Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Открытый урок русского языка в 9 классе
Тема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения, осуществить контроль умений и навыков учащихся.
Образовательные:
1). Закрепить полученные знания о ССП;
2). Систематизировать знания о СПП, определять место придаточных по отношению к главному и средства связи с главным, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор.
Развивающие задачи:
1). Развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
2). Формирование коммуникативно-речевых действий; объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.
3). Продолжить работу по развитию умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения работать с учебником.
Воспитательные задачи:
1). Расширение представлений о родном крае;
2). Воспитание стремления к речевому самосовершенствованию (использование СПП в речи);
3). Развитие готовности и способности учащихся к реализации творческого потенциала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: мини-исследование; эвристическая беседа.
Форма урока: виртуальная экскурсия, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
по теме
Место придаточного предложения
(Виртуальная экскурсия по городу Ханты-Мансийску)
Андреева Галина Олеговна,
учитель русского языка и
литературы средней школы
п. Нижние Нарыкары
Тюменская область
Октябрьский район
2016 год
Открытый урок русского языка в 9 классе
Тема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения, осуществить контроль умений и навыков учащихся.
Образовательные:
1). Закрепить полученные знания о ССП;
2). Систематизировать знания о СПП, определять место придаточных по отношению к главному и средства связи с главным, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор.
Развивающие задачи:
1). Развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
2). Формирование коммуникативно-речевых действий; объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.
3). Продолжить работу по развитию умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения работать с учебником.
Воспитательные задачи:
1). Расширение представлений о родном крае;
2). Воспитание стремления к речевому самосовершенствованию (использование СПП в речи);
3). Развитие готовности и способности учащихся к реализации творческого потенциала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: мини-исследование; эвристическая беседа.
Форма урока: виртуальная экскурсия, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал.
Структура урока включает этапы:
- организационный;
- видеофильм;
- индивидуальная работа;
- орфоэпическая разминка;
- фронтальный опрос;
- создание проблемной ситуации;
- актуализация;
- целеполагание;
- выполнение знаний стандартного типа;
- мини-исследование, творческая работа;
- контроль сформированности умений и навыков;
- определение домашнего задания;
- рефлексия;
- подведение итогов.
Ход урока
Видеофильм
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя. - ПАЩА ОЛЭН! (Здравствуйте!)
- -Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Югра! Кого не взволнует красота и чудесная прелесть северной природы, достопримечательностей её городов? Наш Ханты-Мансийский автономный округ теперь стал одним из перспективнейших центров страны.
Слайд №1
- Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по столице ХМАО-Югры городу Ханты-Мансийску.
II. Станция Культурная. Повторение пройденного материала.
1. Индивидуальная работа по карточке с последующей проверкой.
Над т… йгой т… ропливо б… жали к югу с… роватые обл… ка, и сосны т… нули им вслед искривлённые ветви.
- вставить пропущенные буквы, объяснить;
- произвести полный синтаксический разбор;
- построить схему предложения.
2. С помощью графика определить написание чередования гласной в корне слова.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а . . . . . .
о . . . .
1) предложение;
2) излагать;
3) касаться;
4) коснуться;
5) выросли;
6) выращенный;
7) водоросли;
8) прилагательное;
9) заря;
10) зарница.
- на какие орфограммы встретились слова?
3. Проверка.
4. Орфоэпическая разминка.
На листочках написаны слова:
Холмы, километры, диспансеры, здравницы, скульптуры, аналог, слияние, Классик, иконопись, заповеди.
- Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение.
Слайд № 2,3
5. Виртуальная экскурсия по городу Ханты-Мансийску.
Ханты-Мансийск раскинулся на семи живописных холмах на берегу реки Иртыш, в 20 километрах от слияния с рекой Обью. В городе есть памятники, скульптуры, музеи, диспансеры, здравницы.
Слайд № 4
Памятный знак «Первооткрывателям земли Югорской». Памятник выполнен в форме трехгранной пирамиды, расположен на самой высокой точке города - на холме высотой 80 метров и не имеет аналогов в России.
Слайд № 5
«Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой» выполнен в натуральную величину из бронзы и находится около театрально-концертного комплекса «Югра-Классик».
Слайд № 6
В картинной галерее в настоящий момент три раздела: древней иконописи XV - XVI веков, русской живописи и графики, декоративно-прикладного искусства.
Слайд № 7
Парк славянской письменности и культуры. В нем можно увидеть малые архитектурные формы на тему десяти библейских заповедей, а также памятники Кириллу и Мефодию.
Слайд № 8
Памятник «Золотой бубен» установлен в честь проходящего в городе крупного кинематографического фестиваля «Золотой бубен» (Дух огня)
Слайд № 9
6. Проверка. После прочтения текста учащиеся проставляют ударения, читают хором. Листы сдаются учителю.
7. Проверка индивидуальной работы.
8. Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются сложными?
- На какие два вида делятся сложные предложения по способу соединения?
- На какие виды делятся союзные предложения?
- Чем отличаются ССП от СПП? Сформулируйте правило.
9. Вывод.
III. Станция Спортивная. Сообщение нового материала.
1.Создание проблемной ситуации. (Изображены схемы предложений).
Слайд № 10
Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? Что обозначают эти схемы? Кто назовёт тему урока?
Слайд № 10
2. Сообщение темы урока.
- Да, тема нашего урока: место придаточного предложения по отношению к главному.
По отношению к главному предложению придаточные могут находиться впереди, в середине, после главного.
3. Актуализация.
- Мы живём в XXI-ом веке, это век компьютерных информационных технологий. Мы с вами должны бать образованными, грамотными, этого требует сама жизнь. И речь должна быть правильная, общеупотребительная, полная, связная, последовательная, образная. Ведь мы же не древние пещерные люди.
4. Целеполагание.
- Какие задачи нам предстоит решить? Сегодня мы должны правильно находить главное и придаточное, определять место придаточного по отношению к главному и средства связи, научиться отделять запятой.
5. Работа с учебником. Изучение параграфа № 19. Схема анализа СПП.
6. Опрос:
- Из каких частей состоит СПП?
- Где может находиться придаточное?
- Как присоединяются придаточные? Разделяются?
- Как отличить главное предложение от придаточного?
7. Станция спортивная.
- Продолжаем экскурсию по городу Ханты-Мансийску.
Слайд № 1 (картинки биатлона)
Центр зимних видов спорта в Ханты-Мансийске имени А. В. Филипенко — стадион международной категории по классификации, на котором проходят соревнования по биатлону, летнему биатлону, лыжным гонкам.
Слайд № 11
8. Тест. Соотнесите схемы с предложениями.
1) 2) 3)
а) Стоит отметить, что Ханты-Мансийск в последние годы превратился в настоящую спортивную столицу.
б) В столице Югры, в которой находится крупнейшая в мире равнинная биатлонная трасса, построены спортивные сооружения мирового стандарта.
в) Когда наступил март 2016 года, в Ханты-Мансийске собрались биатлонисты на Кубок мира.
Слайд № 12
9. Проверка
IV. Станция Литературная. Закрепление нового материала.
Слайд № 13(поэты и писатели)
Не имеющие до революции даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Пышным цветом поднялись на Хантыйской земле народные таланты. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей поэтический голос услышала вся наша великая страна.
-Давайте вспомним, что вы знаете о стилях речи? Какие типы предложений вам известны? Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного.
1. Исследовательская работа по группам.
Класс делится на 3 группы.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Задание. Нужно определить стиль речи, тип текста, найти СПП, определить место придаточного, составить схемы СПП.
2. Защита проекта.
V. 8. Домашнее задание (дифференцированное)
- на «5» § 19. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Ханты-Мансийск – столица Югры» с использованием сложноподчиненных предложений».
- на «5» Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о СПП».
- на «4» § 19. Упр. 87.
VI. Рефлексия «SMS».
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
- Запишите ваши отзывы на карточке.
Слайд № 14
Я сегодня узнал(а), научился(ась)
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось ?
VII. Итог урока.
- В чём же своеобразие СПП?
- Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
Приложение.
Разговорный стиль
- Ну, что ты? Иди, иди, не бойся. Это мои братья и сёстры отдыхали на валежине, грелись на солнце, на зиму в себя солнечного тепла набирали. Увидели, что мы тоже хотим погреться, и ушли в воду.
Лёг Выдрёнок на валежину, вытянулся, прижался к ней, и цвет его шубы слился с цветом старой валежины.
- А ты, Зайчонок, ложись вон туда, где над валежиной свисают ветки черёмухи. Там тебя тоже не будет видно.
Только они улеглись, как из-за поворота реки показался рыбак. Плывёт он на своей долблёной лодочке и песни напевает:
(А.М. Конькова. Сказка «Каждый другом силён»).
Публицистический стиль
Я помню, что мир разделён не только на континенты. Есть мир социальной справедливости и добра, и есть мир гонений, холода и отчуждённости. Золотым оленем счастья кочует солнце, но где-то льётся кровь людей и раздаётся плач.
Мир погибнет от слепоты, злобы и ненависти, если писатель будет стоять в стороне от проблем всей Земли, человечества.
(Юван Шесталов «Белая ночь полярного круга»)
Художественный стиль
Забытый щенок
1) Похож на ежа он и ликом, и статью.
2) Совсем малышок –
и в ужасной беде.
3) Не знает, что мы – его старшие братья.
4) А мы позабыли о том в суете.
5) Где люди, он там.
6) Видно, верит, что кто-то
Найдётся, его от беды защитит.
7) Подходит автобус.
8) Как много народа!
9) Он в лица с надеждой глядит и глядит.
(А.С. Тарханов. «Забытый щенок»).
Использованная литература:
1. Бородина М.В. /Рефлексия на уроках русского языка и литературы/.
2. Конькова А.М. Сказка /Каждый другом силён/.
3. Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – 304с.
4. Тростенцова Л.А., А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Т.А. Ладыженская; Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /, Науч. Ред. Н.М. Шанский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 206 с.
5. Юван Шесталов. Собрание сочинений. 1997. /Белая ночь полярного круга/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место придаточного предложения по отношению к главному
Русский язык.Синтаксис и пунктуация. Сложноподчинённые предложения. Материалы к уроку (урок)....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
конспект урока русского языка в 9 классе "Придаточные предложения следствия"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 9 класс» МС.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Сложнопо...
Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Данная презентация содержит материал к уроку по теме "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении" по программе М.Т.Баранова для 9 класса, ...
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении....