Урок русского языка в 11 классе по теме "Обособленные определения"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Щукина Раиса Евлампиевна

Урок обобщения и систематизации материала по теме "Обособленные определения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 11

Учитель: Щукина Р.Е.

Тема: Обособленные определения

Цели:

Образовательные:

                                          обобщить и систематизировать знания по теме: « Обособленные

                                          определения»; закрепить умения правильно ставить знаки препинания

                                         при обособленных определениях, видеть ошибки в использовании причаст-

                                         ного оборота, заменять придаточную часть  сложноподчиненного  пред-                        

                                       ложения обособленным определением, находить в тексте предложения с

                                       обособленными определениями; повторить орфоэпию.

Развивающие:

                                        активизировать самостоятельную деятельность, развивать  

                                      познавательную активность, умение логично и грамотно излагать

                                     свои мысли.

Воспитательные:

                                     воспитывать любовь к языку, прививать культуру общения.

Тип урока: урок повторения и обобщения.                                                                                                                                                                        

На предыдущем уроке учащиеся получили задание повторить материал по теме:                                 «Обособленные определения», составить таблицу с примерами.

Когда  определения обособляются

Условия обособления

Какие определения обособляются

Примеры

Если имеют значение причины, условия, уступки

Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом

1.Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?)

2.Обычно спокойный, лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)

 

                                                       

                                                      Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше  общение на уроке будет полезным и интересным.

2. Орфоэпическая разминка  (  работа с текстом -3 минуты).

-Начнем урок с орфоэпической разминки. Задание: Расставить ударения в выделенных словах.

              Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь cвой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Взаимопроверка.

3.Постановка проблемного вопроса.

-Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения? 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники. 

1 )1,2,3,4     2) 1,2,3    3) 1,4       4)3,4

4. Работа по теме урока.

Сообщение темы и цели урока .

Записи в тетради.

Разбор проблемного задания.

Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.

Расскажите об  остальных случаях обособления определений, используя таблицу, которую вы составили дома.

Ответы учащихся.

5.Закрепление.

1) Индивидуальная работа по карточкам (сильные учащиеся выполняют работу на компьютере).

2) Остальные учащиеся  «по цепочке» выполняют задания на интерактивной доске.

Цель: отрабатывать умение определять условия обособления  определений в предложениях  и расставлять необходимые знаки препинания.

Задание. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения.

1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.

3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко.

4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.

5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась.

6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.

8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.

3)Задание. Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните.

1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.

5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6.  Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.

7.Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9 В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.

10 Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.

4) Графический диктант.

1.       И, убелённый сединою, я вновь иду в поля твои, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.

2.       По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.

3.       Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой, этим непосредственным выражением красоты и добра.

4.       Сорока вспорхнула и, распустив хвост, по прямой полетела прочь.

6.Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.  

5)Самостоятельная работа.  Задание:  списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

Много былей я знаю веселых и грустных

О хлебах испече…ых на листьях капустных

О замеша...ых круто духмя…ых опарах

О колосьях наполне…ых солнечным жаром

О зерне крутобоком в пыльце желтоватой

Что лежит на ладони  сухой и щербатой

О ладони что стала от стужи лиловой

И о стуже степной по-январски суровой.

                          ( Н.Поляков)

Проверка.

6)Готовимся к ЕГЭ.

-В КИМах в части А (А 26) есть задание на замену придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова «который» и  для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

С помощью таблицы (она изображена на интерактивной доске) повторите материал и выполните задание.

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение « который» является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием ( Возьми папку, которая лежит на диване.- Возьми папку, лежащую на диване.).

2.       Если местоимение «который» является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом «который» нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. ( Она подарила мне колье, которое  купила в городе.- Она подарила мне колье, купленное в город.

3.Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Учащиеся, которые выполнили  задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов. -  Учащиеся,  выполнившие задания на « отлично» ,будут освобождены от экзаменов. ).

 1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Учащиеся, которые выполнят задания на «отлично», будут освобождены от экзаменов.).

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено существительным или прилагательным .(Девочки боялись сторожа, который был очень сердит.).

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. ( Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать,)

 

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Машина, на которой мы ехали, часто ломалась.)

5.Нельзя заменить, если при сказуемом стоит частица «бы». (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражение.)

6.Нельзя заменить, если придаточная часть присоединяется  с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части.( Мой дядя был из тех людей, которые ничему не верили.).

7)Групповая работа. Задание: Замените, где возможно придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Объясните.

Река, вдоль которой мы шли, в течении своем делала много изгибов.

 Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Все творчество писателя Е.Носова есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

6.Итоги урока.

-Когда обособляются определения?

-Когда можно заменить придаточную часть сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным придаточным оборотом?

7.Домашнее задание.

Упражнение 243 ( для слабых учащихся)

Выписать из повести В.Некрасова «Сашка» 10 предложений с обособленными определениями ( для сильных учащихся).

8. Рефлексия.

-Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился- зря прожил день.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 8 класс Тема : Обособленные определения

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме: Обособленные определения . Данный материал позволяет отработать умения находить обособленнные определения, правильно ставить знаки препинания....

урок русского языка 8 класс по теме "Однородные и неоднородные определения"

Предмет: русский языкКласс: 8 классУМК: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.А. Александровой.Тип урока: урок открытия новых зна...