Конструкт учебного занятия с использованием ЦОР по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными места" с презентацией
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

(цифровые образовательные ресурсы)

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места;
  2. Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными места в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

  1. Продолжить работу по подготовке к итоговой аттестации на основе комплексного анализа текста.
  2. Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки;
  3.  Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

 

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: материал к подготовке к итоговой аттестации, учебник, разноуровневые тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnymi_mesta.doc177 КБ
Office presentation icon spp_s_pridatochnymi_mesta.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

(цифровые образовательные ресурсы)

Город: Сысерть

ОУ: МАОУ « ООШ № 35»

Учитель: Хохлова Марина Игоревна.

Класс: 9

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места;
  2. Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными места в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

  1. Продолжить работу по подготовке к итоговой аттестации на основе комплексного анализа текста.
  2. Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки;
  3.  Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: материал к подготовке к итоговой аттестации, учебник, разноуровневые тесты.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

1.

Организация начала урока.

2 мин.

Подготовка учащихся к работе.

организация внимания и внутренней готовности

умение организоваться

словесный

фронтальный

презентация Power Point Слайды  № 1, 2.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

2.

Проверка выполнения домашнего задания.

5 мин.

Выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

владение навыками грамотного письма.

находить СПП с придаточными обстоятельственными, определять их виды

метод словесный

коллективная

презентация Power Point Слайд  № 3- 4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Организация проверки домашнего задания (упр. 125)

Задание: назвать придаточные обстоятельственные, определить их вид.

  1. Где ранее было устье реки. (Места)
  2. Куда ни взглянешь. (Места)
  3. Когда мы достигли вершины горы. (Времени)
  4. Как только мы отошли от бивака. (Времени)
  5. Если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условия)
  6. Потому что вдруг стало темно. (Причины)
  7. Чтобы оттуда осмотреть окрестности. ( Цели)
  8. Что мне не хотелось от них отделяться. (Степени)
  9. Что даже осины замерли и не дрожали листьями. (Степени)

  • Беседа с классом.
  • Какое предложение называется сложноподчинённым?
  •  Перечислите виды сложноподчинённых предложений.
  • Какое предложение называется придаточным определительным?
  • Какое предложение называется придаточным изъяснительным?
  • Какое предложение называется придаточным обстоятельственным?
  • Перечислите виды СПП с придаточными обстоятельственными.
  • Учащиеся читают из упр. 125 придаточные обстоятельственные, называют их вид.

  •  Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

3.

Работа с текстом

10 мин.

Выявление уровня знаний по анализу текста, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

владение навыками анализа текста

умение определять главную мысль текста, стиль текста и тип речи, средства выразительности

метод словесный

коллективная

презентация Power Point Слайд  № 5- 13

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Работа с текстом.
  1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

2              5             7           9, 10

  1. Какое из утверждений противоречит позиции автора?
  • Загрязнение окружающей среды опасно для жизни человека.
  • Важно сохранять не только биологическую, но и культурную среду.
  • Нравственная жизнь человека невозможна без культурной среды.
  • Главная и единственная задача человека  - сохранение окружающей среды.
  1.  Определите стиль текста и тип речи.
  • публицистический стиль, повествование
  • публицистический стиль, рассуждение
  • художественный стиль, рассуждение
  • научный стиль, рассуждение
  1. Какие средства выразительности используются в тексте?
  • ряды однородных членов
  • неполные предложения
  • вводные слова
  • метафоры
  1. В каком предложении используются лексические синонимы?

5               6                8                10

  1. Какие средства использованы для связи предложений 8, 9,10?
  • контекстуальные синонимы
  • лексический повтор
  • однокоренные слова
  • личные и указательные местоимения
  1. В какой части речи выступает слово миллиарды из предложения 4?
  2. Из предложений 7 – 9 назовите причастный оборот.
  3. Укажите в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми.
  4. Из предложений 7 – 9 назовите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным.
  5. Из предложения 4 назовите двойной союз.
  6. Из предложения 9 назовите имя существительное, которое не относится ни к одному из трёх склонений, так как имеет отличные от них окончания в некоторых падежах.
  7. Из предложений 7 – 9 назовите слово, которое не употребляется без не.
  8. Из предложения 3 назовите союзное слово.
  9. Из первого абзаца назовите СПП с придаточным определительным и придаточными изъяснительными.

  • Учащиеся работают с текстом.
  1. В каком предложении выражена основная мысль автора?
  • 9, 10
  1. Какое из утверждений противоречит позиции автора?
  • Главная и единственная задача человека  - сохранение окружающей среды.
  1.  Определите стиль текста и тип речи.
  • публицистический стиль, рассуждение
  1. Какие средства выразительности используются в тексте?
  • ряды однородных членов
  1. В каком предложении используются лексические синонимы?
  • 10
  1. Какие средства использованы для связи предложений 8, 9,10?
  • лексический повтор
  1. В какой части речи выступает слово миллиарды из предложения 4?
  • Имя существительное
  1. Из предложений 7 – 9 назовите причастный оборот.
  • Созданная культурой его предков и им самим
  1. Укажите в первом абзаце предложение с однородными сказуемыми.
  • 2
  1. Из предложений 7 – 9 назовите сказуемое, которое выражено кратким именем прилагательным.
  • Важна
  1. Из предложения 4 назовите двойной союз.
  • Не только - но
  1. Из предложения 9 назовите имя существительное, которое не относится ни к одному из трёх склонений, так как имеет отличные от них окончания в некоторых падежах.
  • Сохранение
  1. Из предложений 7 – 9 назовите слово, которое не употребляется без не.
  • Нельзя
  1. Из предложения 3 назовите союзное слово.
  • Которые
  1. Из первого абзаца назовите СПП с придаточным определительным и придаточными изъяснительными.
  • Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными станами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

 4.

Усвоение новых знаний.

6

мин.

1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложносочинённых предложений с придаточными места;

2. Научить учащихся: а) находить СПП с придаточными места в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают;  

в) правильно расставлять знаки препинания.

знать особенности СПП с придаточными места, на какие вопросы они отвечают.

уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.

словесный (объяснение, беседа, работа с  таблицей)

коллективная, индивидуальная

презентация Power Point Слайд № 14 - 16

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Анализ предложений:
  1.  Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придёт. (Пословица.)
  2. Дерево валят туда, куда оно качнулось. (Пословица.)

  • Работа с таблицами «Придаточные места».

Таблица № 1

Вид

придаточного предложения

Вопросы,

на которые

он отвечает

Союзы и

союзные слова

Места

где? куда?

откуда?

где? куда? откуда?

Таблица № 2

1. Содержат: указание на место действия, о котором говорится в главном предложении.

2. В главной части могут быть указательные слова, выраженные наречиями ТАМ, ТУДА, ОТТУДА, ВЕЗДЕ, ВСЮДУ.

3. Отвечают на вопросы: где? куда? откуда?

4. Используются союзы и союзные слова: где, куда, откуда.

5. Место по отношению к главному предложению: любое.

  • Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

 

  • Работают с таблицами

 и отвечают на вопросы учителя.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

5.

Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.

5 мин

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

знать особенности СПП с придаточными места

уметь применять  

полученные знания на практике.

словесный (беседа), наглядные.

фронтальная.

презентация Power Point Слайд № 17

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Третье лишнее.
  1. Куда ветер дует, там и дождь идёт. (Пословица.)
  2. В той стороне, куда несло плот, поднималось белое облачко водяной пыли. (Ю. Никитин.)
  3. Иди, куда влечёт тебя свободный ум. (А. Пушкин.)
  • Учащиеся находят лишнее предложение.

В той стороне, куда несло плот, поднималось белое облачко водяной пыли. (Ю. Никитин.)

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

6.

Усвоение новых знаний

5 мин.

Научить учащихся: а) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

знать отличительные признаки СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.

словесный (беседа), наглядные.

фронтальная.

презентация Power Point Слайд № 18, 19

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Анализ предложений (упражнение № 134)
  1. Медведь остановился там, где только что стоял лось.
  2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

  • Беседа с классом.
  • На что указывают придаточные предложения места?
  • На какие вопросы отвечают придаточные места?
  • С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

  • Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.
  1. Медведь остановился там, где только что стоял лось. (Придаточное места.)
  2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. (Придаточное определительное.)

  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.
  •  Указывает на место действия, о котором говорится в главном предложении.
  • Где? куда? откуда? 
  • Союзов и союзных слов: где, куда, откуда.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

7.

Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.

5 мин.

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.

знать отличительные признаки СПП с придаточными места от СПП с придаточными  по форме сходными с ними.

уметь отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными  по форме сходными с ними.

практический, самоконтроля.

индивидуальная, коллективная, групповая.

презентация Power Point Слайд №

20

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Тестирование (разноуровневое):

1 группа – сильные учащиеся

2 группа – средние учащиеся

  1. группа – слабые учащиеся

1 группа:

I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.

Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.

В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

    А.        Б.        В.        Г.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

    А.        Б.        В.        Г.

3. Укажите предложение с придаточным места.

    А.        Б.        В.        Г.

  1. Обведите кружком номера тех предложений, в состав которых входят придаточные места.

1.  И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

3. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

4. Я смотрел туда, где толпились люди.

2 группа:

  1. Укажите сложноподчинённое предложение:

1). Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы

души устремить в одну точку.

2) Безгранично лосниться пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами. (Чехов.)

  1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами).

А. Они спрашивали, откуда мы пришли.

Б. Единственным местом, где можно было отдохнуть осталась беседка.

В. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Г. Я не знал где мы должны встретиться.

1. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

    А.        Б.        В.        Г.

2. Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

    А.        Б.        В.        Г.

3. Укажите предложение с придаточным места.

    А.        Б.        В.        Г.

3 группа:

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Нам понадобиться проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было сомнений.

  1. 1
  2. 2, 3
  3. 3
  4. 1, 3

  1. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное места?
  1. Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек. (Полевой.)
  2. Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул. (Фадеев.)
  3. Решено было идти завтра, если дождь перестанет. (Симонов.)
  4. Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздьями пурпурные розы. (Ахматова.)
  • Выполняют задание самостоятельно и самопроверяют.

1 группа:

I.

1. Б, В.

2.В.

3.Б.

II. 2, 4.

  1. группа:
  1. 1.

II.

1. Б, Г.

2. Б.

3. В.

3 группа:

  1. 1.
  2. 4

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

8.

Применение полученных знаний.

5 мин.

Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.

знать особенности структуры сложносочинённых предложений с придаточными  места; на какой  вопрос они отвечают; отличительные признаки СПП с придаточным места и СПП с придаточным, внешне сходным с ним.

уметь: а) находить СПП с придаточным места в тексте; знать, на какой вопрос они отвечают;

б) отличать СПП с придаточным места от СПП с придаточным, внешне сходным с ним;

б) использовать  СПП с придаточными места в речи.

практический, самоконтроля

индивидуальная, коллективная, групповая

презентация Power Point Слайды  

21

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Выполнить упражнение № 135.

Задание:

1 группа – сначала выписать СПП с придаточными места; затем – СПП с придаточными определительными; потом – СПП с придаточными изъяснительными.

2 группа – переписать, расставить знаки препинания; составить схемы 1,2 и 7-го предложений.

3 группа – переписать, расставить знаки препинания (вызвать к доске 3 чел.)

  • Учащиеся выполняют

упражнение №135.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

9. Подведение итогов и информация о домашнем задании.

2 мин.

Подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

внимательно слушать, своевременно вести записи в дневнике, делать пометки (если нужно)

словесный

фронтальный

презентация Power Point Слайды  № 22, 23

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Подведение итогов урока.

1.Какие предложения называются СПП с придаточными

места? 

2. На какие вопросы отвечают придаточные места?

3. Какие союзы и союзные слова используются в СПП с

придаточными места?

4. Где могут находиться придаточные места по отношению к главному предложению?

  1. Проводится инструктаж по домашнему заданию – п. 12,

1 группа – упражнение № 138

2 группа – упражнение № 137

3 группа – упражнение № 136

  1.  Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • СПП с придаточными, в которых указывается на место действия, о котором говорится в главном предложении;
  • Где? куда? откуда?
  • Где, куда, откуда;
  • В любом месте.

  • Слушают, записывают домашнее задание.

  • Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

Литература:

1.Учебник: Ладыженская Т.А., Тростенцова. и др.,  Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016 г.

2.Методические рекомендации к учебнику для 9 класса: Ладыженская Т.А., Тростенцова и др.,   – М.: Просвещение, 2016г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт учебного занятия по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида Гидра пресноводная.

«Изучение  биологии в свете новых стандартов образования». В данной публикации представлен конструкт  урока по курсу биологии 7 класса  Н.И. Сонина, В.Б.  Захарова «Биология. ...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Урок русского языка "Главные члены предложения" - с использованием компьютерной презентации.

Урок-презенция по русскому языку. В уроке участвует весь класс, есть возможность проявить себя. При помощи игровой формы ученикам подается материал к изучениюдля 5 класса....

Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация к уроку русского языка на тему: "СПП с придаточными условия"

Материал содержит презентацию на тему: "СПП с придаточными условия"....