Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.
Знать: -) что изучает морфемика;
-) роль морфем как средство образования новых слов;
-) что такое окончание, основа, приставка, суффикс, корень.
Уметь: -) находить и выделять морфемы в словах;
-) определять значение морфем;
-) образовывать новые слова;
-) определять грамматическое значение окончаний;
-) отличать однокоренные слова и формы слова;
-) работать со схемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zakreplenie_morfemika_5kl.doc | 51.5 КБ |
morfemika_urok-zakreplenie.ppt | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».
Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.
Знать: -) что изучает морфемика;
-) роль морфем как средство образования новых слов;
-) что такое окончание, основа, приставка, суффикс, корень.
Уметь: -) находить и выделять морфемы в словах;
-) определять значение морфем;
-) образовывать новые слова;
-) определять грамматическое значение окончаний;
-) отличать однокоренные слова и формы слова;
-) работать со схемами.
Оборудование: карточки-настроения, презентация, индивидуальные карточки.
Эпиграф к уроку: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
План урока: 1. Организационный момент.
2. Ознакомление учащихся с видом урока, целью, задачами.
3. Запись в тетрадь даты и темы урока.
4. Работа с эпиграфом.
5. Фронтальная беседа.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
7.Работа с текстом.
8. Работа в тетрадях.
9. Игра «Составь слово».
10.Игра «Кто больше»
11.Игра «Кто лишний?»
12. Подведение итогов, выставление оценок
13. Домашнее задание.
- Организационный момент \психологический настрой уч-ся на урок/.
Тревога
Настроены на работу
Спокойствие
2. Ознакомление учащихся с видом урока, целью, задачами.
- Сегодня, ребята, у нас урок-обобщение и закрепление изученного по теме Морфемика».
- Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы у нас урок прошёл продуктивно и что мы должны уметь делать? Слайд № 1
3. Запись в тетрадь даты и темы урока.
4. Работа с эпиграфом. Слайд № 2
1.Чтение эпиграфа учителем.
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
5. Фронтальная беседа. 6. Индивидуальная работа по карточкам возле доски /2человека/
- Какой раздел науки о языке изучает части слова? /морфемика/
- Назовите известные вам морфемы.
- Как найти окончание в слове? Приведите пример.
- Какие морфемы могут входить в основу?
- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Индивидуальная работа по карточкам.
Распределите слова в зависимости от того, как можно сказать о слове:
- оканчивается на…
- имеет окончание…
Издавна, страна, написала, оттуда, добра, пошла, давно, прошмыгнуло, сегодня, звено, лесник, осторожно, красивого, справа.
Оканчивается на…
Издавна, оттуда, давно, сегодня, осторожно, справа.
Имеет окончание…
Страна, написала, добра, пошла, прошмыгнуло, звено, лесник, красивого.
7.Работа с текстом. Слайд №3
1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Определить тему, найти ключевые слова, дать название.
3. Определить стиль, аргументировать свой ответ /цель стиля, художественные средства выразительности/ .
Художественный стиль, т.к. воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин /картина зимы/
Художественные средства выразительности:
Эпитеты: пушистый снег, падает тихо, шапкой чудной, заснул крепко, непробудно.
Сравнение: точно пеленою всё его одело.
Олицетворение: лес шапкой принакрылся, заснул.
8. Работа в тетрадях. \3-е уч-ся возле доски\
Из первого четверостишия стихотворения выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
- В какой части речи суффикс может стоять после окончания и какой это суффикс? /-ся, -сь/
-Какие части речи не имеют окончание? Приведите примеры. /наречие/
Белый снег, пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Бел ый пуш ист ый круж ит ся
Снег пад а ет лож ит ся
Воздух е
Земл ю
-Какое слово вы не выписали и почему? / ТИХ О /
9. Игра «Составь слово». \1 уч-ся возле доски\
Школьники должны составить слово, взяв из др. слов указанные морфемы.
Приставку из сл. обговорить
Корень из сл. думать
Суффикс из сл. читать
Окончание из сл. петь
Об дум а ть
10.Игра «Кто больше?». Работа по вариантам. Слайд № 4 (1)
-Как убедиться, что корень в слове найден правильно? \Нужно подобрать однокоренные слова\
Игра «Кто больше?» - записать слова с корнями:
I вариант - -говор-;
II вариант - -вод-
11.Игра «Кто лишний?» \устно\ Слайд № 4 (2)
1) Окно, звено, давно, прошмыгнуло ( Давно – наречие, -о- - суффикс.)
2) Лесной, лесного, лесник, лесным. (Лесник, существительное, суффикс - -ник-.)
3) Трава, пошла, красива, справа (Справа – наречие, -а- - суффикс.)
4) Перелесок, передатчик, переделка, переделал. (Все слова, кроме переделка, с нулевым окончанием.)
12. Подведение итогов, выставление оценок
13. Домашнее задание. Слайд № 5
$ 77, № 404 (1,3 – всем; 2- индивидуально)
Закрепление изученного по теме «Морфемика». 5 кл.
КАРТОЧКА № 1.
Выпишите слова в зависимости от того, как можно сказать о них
ОКАНЧИВАЕТСЯ НА…
Издавна, страна, написала, оттуда, добра, пошла, давно, прошмыгнуло, сегодня, звено, лесник, осторожно, красивого, справа.
Закрепление изученного по теме «Морфемика». 5 кл.
КАРТОЧКА № 2.
Выпишите слова в зависимости от того, как можно сказать о них
ИМЕЕТ ОКОНЧАНИЕ…
Издавна, страна, написала, оттуда, добра, пошла, давно, прошмыгнуло, сегодня, звено, лесник, осторожно, красивого, справа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Урок русского языка в 5 классе "Морфемный разбор слов. Закрепление знаний по теме "Морфемика".
Данный урок реализуется в рамках учебника "Русский язык. 5 класс". Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская....
Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...
СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме
Цели:Обучающие:Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;Развивающие:Совершенствование пунктуационных...
Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...
Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".
Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по предложенной теме....
СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Урок обобщения и закрепления изученного в классе с ограниченными возможностями здоровья очень важен. Такой урок поможет детям лучше ориентироваться в теме и находить предложения с несколькими пр...