Урок русского языка в 8 классе.Тема:Согласованные и несогласованные определения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок разработан в контексте требований ФГОС с использованием новых образовательных технологий деятельностного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 8 классе по теме "Согласованные и несогласованные определения" | 74.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ с. Красные Ключи м .р. Похвистневский Самарской области
Урок русского языка в 8 классе в контексте требований ФГОС (с использованием новых образовательных технологий деятельностного типа)
Тема: Согласованные и несогласованные определения
Выполнила:
Т.Г.Поздяева,
учитель русского языка и литературы
2019
Тема урока: Согласованные и несогласованные определения
Класс: 8
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Цель урока: создание условий для первичного осмысления блока новой учебной информации
Задачи:
- сформировать понятие согласованных и несогласованных определений,
- сформировать умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
- повторить и закрепить сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов;
- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха;
- воспитывать культуру общения в группе.
Планируемые результаты:
предметные умения: знать отличие между согласованными и несогласованными определениями, формировать умение заменять одни определения другими; совершенствовать навыки предложно-падежного управления слов;
личностные: совершенствование логического и критического мышления, умение аргументировать свою точку зрения, развитие способности к самооценке своих действий;
познавательные УУД: поиск информации в учебнике, создание алгоритма действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение обучающимися главного в теоретической части параграфа;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: развитие реч
Ход урока
I. Введение в тему. Постановка учебной цели.
- Добрый день. Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Запишите название темы урока.
- Подберите однокоренные слова.
(Определить, определенный, определитель, определиться).
Слово многозначно: (См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 2014 - 401.)
- Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
- Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
- Одна из форм судебного решения. Определение суда.
- Решение, постановление суда (устар.).
- В грамматике: второстепенный член предложения.
- Произведите морфемный разбор слова.
(Определить, образовано от предел “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)
- Сформулируйте общую цель урока.
- Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?
II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.
- Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты определения. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные определения и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Я могу бесконечно любоваться Волгой; она все время разная: то ________ и _______ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей ____________ красотой и силой.
Слова для справок: неповторимой, тихая, кроткая, полуденного, суровая, ярких, пустынна
- Прочитайте восстановленный текст.
Я могу бесконечно любоваться Волгой; она все время разная: то тихая и кроткая в ярких бликах полуденного солнца, то суровая, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо пустынна, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей неповторимой красотой и силой.
- Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность,
эмоциональность, яркость речи)
III. Стадия осмысления. Оформление кластера.
- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Определение” и решить задачу урока.
- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.
- Давайте теперь все вместе оформим кластер.
Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.
Рисунок 1
IV.. Самостоятельная работа
- Напишите научную статью в учебник об определении как второстепенном члене предложения.
- Обсудите тексты в группах и выберите тот, который зачитаете.
- Заслушивается статья. Что можно дополнить?
V. Маркировка текста с иcпользованием значков
“V” - знал
“+” - новое
“-” думал иначе
“?” - не понял
- Познакомьтесь с научной статьей учебника, не забывайте ставить на полях справа значки. <Приложение 1>
- Используя теоретический материал статьи, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие во время составления кластера.
VI. Оформление кластера.
- Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом)
- Какие определения называются согласованными? Несогласованными?
- Установим причинно-следственные связи.
Рисунок 2
VII. Обобщение и систематизация знаний.
- Спишите предложения, указав вид определения.
1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.)
2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.)
3) Немного дальше росла черемуха потолще. ( Ю.Олеша)
4) Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)
5) У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать.
(А. Куприн.)
6) Я совершенно утратил способность писать. ( Ю.Олеша)
- Обсудите свой ответ в группе, приготовьтесь отвечать.
- У кого есть другое мнение?
- Благодаря чему несогласованные определения могут обозначать признак предмета более точно и полно?
(Если существительное выступает в роли главного слова, соотносится по значению с глаголом, то словосочетание является многозначным – зависимое слово обозначает и признак предмета, и место действия, названное существительным).
- От чего зависит значение словосочетания?
(Значение словосочетания зависит от того, какой частью речи является и что обозначает главное слово)
Вывод: если главное слово в словосочетании имя существительное, то зависимое слово, обозначая какой-либо признак предмета, названного именем существительным, выступает в роли определения, какой бы частью речи оно ни было выражено.
- Предлагаю вам сделать замену согласованных определений на несогласованные и наоборот.
Смерть без славы, движение без шума, дорога без конца.
Хрустальная ваза, солдатское письмо, материнская любовь, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.
- Как вы думаете, какие определения предпочтительнее, какие обозначают признак предмета более полно? (Несогласованные, к ним можно поставить два вопроса). Согласованные же более привычны. Именно их мы чаще всего употребляем в речи.
3. Выполнение теста по теме “Определение”. < Приложение 2>
Тест составлен по материалам пособия для учителя “Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс. Автор: Костяева Т. А. , М. : “Просвещение”, 2015г.
- При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей?
2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4 8) 1- 1, 2, 4 2 - 3, 5
VIII. Домашнее задание: § 25, упр. 138, составьте опорный конспект по теме.
IX. Рефлексия. Написание синквейна.
Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.
Правила написания синквейна.
Ключевое слово (тема)
Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия
Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Определение.
Согласованное и несогласованное.
Рисует, конкретизирует, характеризует.
Обозначает признак предмета, явления.
Эпитет.
Приложение 2
Тест «Определение»
- Дополни следующую формулировку.
Определение - это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.
- По способу выражения определения делятся на
а)_______________
б)_______________
- Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения:
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение:
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
5.В этом предложении определением является слово (слова):
а б в
Засыпала звериные тропинки
г д е
Вчерашняя разгульная метель.
6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.
а) просил приехать
б) просьба приехать
в) приказ наступать
г) приказал привезти
д) возможность узнать
е) мог узнать
7. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, … питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
8. Распределите предложения по группам: предложения, в которых выделенное слово является 1) согласованным определением 2) несогласованным определением.
1) А была она…злой души баба.
2) Долго не находил я никакой дичи.
3) Истоки памяти почти всегда скудны.
4) Меня уже не интересует выдуманная жизнь.
5) Публика постарше ругается очень громко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме "Обособленные определения"
Урок обобщения и систематизации материала по теме "Обособленные определения"...
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
конспект урока по русскому языку в 8 классе "Согласованные и несогласованные определения"
Конспект открытого урока...
урок русского языка в 8 классе "Однородные и неоднородные определения"
к уроку прилагаются следующие материалы:1) презентация2) опорная таблица3)оценочные листы4) самоанализ урока...
Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Обособленные определения и приложения"
Разработка содержит конспект урока и презентацию на тему "Обособленные определения и приложения"....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).
Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилага...
Урок русского языка в 8 классе. Согласованные и несогласованные определения
Формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос; различать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения; развивать навыки работы с текстом. По ...