Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»
Тип урока: закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Цели:
- Систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».
- Выработка умений соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований орфоэпических норм.
- Совершенствование навыков самоконтроля через использование лингвистического тренажера «Правила фонетической транскрипции».
- Подготовка К ГИА.
Ход урока
1.Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания
Расскажите об изученном разделе по плану: (1 человек)
- Предмет изучения фонетики и орфоэпии.
- Классификация звуков речи.
- Позиционные чередования гласных и согласных.
- Двойная роль букв е, ё, ю, я.
- Фонетические процессы, происходящие в словах.
3. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия
Орфоэпическая разминка (с использованием мультимедийного проектора)
- Приведите примеры, доказывающие, что ударение в русском языке разноместно (домик, телега, старожил – может падать на любой слог)
- Приведите примеры, доказывающие, что ударение в русском языке подвижно (стрела - стрелы – при изменении формы слова ударение меняет свое положение)
- Произнесите правильно: девочка избалованна, купите торты, завязать банты, красивые жалюзи, выбросить в мусоропровод, вкусная свекла, мраморная статуя, свежий щавель, провести досуг.
- Проверим себя по орфоэпическому словарю. (взаимооценка)
4.Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий
- Упражнение 315 по заданию (1 ученик у доски)
- Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах из упражнения. (обыкновенные (стяжение) съедобные (редукция) ягоды (редукция) необычных (редукция) размеров (редукция); душистая (редукция) клубника (редукция) с удивительным (редукция) ароматом (редукция); диковинные (стяжение) плоды(редукция) садовой (редукция) малины, хочется(стяжение) полакомиться (стяжение) сочными ягодами(редукция), ароматные (редукция) листья (редукция) черной (редукция) смородины(редукция), красота (редукция) даров (оглушение) природы)
- Используя лингвистический тренажер «Правила фонетической транскрипции», затранскрибируйте слова по вариантам:
1 вариант - обыкновенные (^быкн^в'эныj'ь), хочется (хочьцъ).
2 вариант - полакомиться(п^лакъмицъ), ароматные (^р^матныj'ь)
(Проверка - сличение с образцом, самооценка)
- Выполняем задания формата ГИА
- Укажите ошибочное суждение
- В слове ГОРОД последний звук - [т].
- В слове НОЖИК все согласные звуки твердые.
- В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.
- В слове ЯНВАРЬ букв больше, чем звуков.
2. 1) В слове САПОГ все согласные звуки глухие.
2) В слове СТРОИТСЯ звуков меньше, чем букв.
3) В слове БЕЖЕВЫЙ все согласные звуки звонкие
4) В слове ЛИПКИЙ все согласные звуки мягкие.
3. 1) В слове ГЕНЕЗ последний звук – [с].
2) В слове МОГУЩЕСТВО все согласные звуки твердые.
3) В слове ИНЕРЦИЯ звуков больше, чем букв.
4) В слове БОРЬБА мягкость согласного [р'] на письме обозначена буквой [ь].
4. 1) В слове ЩАВЕЛЬ все согласные звуки мягкие.
2) В слове СЕМЬЯ букв больше, чем звуков.
3) В слове ЕРШИ ЗВУК [ш] – это твердый звук.
4) В слове ВХОДЯТ первый звук -[ф].
5. 1) В слове ЗАВИСЕТЬ все согласные звуки мягкие.
2) В слове ПРИЗЫВ последний звук -[ф].
3) В слове ЯСЕНЬ количество звуков и букв совпадает.
4) В слове МЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.
(Проверка – самопроверка по ключу: 1-4; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1)
5. Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению
Дома выполним упражнение 316. Его необходимо списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите также слова, в которых происходит
- озвончение,
- оглушение,
- стяжение,
- выпадение.
6.Этап подведения итогов учебного занятия
1. Для чего необходимо изучение фонетики и орфоэпии в школе?
2. Что нужно для того, чтобы не допускать произносительных и написательных ошибок?
3. Выставление оценок с комментарием.
7.Этап рефлексии (анкета на листочках)
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/недоволен
- Урок для меня показался коротким/длинным
- За урок я не устал/устал
- Мое настроение стало лучше/стало хуже
- Материал урока мне был понятен/непонятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
- Домашнее задание мне кажется легким/трудным
интересным/неинтересным
1.На | акт |
Литература:
1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2005.-303 с.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002.-206 с.
3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. -384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Тест по теме: "Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст"
Тест предназначен для итогового контроля знаний учащихся по разделу "Фонетика, орфоэпия, культура...
Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа....
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...