Обособление обстоятельств.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Обособление . . . . . . . . . . . . .
Цели: 1. Закрепление умения расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах и деепричастиях.
2. Познакомить учащихся с исключениями при обособлении одиночных деепричастиях.
3. Работая с текстом художественных произведений, научится выразительно читать предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. А главное распознавать их в тексте.
4. Научится конструировать предложения с обособленными обстоятельствами.
5. Развитие умения обобщать и делать выводы.
Оборудование:
1) Учебник ; 2) тетради – справочники ; 3) сводная таблица – схема ; 4) тексты повести В.Богомолова ,,Иван”; 5) фломастеры ; 6) чистые листы ; 7) доска ( + переносная ) .
Ход урока.
I. Оргмомент.
1) Приветствие, знакомство с гостями.
2) Открываем тетради, записываем число и тему.
Тема: Обособление. . . . . . . . . . . .
II. Проверка д. / з. 1) Уч-ль: С обособлением какого члена предложения мы познакомились с вами на предыдущих уроках?
(с определением)
Чтобы перейти к новому разделу по теме ,,Обособление”, давайте обобщим полученные знания по 1-му блоку ,,Обособление определения”.
Дома вы должны были написать миниатюру с использованием изученного материала.
(Скоро 9 Мая – День победы).
Тема была такова: ,,Улицы, памятники, памятные места, посвящённые В.О. войне и её героям.
(?)Что получилось? (Читаем работы 3-х учащихся).
(?)Какие обороты встретились нам?
2) Подведение итогов, выводы: (Подведёт итог Шевчук Дарья, как 1 из экспертов, составлявших таблицу – схему, вошедшею в общую таблицу - блок). Выводы: - Какие конструкции и в какой позиции
обособляются.
III. Новый материал.
Уч – ль: (1) Сегодня мы продолжим работу над обособлением, но уже следующего второстепенного члена предложения – обстоятельства.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Тема: Обособление обстоятельств.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
(Тема записывается в тетрадях).
Уч – ль: а) Как вы думаете, какова цель нашего урока.
( Учитель дополняет ).
б) Сегодня экспертами будут Ленёва Алёна и Дмитриева Вика.
( Лист бумаги и фломастеры ).
Задание: В конце урока вы должны будете подытожить, составив таблицу – схему по тому же принципу, что и в теме ,,Обособление определений”. ( Как обособляются, чем бывают выражены, исключения ).
(2) Задание: 1. Запишите предложение на доске. ( 1 ученик )
( Когда составляете предложения ), [будьте внимательны при расстановке знаков препинания].
Задание: 2. Каково оно по структуре? ( Сложное, сл./ подч. )
Задание: 3. Графически обозначьте границы предложений и докажите, что оно сложноподчинённое.
Уч – ль: Вспомните, когда мы изучали обособленные определения, то конструировали из сложноподчинённых с придаточным определительным простое с причастным оборотом.
? Какой синонимичной конструкцией можно заменить сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.
( Простым предложениям с деепричастным оборотом, т. е. параллельным синтаксическим оборотом )
Задание: 4. Запишите параллельный синтаксический оборот.
( 1 ученик на доске записывает получившееся предложение ).
Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
знаков препинания.
Задание 5.Графически обозначьте обособленные обстоятельства. Чем оно выражено? Что знаем об обособлении деепричастий и деепричастных оборотах?
( Обособляются, т.е. выделяются интонационно и запятыми ).
Уч – ль: Откройте тетради – справочники для подготовки к ЕГЭ и запишите.
Не обособляются одиночные деепричастия:
1. В конце предложения после глагола – сказуемого и имеют значение образа действия.
Пример: Трава мгновенно дрогнула и пала прошумев.
_____ _______ ____ .-.-.-.-.-.-.-.
_______ ____
2. Если деепричастие переходит в наречие.
Пример: Казаки ехали молча.
______ _____ .-.-.-.-.
_____
__________________________________________________________
Уч – ль: Обратимся к учебнику, подтверждает ли он записанное нами. ( стр. 163 )
IV. Закрепление материала.
Задание: 1. Расставить знаки препинания в предложениях, записанных на доске.
а) И утром, ни с кем не прощаясь, мы двинулись в путь.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
б) Не зная броду, не суйся в воду.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
в) Я другого люблю, умираю любя.
.-.-.-.-.
( 3 ученика у доски )
Задание: 2. Обратимся вновь к нашему первому предложению. Составляя предложения, будьте внимательны при расстановке
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
знаков препинания. Это предложение – инструкция. При выполнении следующего задания руководствуйтесь данной инструкцией.
V. Конструирование предложений.
Игра ,,Пантомима”.
Задание: Несколько учеников выходят к доске друг за другом и изображают действия, остальные дети внимательно смотрят и записывают эти действия в предложениях. (Вспомните, как играли, конструируя предложения с причастным оборотом.)
[ Если трудно, учитель может начать изображать действие сам.]
Пример: Учитель сидит за столом, оформляя журнал.
( Дети записывают 4-5 предложений. Проверяем. )
VI. Работа с текстом художественного произведения, изученного на кануне. (В. Богомолов ,,Иван”.)
Задание: 1. Найти в повести Богомолова ,,Иван” на стр. 11 предложения с обособленными обстоятельствами и выразительно их прочитать, обращая внимание на знаки.
Задание: 2. Развитие речи.
Учитель: Предыдущее задание поможет вам справиться с творческой работой.
Попытайтесь, использовав полученные знания написать сочинение–миниатюру.(5-6 предл.) Вспомните эпизод повести, когда Иван один отправился по глубокому глинистому оврагу во тьму, в холод и дождь, чтобы достать важные сведения. (Конец 6-начало 7 главы.) (5-7 мин.)
VII. Итоги урока: 1. Слово экспертам. (Чем может быть выражено обособленное обстоятельство? При каких условиях обособляется?
Какие исключения?)
2. Слово учителю. (Общие выводы по уроку.)
VIII. Д. / з. Выписать 4-5 пословиц или поговорок с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.
Правильно расставьте знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ....
Русский язык. 8 класс. Открытый урок ФГОС по теме "Обособление обстоятельств (Обособление оборотов, выраженных существительным с предлогом. Предлоги «невзирая на», «несмотря на»)".
Урок русского языка в формате ФГОСПредмет русский язык ...
Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс
Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....
Урок по теме "Особенности употребления обособленных обстоятельств. Построение предложений с обособленным обстоятельством"
Маршрутный лист дистанционного урока...
Дидактический материал "Обособленное согласованное определение и обособленное обстоятельство"
Материал предназначен для подготовки к ВПР по русскому языку (7 класс)...