Элективный курс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
филиал Тележихинская основная общеобразовательная школа
Согласовано на заседании педагогического совета учителей Протокол № от «___»_____2017г. | Утверждаю директор МБОУ «Красноануйская ООШ» филиал Тележихинская ООШ» ________ Т.Н.Мартынова «___»______________2017г. |
Рабочая программа
Элективного курса «Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении»
составлена на основе Рабочей программы. Русский язык 5-9 классы учебно-методическое пособие/ сост.Е.И.Харитонова М.:Дрофа, 2012г.
Образовательная область Русский язык
Ступень основного общего образования
Класс 8
Срок реализации программы 1 год
Программу разработала:
Воронова Зоя Семеновна
Учитель русского языка и
литературы
с. Тележиха
2017
Планируемые результаты изучения элективного курса
Личностные результаты освоения русского(родного) языка:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки; темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения(поисковым просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования(выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобоазованию, сохранении и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости(план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в рцессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых основ лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание программы
(35 часов, 1 час в неделю)
Язык как средство общения(1 час)
Язык, его основные единицы. Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, коды, сигналы).
Роль орфоэпии и интонации в устном общении (2 часа)
Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении(32 час)
Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Роль орфографии в письменном общении.
Разделы русской орфографии и принципы написания.
Звуко-буквенные орфограммы и морфологический принцип написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.
Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы.
Основные правила графического сокращения слов и использование этих правил в практике современного письма.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации-расчленять письменную речь для облегчения её понимания.
Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: -знаки препинания в конце предложения, -знаки препинания внутри простого предложения, -знаки препинания между частями сложного предложения, -знаки препинания при передаче чужой речи, -знаки препинания в связном тексте
Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование.
Справочники по русскому правописанию; работа с ними.
Тематическое планирование
8 класс, 1 час в неделю, всего 35 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды деятельности обучающихся | Примечание |
Язык как средство общения | 1 | |||
1 | Язык, его основные единицы. Преимущество языка сравнительно с неязыковыми средствами общения. | 1 | ||
Роль орфоэпии и интонации в устном общении | 2 | |||
2 | Ударение; его смыслоразличительная роль. | 1 | ||
3 | Нормы словесного ударения в современном русском языке. Орфоэпический словарь | 1 | ||
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении | 31 | |||
4 | Требование к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания | 1 | ||
5 | Речевой этикет при письменном дистанционном общении. | 1 | ||
6 | Р.Р.Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 1 | Урок развития речи | |
7 | Роль орфографии в письменном общении. | 1 | Тест «Орфограммы корня, суффиксов» | |
8 | Разделы русской орфографии и принципы написания | 1 | ||
9 | Комплексный анализ текста | 1 | ||
10-13 | Звуко-буквенные орфограммы и морфологический принцип написания. | 4 | ||
14-15 | Слитное, дефисное, раздельное написание орфограмм. | 4 | Тест «Слитное, дефисное, раздельное написание слов» | |
16-17 | Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. | 2 | ||
18 | .Р.Краткое изложении | 1 | Урок развития речи | |
19-20 | Основные правила графического сокращения слов. | 2 | ||
21 | История русской пунктуации. | 1 | ||
22 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | ||
23 | Структура предложения и пунктуация. | 1 | ||
24 | Основные функции пунктуационных знаков. | 1 | » | |
25 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
26 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Тест «Пунктуация в простом предложении | |
27 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | ||
28 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 1 | ||
29 | Знаки препинания в связном тексте. | 1 | ||
30 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | |
31 | Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование. | 1 | ||
32 | Справочники по русскому языку. | 1 | ||
33-35 | Подготовка и защита проектов | 3 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Мир знаков
Этикетные формы обращения
Жесты-универсальный язык человечества?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...