Урок русского языка в 8 классе. Согласованные и несогласованные определения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Морозова Ирина Владимировна

Формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос; различать согласованные и несогласованные определения,  определять способы их выражения; развивать навыки работы с текстом. По учебной программе М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_morozova_posl._versiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

по русскому языку в 8 классе.

 Учитель: Морозова И.В.

Согласованные и несогласованные определения.

      Цели:  формирование умения находить определение в тексте, задавать вопрос; различать согласованные и несогласованные определения,  определять способы их выражения; развивать навыки работы с текстом.

Оборудование:  компьютер

Ход урока

  I.  Оргмомент.    

 II. Проверка домашнего задания.

 III. Работа с эпиграфом –отрывком из стихотворения И.Бунина «Слово» (текст спроецирован на экран).

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный –речь.

 а) Разбираем предложение: находим грамматическую основу, определяем виды сказуемых, повторяем   орфографию.

б) Находим определение, повторяем всё, что известно об этом второстепенном члене предложения:

-почему второстепенный член предложения назван определением?

-подбираем однокоренные слова к термину «согласованное»: согласие, согласование, согласовать,

согласованность.

IV.Определяем тему урока, записываем в тетрадь; вместе с учащимися ставим цели.

V. Работа по теме урока.

 1.Выписываем из эпиграфа сочетания существительного с

определением: наш дар, бесценный дар (вспоминаем типы связи словосочетаний );

 2.Работа с текстом (текст у ребят на партах и на экране) -это отрывок из рассказа И.Бунина «Весёлый двор»:

      И по м…же  и во рву под м…жою    всюду п…стрели цветы… Хорошо - подумала она. И с задумчиво –грус…ной улыбкой стала рвать цветы; нарвала набрала в свою тёмную грубую руку больш…й пёстрый пук  нежный  пр…красный  п…хучий  ласково и жалос…но глядя то на него  то на эту пл…дородную  только к ней одной равнодушную землю  на сочный и густой (зелёно) оловя(н,нн)ый горох  перепута(н,нн)ый с алым мыши(н,нн)ым горошком.

      …Ветер нёс над п…лями уб…юк…вающие трели жаворонков  уб…гала в поля зелёная м…жа. Не мало р…сло на ней ромашки золотой кури(н,нн)ой сл…поты (бархатисто)лиловых медвежьих ушек  малинового клевера.

Задания к тексту:

а) сгруппировать пропущенные орфограммы текста (работа по группам на листах с текстом);

б) начертить схемы к осложнённым предложениям (работа у доски);

в) выписать 3-4 словосочетания по схеме:«сущ. + прил.(мест. или прич.)-работа у доски :

                                   в тёмную руку – согласование

пёстрый пук – согласование

трели жаворонков – управление

 Вывод: определения, связанные с существительными по типу связи согласование, будем называть согласованными, а связанные по типу связи управление и примыкание будут называться несогласованными.

 3. Работа с эпиграфом.  

   -Посмотрите, есть ли в нём ещё определения?

                           (в дни злобы - управление

                            в дни страданья – управление)

Это несогласованные определения.              

 4. Работа с учебником.

 Чтение теоретического материала (стр. 51 – 52) до приложения.

  5. Обратимся к тексту:

  -  Почему в одних случаях между определениями стоит запятая, а в других - её нет?

  VI. Систематизация изученного.

 Характерные особенности разных видов определений можно представить в виде таблицы: (спроецировано на экране)

 9)Подведени

VII. Домашнее задание: параграф 13 до приложения, упр. 84; подобрать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» примеры с разными видами определений.

 VIII. Рефлексия:

-Что узнали нового на уроке?

-Где эти знания могут пригодиться?

-Выполнили ли поставленные цели?

 IX. Итог урока:    

        -Какие бы оценки вы поставили себе за работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Тест по русскому языку по теме "Согласованные и несогласованные определения в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" 8 класс

Данный тест можно использовать на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы "Согласованные и несогласованные определения". Я проводила интегрированный урок русского языка и литературы по теме ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...