Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ладугина Анна Павловна

Урок по развитию речи.

Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;

- закреплять понятия о типах речи текстов, учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи;

- совершенствовать навык анализа художественного произведения.

2. Развивающие:

- развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности;

- формировать коммуникативные умения во время групповой работе.

3. Воспитывающие:

- воспитывать интерес к родному языку, к художественному слову;

- воспитывать стремление принимать нравственные идеалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekturoka_po_rus_yaz_rechka.docx137.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   урока: «Типы речи. Рассуждение»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;

- закреплять понятия о типах речи текстов, учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи;

- совершенствовать навык анализа художественного произведения.

  1. Развивающие:

- развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности;

- формировать коммуникативные умения во время групповой работе.

  1. Воспитывающие:

- воспитывать интерес к родному языку, к художественному слову;

- воспитывать стремление принимать нравственные идеалы

Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 317 с.

ТСО: дополнительная литература, проектор, экран.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мобилизующий этап

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас и надеюсь, что наша работа сегодня будет успешной и плодотворной!

       (Слайд 1)

Приветствуют друг  друга с улыбкой.

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

– Сегодня у нас очередной урок по культуре речи, но, чтобы узнать тему, вам надо найти и исправить ошибку в следующих утверждениях:

а) Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

Б) Тема текста чаще всего отражается в его заголовке.

В) Выделяется три типа речи: описание, повествование, произведение.

 (Слайд 2,3)

Выполняют задание, записывают тему урока в тетради.

- Молодцы! Вы правильно определили тему урока. А теперь попробуйте сформулировать задачи урока, опираясь на его тему и опорные слова.

  • 1). Познакомиться со строением и особенностями текста – рассуждения.
  • 2). Учиться отличать текст - рассуждение от текстов других типов речи.
  • 3). Учиться самостоятельно составлять текст-рассуждение.

(слайд 4,5)

По опорным словам (на слайде)  формулируют задачи урока.

III. Актуализация знаний

  1. Работа с блок-схемой «Типы речи».

- Ребята, а какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

- Какие вопросы-подсказки помогают нам в определении типов речи?  (Какой? Что происходит?)

- Слова каких частей речи помогают в создании текстов данных типов? (Описание – имена прилагательные, повествование – глаголы)

- К какому из типов речи подходит один кадр фотопленки, а к какому - несколько (прием «Фотопленка»)?

                                    Типы речи

           описание     Повествование      Рассуждение

              Какой?        Что произошло?

         Им.прил.                 глаголы

Ребята поэтапно воссоздают блок-схему на доске из смешанных карточек с информацией (Описание, повествование, рассуждение; вопросы-подсказки; изображения фоторамки и видеопленки; части речи: прил. и глагол)

(Под рассуждением поле пока остается пустым)

По  окончании работы со схемой учащиеся дают определения повествования и описания.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Работа с понятием «Рассуждение». Определение границ «Знание-незнание».

- Что вы уже знаете о рассуждении?

- Что нам необходимо узнать о рассуждении, чтобы закончить блок-схему?

- В  каких жизненных ситуациях нам пригодится умение рассуждать?

(Это умение пригодится при выполнении домашнего задания, потому что вам предстоит написать сочинение-рассуждение)

- Обратите внимание на правописание слова РАССУЖДЕНИЕ. Выполните морфемный разбор. Объясните орфограммы.

(Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е. (окочание –е. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, Основа слова рассуждени).

- Найдите в словаре лексическое значение слова рассуждать, запишите его в тетради.     Каким словарем вы воспользуетесь?

(Данное слово многозначное.:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последов. форме. 2 – Высказывание, обсуждение.)

- Когда нужно доказать кому-то что-то; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры; при написании сочинения-рассуждения.

Разбирают слово в тетрадях, объясняют орфограммы.

Один ученик выполняет задание у доски.

Сами выбирают необходимый (толковый) словарь и выполняют задание.

  1. Работа с текстом-образцом и схемой построения текста-рассуждения.

- Предлагаю вам поработать в группах. Распределите обязанности и не забывайте заполнять «Лист самооценки»

(Слайд 6)

http://images.myshared.ru/7/787067/slide_5.jpg

(Комментируя схему учитель поясняет, что доказательств может быть несколько, а тезис может находиться как перед аргументами, так и после).

- Давайте прочитаем текст  на карточке 1. (Слайд 7)

- Попробуем определить тип речи, попытаемся понять, как он  построен, из каких частей состоит?

Текст: 

Однажды я спросила свою бабушку: «Бабуля! А что такое добро?».

Она задумалась ненадолго, а потом ответила мне: «Добро, дорога моя, это умение прощать».

Я не поняла, о чем она говорит, и спросила: «Как это?»

И она объяснила: «Это очень непросто, уметь прощать каждый день и мелкие и большие обиды, но необходимо этому учиться. Ведь каждый из нас живет среди людей. Мы часто укалываем друг друга ненарочно: говорим глупости, забываем перезвонить или сделать что-то, задеваем локтем. И что обычно из этого рождается? Ничего хорошего. Появляется обида. Эта «колючка» растет внутри человека, разрушает его, и все, что его окружает. Человек, отравленный обидой, сеет вокруг себя ненависть и зло. Друзей у такого человека нет, коллеги его не любят, да и семья тоже. Вот так бывает с человеком, который не умеет прощать».

Я спросила еще раз: «Бабушка! Что же нужно сделать, чтобы всего этого не случилось?»

Она ответила: «Нужно, дорогая моя, учиться прощать все обиды, прогонять их из себя. Для этого нужны сила и мудрость. Но лишь в таком случае добро сможет поселиться в твоей душе».  

Читают текст, изучают схему, соотносят части текста с элементами схемы.

(обсуждение, корректировка результатов)

3. Обобщение, выстраивание определения

- Попробуйте теперь сформулировать определение: «Рассуждение – это..?» (Слайд 8)

- Давайте сравним наши варианты ответов с определением в учебнике. (слайд 9)

(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце аргументов делается вывод)

Формулируют определение в группах, обсуждают.

  1. Практическое применение полученного опыта

1. Интерпретация полученной информации (работа с блок-схемой).

- Пришла пора снова обратиться к блок-схеме на доске («Типы речи»). Попробуем ее дополнить.

- Сможем ли мы применить прием «Фотосъемка» к тексту-рассуждению? Почему? (Нет. Размышления и доказательства нельзя изобразить или сфотографировать, в рассуждении нет сюжета)

2. Прогнозирование.  

- Каждое сочинение, которое мы пишем, относится к определенному типу речи.

 - Предположите, какой тип речи можно использовать в сочинениях по указанным темам:

Мой домашний питомец

Мой любимый школьный предмет

«Лес словно терем расписной!..»                           описание

Как я однажды помогал маме                               повествование

Книга –наш друг и советчик                                   рассуждение

Как я провел лето                                                    

Самый счастливый день

Что значит жить по законам совести?

«Зимы ждала, ждала природа…»

(При проверке данного задания учащиеся приходят к  выводу, что не все темы однозначно можно отнести к одному типу речи, потому что в одном сочинении, как и в любом другом тексте, могут быть использованы разные типы речи).

Дополняют поле под рассуждением (подписывают вопрос «Почему?» и слова-помощники: «я думаю», «потому что», таким «образом» и др.)

Выполняется задание на соотнесение темы сочинения с типом речи. (Карточка 2)

(работа в группах)

Физкультминутка

- Поднимитесь со своих мест, повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: «Я желаю тебе добра!». Затем повернитесь к другому соседу и проделайте тоже самое.

3. Анализ сказки.

- Ребята, а что такое доброта?

- Какого человека называют добрым?

- Как вы думаете, можно ли вас считать добрыми?

Чтение сказки с прогнозированием

- А сейчас мы познакомимся с чудесной историей, которую подарила нам удивительная писательница Н.К. Абрамцева.

-  С 20 лет она была прикована к постели, не могла ходить, но не пала духом, не обозлилась. Она просыпалась каждое утро с хорошим настроением, смотрела на мир “в 4 глаза, слушала и слышала в 4 уха», видела только добро и несла радость, свет людям.(слайд )

- Называется сказка необычно - «Тише, пожалуйста… Тише…»

- Как вы думаете, кто или что является главным героем этого произведения?

- Оказывается, эта сказка про Речку.

- А какой она может быть?

Прием «Слово-магнит»

(Центральный образ – РЕЧКА

Дополняющие элементы (схем. изображение):

    определение (Какая может быть речка?) – горная, быстрая, чистая, шумная;

    сказуемое (Что делает речка?) – бежит, торопится, бурлит;

    синонимы – ручей, ключ, источник;

    антонимы – болото, лужа, сушь.

- Какими же разными бывают речки!

- А какая же речка в сказке Н. Абрамцевой?

Чтение сказки учителем на фоне музыки и слайд-шоу (слайд)

 «Где-то в лесу жила речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго...

Но…»

- Что же могло произойти дальше?

 «Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки», — подумала она обиженно. А тут еще неприятность — кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался.

Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и ... вышла из себя. Из своих берегов. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может... Сорвалась... вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, вязкой, грязной трясиной стала чистая, светлая, речная вода...».

- Во что же превратилась бывшая когда-то доброй речка? Слушаем дальше.

«Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком даже...

... Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...».

- Понравилась вам сказка? Чем? Какие чувства вы испытываете?

– Какой изображена речка в сказке? Опишите речку используя синквейн. (на слайде после вариантов групп)

Речка

Чистая, веселая

Помогала, поила, не ссорилась

Дарила всем добро и радость

Жизнь

Речка

Мутная, печальная

Расстроилась, обиделась, рассердилась

Выйти из себя каждый может

Болото

 - При помощи каких языковых средств автор передает характер речки?

- Изменилась ли речка в сказке?  

- Как называется такое резкое противопоставление? (антитеза)

- Только ли о Речке говорится в сказке? Какая Речка?

- Как называют литературный приём, с помощью которого автор пытается объяснить читателю своё отношение к некоторым явлениям жизни на примерах, понятных всем. (аллегория)

– А теперь скажите, пожалуйста, о ком эта сказка, к кому обращается автор?

– А какие мысли и чувства выражает автор текста? Определите основную мысль сказки. В каких словах она выражена?

(“Выйти каждый может. Выйти легко…очень… Слишком даже…” Как хорошо, когда у тебя с утра хорошее настроение. Все вокруг тебя светлое, ясное. И окружающие, чувствуя тепло, будут добрее и мягче. Но удержать это чудесное настроение удается не всегда, хотя каждый может попытаться. Если ты зол, если тебя обидели, постарайся все забыть, постарайся не переносить свое настроение на других, старайся видеть только хорошее, хотя это сделать очень трудно. Неси окружающим добро - и все будет замечательно).

Ответы учеников

Предположения учеников.

 

Ответы фиксируются на доске.

Актуализируются знания средств худ. выразительности: эпитет, олицетворение.

В ходе создания «магнита» приходят к выводу, что речки бывают разные.

Первичное восприятие.

(Сказка распечатана 2-мя частями на 2-х сторонах листа)

Предположения учеников.

Ответы учеников.

Составляют синквейн «Речка» (Первая группа – по первой части сказки, вторая – по второй части, третья – выписывает художественно-выразительные средства: (эпитеты: “веселая, добрая речка”, олицетворения: “поила прохладной водой., позволяла смотреть в себя.., ни с кем не ссорилась, со всеми болтала”, градация: “Речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и …вышла из себя”)

Высказывают свое мнение: Речка наделена человеческими чертами. Сказка о добре, обиде, чувстве вины, прощении;  о необходимости сдерживать себя. Приходят к выводу о том, что под образом Речки автор подразумевает людей.

Ответы учеников (Сказка о людях, о том, как важно нести свет, добро, важно смотреть на мир с чистым сердцем, с открытой душой, и к тебе будут относиться по–доброму)

Работа в группах.

  1. Домашнее задание

- Вот незаметно и пришло время домашнего задания.

- Как я уже говорила, дома вам предстоит написать сочинение.

- О чем вам хочется поразмышлять после знакомства со сказкой?

Учащимся предлагается три темы на выбор (слайд):

  1. Что значит быть добрым?
  2. Уметь держать себя в руках – это…?
  3. Что значит уметь прощать?

- Как вы думаете, текст какого типа у вас должен получиться? Докажите.

- Выберете дома тему, которая вам по душе. Не забудьте о соблюдении правил построения текста-рассуждения (см. схема построения текста-рассуждения).

- О доброте, об умении сдерживать себя, о прощении.

Рассуждение, потому что темы сочинений предполагают ответ на проблемный вопрос, который надо будет объяснить и доказать.

  1. Рефлексия.

- Чтобы вы успешнее справились с домашним заданием, предлагаю проверить, как вы поняли учебный материал.

1. Восстановите определение рассуждения (слайд):

Рассуждение – … текста, в котором … разъясняется или доказывается с помощью различных …. Обычно в конце аргументов делается ….

  1. Давайте вспомним алгоритм создания текста-рассуждения (Схема)
  2. – А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

     - Какие затруднения возникли в процессе работы?

- оцените работу вашей группы

Самооценка по оценочным листам, выставление отметок учителем.

- Спасибо за урок! (слайд)

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль (тезис) разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов. Обычно в конце аргументов делается вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Конспект урока русского языка "Функциональные стили речи"

Конспект урока  и презентация по русскому языку  на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться раб...