Обособление обстоятельств.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Урок к учебнику Л. А Тростенцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_publikatsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Обособление .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Цели: 1.  Закрепление умения расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах и деепричастиях.

           2.  Познакомить учащихся с исключениями при обособлении одиночных деепричастиях.  

           3.  Работая с текстом художественных произведений, научится выразительно читать предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. А главное распознавать их в тексте.

          4.  Научится конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.

          5.  Развитие умения обобщать и делать выводы.

                                 

               

                               Оборудование:

1) Учебник ; 2) тетради – справочники ; 3) сводная таблица – схема ; 4) тексты повести В.Богомолова ,,Иван”; 5) фломастеры ; 6) чистые листы ; 7) доска     ( + переносная ) .

                 

                                  Ход урока.

I. Оргмомент.

  1) Приветствие, знакомство с гостями.

  2) Открываем  тетради, записываем число и тему.

              Тема: Обособление.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  

II. Проверка д. / з. 1) Уч-ль: С обособлением какого члена предложения мы познакомились с вами на предыдущих уроках?

                                                              (с определением)

Чтобы перейти к новому разделу по теме ,,Обособление”, давайте обобщим полученные знания по 1-му блоку ,,Обособление определения”.

Дома вы должны были написать миниатюру с использованием изученного материала.

(Скоро 9 Мая – День победы).

Тема была такова: ,,Улицы, памятники, памятные места, посвящённые В.О. войне и её героям.

(?)Что получилось? (Читаем работы 3-х учащихся).

(?)Какие обороты встретились нам?

2) Подведение итогов, выводы: (Подведёт итог Шевчук Дарья, как 1 из экспертов, составлявших таблицу – схему, вошедшею в общую таблицу - блок).           Выводы: - Какие конструкции и в какой позиции

обособляются.

III. Новый материал.

Уч – ль: (1) Сегодня мы продолжим работу над обособлением, но уже следующего второстепенного члена предложения – обстоятельства.

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.                                   

Тема: Обособление обстоятельств.

                                  .-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.   

                                  (Тема записывается в тетрадях).

Уч – ль: а) Как вы думаете, какова цель нашего урока.

                                                                              ( Учитель дополняет ).

б) Сегодня экспертами будут Ленёва Алёна и Дмитриева Вика.

                                                                ( Лист бумаги и фломастеры ).

Задание: В конце урока вы должны будете подытожить, составив таблицу – схему по тому же принципу, что и в теме ,,Обособление определений”. ( Как обособляются, чем бывают выражены, исключения ).

(2) Задание: 1. Запишите предложение на доске. ( 1 ученик )

( Когда составляете предложения ), [будьте внимательны при расстановке знаков препинания].          

Задание: 2. Каково оно по структуре? ( Сложное, сл./ подч. )

Задание: 3. Графически обозначьте границы предложений и докажите, что оно сложноподчинённое.

Уч – ль: Вспомните, когда мы изучали обособленные определения, то конструировали из сложноподчинённых с придаточным определительным простое с причастным оборотом.

? Какой синонимичной конструкцией можно заменить сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.      

              ( Простым предложениям с деепричастным оборотом, т. е. параллельным синтаксическим оборотом )                

Задание: 4. Запишите параллельный синтаксический оборот.

( 1 ученик на доске записывает получившееся предложение ).

Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

знаков препинания.

Задание 5.Графически обозначьте обособленные обстоятельства. Чем оно выражено? Что знаем об обособлении деепричастий и деепричастных оборотах?                      

           ( Обособляются, т.е. выделяются интонационно и запятыми ).

Уч – ль: Откройте тетради – справочники для подготовки к ЕГЭ и запишите.    

Не обособляются одиночные деепричастия:

1. В конце предложения после глагола – сказуемого и имеют значение образа действия.

Пример: Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.

               _____                    _______     ____ .-.-.-.-.-.-.-.

                                             _______     ____

2. Если деепричастие переходит в наречие.

Пример: Казаки ехали молча.

               ______ _____ .-.-.-.-.

                            _____

__________________________________________________________

Уч – ль: Обратимся к учебнику, подтверждает ли он записанное нами. ( стр. 163 )

IV. Закрепление материала.

Задание: 1. Расставить знаки препинания в предложениях, записанных на доске.

а) И утром, ни с кем не прощаясь, мы двинулись в путь.

                    .-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

б) Не зная броду, не суйся в воду.

    .-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

в) Я другого люблю, умираю любя.

                                                  .-.-.-.-.

                                                                           ( 3 ученика у доски )

Задание: 2. Обратимся вновь к нашему первому предложению. Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке

.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

знаков препинания.  Это предложение – инструкция. При выполнении следующего задания руководствуйтесь данной инструкцией.

V. Конструирование предложений.

Игра ,,Пантомима”.

Задание: Несколько учеников выходят к доске друг за другом и изображают действия, остальные дети внимательно смотрят и записывают эти действия в предложениях. (Вспомните, как играли, конструируя предложения с причастным оборотом.)  

[ Если трудно, учитель может начать изображать действие сам.]

Пример: Учитель сидит за столом, оформляя журнал.

                         ( Дети записывают 4-5 предложений. Проверяем. )

VI. Работа с текстом художественного произведения, изученного на кануне. (В. Богомолов ,,Иван”.)

Задание: 1. Найти в повести Богомолова ,,Иван” на стр. 11 предложения с обособленными обстоятельствами и выразительно их прочитать, обращая внимание на знаки.

Задание: 2. Развитие речи.

Учитель: Предыдущее задание поможет вам справиться с творческой работой.

Попытайтесь, использовав полученные знания написать сочинение–миниатюру.(5-6 предл.) Вспомните эпизод повести, когда Иван один отправился по глубокому глинистому оврагу во тьму, в холод и дождь, чтобы достать важные сведения. (Конец 6-начало 7 главы.) (5-7 мин.)

VII. Итоги урока: 1. Слово экспертам. (Чем может быть выражено обособленное обстоятельство? При каких условиях обособляется?

Какие исключения?)

2. Слово учителю. (Общие выводы по уроку.)

VIII. Д. / з.  Выписать 4-5 пословиц или поговорок с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

Правильно расставьте знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс

Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....

Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"

Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...