Урок обобщения и закрепления материала "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный урок проводится с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обобщения и систематизации знаний "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе | 30.46 КБ |
Презентация урока "Синтаксис и пунктуация" | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Ю.А.Гагарина»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ (УРОКОВ)
Урок «Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе учителя Смирновой Нины Григорьевны
Номинация «Филология»
г. Гагарин
2013
Тема урока:
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель:
Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация» на краеведческом материале
Задачи:
1. обучающие:
- повторить раздел «Синтаксис и пунктуация»;
- закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений;
2. развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
3. воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение друг к другу;
- воспитывать любовь к родному языку, к родному краю;
4. мотивационные:
- сформировать у детей интерес к изучению русского языка, родного края;
5. управленческие:
- обеспечить четкую организацию учебного занятия.
Оборудование:
учебник, тетрадь, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация", интерактивная доска WhiteBoard.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Ориентировочно-мотивационный этап Цель этапа: вводное повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и создание проблемной ситуации | ||
Слайд 1 Тема урока «Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация». Слайд 2. - Наши любознательные друзья Таня и Даня что-то внимательно рассматривают? Что? (Герб) - Что такое герб? (Герб – это отличительный знак государства, города, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях.) - Чей герб рассматривают дети? (Герб города Смоленска) Слайд 3. - Речь сегодня пойдет о Смоленске – городе русской славы. - Попробуйте определить цели урока. - Юрий Гагарин, отправляясь в космическое пространство, сказал: «Поехали!» Я тоже хочу вам сказать: «Поехали! Отправляемся в путешествие в Смоленск». | Знакомятся с темой Отвечают на вопросы учителя. Не знают значение слова… Обратиться к толковому словарю - Повторить сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; - развивать умение постановки знаков препинания; - получить новые знания о городе Смоленске. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Операционно-познавательный этап Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися знаний, полученных в разделе «Синтаксис и пунктуация». | ||
Слайд 4. - С чего же начать «открытие нового знания»? Конечно, с истории Смоленска. - Прочитайте текст. Сколько же лет исполнилось в сентябре 2013 года Смоленску? Текст (знаки препинания не расставлены): Смоленск древнейший город России. В летописи он впервые упоминается под 863 годом. Мы знаем что Смоленску исполнилось ____лет. Волнистый рельеф большое количество речек богатая растительность придают Смоленску живописный вид. Река Днепр делит его на две части северную и южную. - Смоленск расположен на холмах, поэтому часто там дуют ветры. Ветер перепутал схемы, которые я подобрала к предложениям. Используя возможности интерактивной доски, поставьте схемы на места, соответствующие предложениям. | Читают текст, решают задачу на вычисление. Называют юбилейную дату, которую на Смоленщине праздновали в сентябре. Читают предложения и подбирают соответствующую схему. Объясняют выбор. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
Слайд 5. Предложение: Ребята принимают активное участие в изучении истории своей малой родины. - Переделайте предложение, сделав его побудительным. Слайд 6. - Сравните, чем отличаются предложения друг от друга? | Выполняют задание. Первое повествовательное, невосклицательное, второе побудительное, восклицательное. Первое двусоставное, второе односоставное (выделяют основы). В первом подлежащее -ребята, во втором это же слово – обращение, которое не является членом предложения. | Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция(Р) |
Слайд 7. - Городской общественный транспорт Смоленска доступен и востребован широкой публикой. Он представлен троллейбусами, автобусами, трамваями и маршрутным такси. Слова: тро(л,лл)ейбус, (а,о)втобус, тр…мвай, м…ршрутное т…кси - Как пишутся эти слова. Запишите в тетради. Слайд 8. - Составьте с этими словами предложение с обобщающим словом при однородных членах. | Выполняют словарную работу, запоминают группу слов. Записывают слова в тетради, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы Составляют предложение и записывают в тетрадь. Объясняют постановку знаков препинания в предложении, рисуют схему предложения. | Формулирование и аргументация своего мнения;учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция (Р) |
Слайд 9. - Найдите сложные предложения, запишите цифры, соответствующие сложным предложениям. Запишите на доске цифры. | Несколько ответов (135). Доказывают свое мнение. | Анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Контроль, коррекция (Р) |
Слайд 10. Физкультминутка Цель: снятие усталости, мыслительного напряжения | ||
Слайд 11. - Вы видите уникальный памятник, созданный смоленским скульптором Альбертом Георгиевичем Сергеевым. Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе. Скульптор запечатлел поэта-фронтовика А.Т.Твардовского и воспетого им солдата, неунывающего В.Теркина, на привале за дружеской беседой. - Опишите героев. - Скульптор изображает героев за дружеской беседой. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог) - Подумайте, о чем могут разговаривать герои? Составьте и запишите диалог или предложение с прямой речью. | Александр Твардовский – усталый фронтовой поэт. На плечах его шинель, на боку – планшетка. В ней новые материалы и новые стихи. Герой поэмы Василий Теркин – неунывающий, сильный, оптимистичный и непобедимый русский солдат. Он немного похож на Ю.Гагарина. Дают определение диалога Запись предложения с прямой речью или диалога. Читают, объясняют постановку знаков препинания. | Развитие речи (К); самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) умение слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (Р). |
V. Контрольно-коррекционный этап Цель этапа: создать условия для взаимоконтроля, коррекции и самооценки знаний и деятельности учащихся | ||
Слайд 12. - Списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Текст (знаки препинания не расставлены): В годы Великой Отечественной войны в 1941 году сост…ялось Смоленское сражение которое существенно зад…ржало н…ступление германских войск на Москву. О страшных событиях того времени в Смоленске напоминают многочисленные памятники стелы мемориальные доски курган Бессмертия. Смоленск был освоб…жден 25 сентября и эту дату мы ежегодно праз(д)нуем. Смоленск город-герой. | Выполняют задание. Взаимопроверка. | Взаимопроверка, умение слушать и понимать партнера, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (Р). |
VI. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
• Какую цель ставили? • Удалось решить цель? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? Слайд 13. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а) … Помогали мне … Слайд 14. - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Слайд 15. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Показывают смайлики, объясняют выбор. Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» Урок в 5 классе Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.А.Гагарина » Смирнова Н.Г.
Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» Урок в 5 классе Учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.А.Гагарина » Смирнова Н.Г. Смоленск - город русской славы
Смоленск древнейший город России. [ О, О, О ] . В летописи он впервые упоминается под 863 годом. [ подл. - сказ. ] . Мы знаем что Смоленску исполнилось ____лет. [ ] , ( ). Волнистый рельеф большое количество речек богатая растительность придают Смоленску живописный вид. [ О: О и О ] . Река Днепр делит его на две части северную и южную. [ ].
Переделайте предложение, сделав его побудительным Ребята принимают активное участие в изучении истории своей малой родины.
Чем отличаются предложения друг от друга? Ребята принимают активное участие в изучении истории своей малой родины. Ребята, принимайте активное участие в изучении истории своей малой родины!
Словарная работа т р …(л, лл ) ейбус (а, о) втобус т р … мвай м … ршрутное т…кси
Составьте и запишите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения троллейбус автобус трамвай м а ршрутное такси
Найти сложные предложения В истории Смоленска не было такого столетия когда бы смолянам не приходилось браться за оружие. В 1812 году под Смоленском произошло Смоленское сражение между русской армией и армией Наполеона. Русские отступали и Наполеон захватил объятый пламенем город. Дома остались без кровли без окон без дверей. По ночам казалось что развалины воют.
1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх. 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо. 4. То же самое, но справа-налево. 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8. Физкультминутка для глаз
Расставьте знаки препинания В годы Великой Отечественной войны в 1941 году сост … ялось Смоленское сражение которое существенно зад…ржало н… ступление германских войск на Москву. О страшных событиях того времени в Смоленске напоминают многочисленные памятники стелы мемориальные доски курган Бессмертия. Смоленск был освоб … жден 25 сентября и эту дату мы ежегодно праз (д)нуем . Смоленск город-герой.
Сегодня на уроке я узнал(а) … Работать мне было…, потому что … Помогали мне … Мешали мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …
Домашнее задание Вопросы и задания стр. 119, упр. 260
Использованные источники http:// www.rutraveller.ru/icache/place/ - памятник А.Твардовскому и Василию Теркину http:// istoriya-ru.ucoz.ru/publ/goroda/istorija_smolenska/ - из истории Смоленска http://r67.ru/dostoprimechateljnosti / - достопримечательности Смоленска http:// muzofon.com/search - физкультпауза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
Посвящение в юные строители. Урок обобщения и закрепления знаний.
Посвящение в юные строители. Закрепление знаний по штукатурно-малярному делу....
Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».
Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать: -) что изучает морфемика; -) роль морфем как средство образова...
Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»
Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении курса «Информатики» в форме телевизионной игры «Своя игра»Цели урока: Углубление, обобщение и систематизация знаний ...
урок обобщения и закрепления изученного по деепричастию в 7 классе
Урок представляет собой материал по закреплению и обобщению изученного о деепричастии....
СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме
Цели:Обучающие:Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;Развивающие:Совершенствование пунктуационных...
Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
В целях обобщения и закрепления изученного...