах и украсит. Произведите морфемный разбор этих слов.
- Ребята, как вы думаете, почему мы так часто производим разбор слов по составу?
- А ещё потому, чтобы вы умели определять, из каких частей состоит слово. Это очень важно для развития умений видеть орфограмму в той или иной части слова.
3) Фронтальный опрос
- А теперь я хочу обратиться к вашим знаниям о большом и очень нужном разделе «Фонетика и орфоэпия». Я думаю, что вы хорошо усвоили эту тему и сможете доказать свои знания, отвечая на вопросы, которые я вам буду задавать.
- Что изучает фонетика? (звуки речи)
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (6)
- А гласных букв? (10)
- Почему букв 10, а звуков 6? (е, ё, ю, я – не звуки, а буквы, которые могут обозначать как 1 звук, так и 2 звука)
(Один из учащихся проверяет работу ученика, выполняющего у доски фонетический разбор)
- Расскажите о двойной роли букв е, ё, ю, я. Приведите примеры из текста или свои.
(Слайд 3)
- На какие группы делятся согласные? (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)
- У всех ли согласных звуков есть пары? (нет)
- Назовите непарные звуки по глухости – звонкости ([ц], [ч], [щ], [х] – всегда глухие; [л], [м], [ н], [р], [й] – всегда зв.)
- Назовите непарные звуки по мягкости – твёрдости ([ц], [ш], [ж] – всегда тв.; [ч], [щ], [й] – всегда мягкие)
- Давайте теперь посмотрим на доску и оценим работу выполняющего и проверяющего.
IV. Закрепление изученного по фонетике и орфоэпии. Тренировочные упражнения.
- А теперь закрепим наши знания в форме тренировочных упражнений. Обратимся снова к нашему тексту.
1) Найдите в тексте 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объясните, почему. Запишите транскрипцию этих слов.
(Слайд 4)
2) Давайте вспомним такие фонетические процессы, как оглушение и озвончение и выпишем по одному примеру на каждый вид (сад, просьбе). Затранскрибируйте эти слова.
(Слайд 5)
3) Вспомните сильные и слабые позиции звуков. В какой позиции стоят звуки [д] и [с]?
(Слайд 6)
- Найдите в тексте примеры слов, в которых гласные звуки стоят в сильных и слабых позициях (устно).
4) Работа по вариантам.
Задание 1.
1 вариант: запишите 1-е предложение и определите, сколько в нём звуков [а] (5)
2 вариант: запишите 4-е предложение и определите, сколько в нём звуков [о] (3)
Задание 2.
1 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные звонкие.
2 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные глухие.
Задание 3.
1 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные твёрдые.
2 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные мягкие.
Физкультминутка.
5) Работа с орфоэпическим словарём.
- Скажите, ребята, а что изучением чего занимается такой раздел, как орфоэпия? (Орфоэпия изучает правильное произношение звуков, слов и ударений в словах)
- Нам очень нужны знания по орфоэпии. Без них современному человеку не обойтись. Как вы думаете, почему? Показателем чего являются знания по орфоэпии? (Показателем речевой культуры человека)
Упр.225 (письм.) Обратимся к орфоэпическому словарю на стр.307
-Произведите орфоэпический разбор 2-х из записанных слов (по выбору учащихся)
- А теперь поработаем с правильной постановкой ударения в словах. Прочитайте правильно выведенные на экран слова, соблюдая орфоэпические нормы.
(Слайд 7)
Квартал, звонит, начать, каучук, повторишь, торты, красивее, щавель, творог, арбузы.
- Ребята, ответьте на вопрос: чтобы не ошибаться в произношении таких слов, куда надо почаще заглядывать? (В орфоэпический словарь)
6) Игра «Диктант-молчанка».
Задание: Обратимся снова к теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я». Посмотрите на экран. В словах, называющих эти картинки, находятся буквы е, ё, ю, я. Подумайте, сколько они обозначают звуков в данных словах, и распределите эти слова в 2 столбика: в 1-ый столбик запишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а во второй – те слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука.
(Слайд 8)
Учащиеся молча определяют то, что изображено на слайде, решают, сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я и записывают слова в 2 столбика.
(В это время учитель раздаёт листочки с мини-анкетой)
По окончании работы 1 – 2 учащихся зачитывают записи в тетрадях и объясняют выбор написания слов в тот или иной столбик.
Обозначают 1 зв. | обозначают 2 зв. |
Ключ | змея |
Петух | ёлка |
Утёнок | платье |
Дятел | яблоко |
юла |
V. Запись и объяснение домашнего задания
- Упр. 231 (устно);
- фонетический разбор слова яркие.
VI. Подведение итогов урока
(Cообщение оценок за работу у доски и за активную работу на уроке; характеристика работы всего класса).
- Ребята! Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подытожим, что мы сегодня повторили?
- А какие виды работы производили?
- Сегодня в основном все работали активно, успешно справлялись с заданиями, хорошо работали и коллективно, и в группах, и индивидуально. Молодцы! Всем спасибо за урок.
VII. Рефлексия
- А сейчас предлагаю всем оценить себя, уровень своих знаний на сегодняшнем уроке в мини-анкетах на листочках, которые я вам раздала. Листочки вложите в рабочие тетради и сдайте дежурному.
Мини-анкета «Оцени себя»
Доволен (довольна) ли я своим результатом работы на уроке? | да | нет |
Все ли задания мне были понятны? | да | нет |
Остались ли пробелы в моих знаниях по теме «Фонетика и орфоэпия»? | да | нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "
Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока. Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...
Фонетика, орфоэпия, морфемика, лексика. Повторение изученного в 5-7 классах
Главными здесь являются темы: "Орфоэпия и лексика"....