« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения. Знакомство с авторскими знаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_urok_russkogo_yazyka.doc | 66.5 КБ |
luchshiy_urok_russkogo_yazyka.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.
Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения. Знакомство с авторскими знаками.
Цели по содержанию:
образовательная:
- познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;
- познакомить с понятием авторской пунктуации.
развивающая:
- научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;
-подготовка к ОГЭ.
воспитательная:
- увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание школьников;
- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
- содействовать развитию интереса к изучению русского языка через образцы художественной речи;
- обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Средства обучения: тетрадь, классная доска, тач-панель, отрывки из текстов художественных произведений, ученические сочинения, презентация.
Технология реализации:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-развитие критического мышления;
-дифференцированный подход к обучению;
-создание ситуации успеха на уроке
Оборудование: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова - Просвещение, 2014-2017г. (учебник), мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение).
Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.
Ход урока. СЛАЙД 2
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых (не) пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда(то),
А превратились в белых журавлей.
Р. Г. Гамзатов
1.Оргмомент.
Приветствие.
Записать число, классная работа.
- Прочитайте эпиграф. С какой темой будет перекликаться наш урок?
(С темой войны). СЛАЙД 3
-Более 74 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но человеческая память не дает забыть страшные события тех лет.
2.Синтаксическая пятиминутка. (В тетрадях). 4 мин
-Записать эпиграф урока в тетрадь ,раскрыв скобки;
-подчеркнуть грамматические основы;
-определить тип предложения и вид связи.
(СПП, подчинительный союз «ЧТО»,1-е предложение главное,2-е-
-Дайте общую характеристику ССП.
(Повествовательное,невосклицательное,СПП состоит из 2-х простых
предложений)
Задание по вариантам (каждый вариант записывает в тетрадь свое выполнение задания , затем- другого варианта при проверке): 3 мин
1 вариант. Дайте характеристику 1-му простому предложению в составе СПП.
2вариант.Дайте характеристику 2-му простому предложению в составе СПП.
(1-е предложение: односоставное, безличное ,распространенное;
2-е предложение :двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, однородными сказуемыми, соединенными союзом «И»).
Устный опрос. 4 мин
-Какой раздел русского языка изучаем? (Синтаксис).
-Какие синтаксические конструкции вы знаете?
(Словосочетание, предложение, текст)
-А знаки препинания в каком разделе изучаются? Какие функции знаки препинания выполняют?
(выделительную/разделительную/завершения )
К. Г. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». СЛАЙД 4
3.Практический блок 1 Списать. На слайде. 8 мин
- В отрывке из ученического сочинения ,посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию. Графически объяснить. СЛАЙД 5
В шкафу ,на полке, стоит в рамочке старая фотография. На ней мой прадед и моя прабабушка. Оба ,молодые и жизнерадостные. Оба счастливы : ведь к молодому командиру артдивизиона приехала на границу красавица жена с двумя детьми. На фото надпись: 11 июля 1941 года.
4.Изучение нового материала. 4 мин
1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.
— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?
— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?
(знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.
В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.)
5.Практический блок 2 Выписать СЛАЙД 6
8 мин
1) СП ,где знаки выполняют разделительную функцию.
2) СП, где знаки выполняют выделительную функцию.
Подчеркнуть грамматические основы ,определить тип предложения.
(2 ученика у доски)
(Слабые ученики выполняют упр. 54 на с. 31 по заданию: выписать предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания, опираясь на таблицу упр.53.)
(Предложения из ученического сочинения.)
1.Пройдёт всего 11 дней, и часть будет атакована немцами.
2.Поезд, который вёз её домой, шёл по захваченной территории.
3.Ей придёт извещение, где будет написано:« Пропал без вести».
4.Как страшно, когда идёт война, не щадящая никого и ничто.
5.Я смотрю на фотографию в книжном шкафу и думаю, что тоже расскажу уже своим детям об этом горе.
6.Я понимаю взрослых, которые плачут, когда смотрят фильмы о войне или слушают душевные военные песни.
-Какое предложение не выписали?(3) Почему?( Знаки препинания, выполняющие выделительную и разделительную функции).
6.Информационный блок 2 5 мин
(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)
- Прочитайте материал учебника об авторской пунктуации, стр. 31 – 32.
- Итак, что такое авторская пунктуация?
- Для чего она нужна?
- В каких текстах она встречается?
- Давайте рассмотрим предложение, в котором присутствуют авторские знаки препинания:
СЛАЙД 7
7. Практический блок 3 3 мин
(На доске проецируется слайд. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)
Окопы, окопы, —
Заблудишься тут. (А.Ахматова)
8.Подведение итогов урока 2 мин
-Какие функции выполняют знаки препинания в СП?
-Перечислите выделительные знаки препинания.
-Перечислите разделительные знаки препинания.
-Что такое авторская пунктуация?
-В каких текстах она чаще всего встречается?
- В чём вы видите особенности интонации сложного предложения?
-Закончить наш урок я хочу стихотворением ученицы 8 класса Дороговцевой Полины: 1 мин
День Победы.
Семьдесят пять лет мы в мире живем.
Нашу Победу мы бережем.
Прадеды жизни свои отдавали,
Чтобы мы больше войны не узнали.
Долгим, тяжелым путь был войны,
Но до Берлина всё же дошли.
И водрузили победный наш стяг
На их зловещий фашистский рейхстаг.
За каждую сотку земли воевали ,
И Родину нашу деды не отдали.
Знали они ,за что погибали.
И не жалели жизни своей:
За жен своих, матерей и детей.
Вечная память погибшим в боях
Будет храниться в наших сердцах.
А ветеранам сказать мы должны:
«Живите подольше - вы так нам нужны!
Правду чтоб о войне рассказать…»
Мы не должны это все забывать.
Низкий поклон вам за ваш героизм:
Вы победили проклятый фашизм!
СЛАЙД 8
9.Рефлексия. 1 мин
На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
Я думаю, что мог бы работать ….
За работу на уроке я ставлю себе оценку …..
10.Оценки за урок. 1 мин
11.Домашнее задание. 1 мин
1)выучить теоретический материал на с. 30—31, § 9,
2)упр. 54 или выписать из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» по 3 СП с выделительной и разделительной функцией;
Список использованной литературы:
- Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка.-М., 1988.
- Учебник по русскому языку для для 9 кл. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научн. Редактор – ак. Н.М. Шанский. – М., 2013. – 208 с.
- Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.
- Сочинение ученицы 8 класса Ломасовой Екатерины , муниципальный конкурс,2018г,Победитель(2 место).
- Стихотворение «День Победы» ученицы 8 класса Дороговцевой Полины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых (не) пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда(то), А превратились в белых журавлей. Р. Г. Гамзатов
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский
В шкафу ,на полке, стоит в рамочке старая фотография. На ней мой прадед и моя прабабушка. Оба ,молодые и жизнерадостные. Оба счастливы : ведь к молодому командиру артдивизиона приехала на границу красавица жена с двумя детьми. На фото надпись: 11 июля 1941 года.
1.Пройдёт всего 11 дней, и часть будет атакована немцами. 2.Поезд, который вёз её домой, шёл по захваченной территории. 3.Ей придёт извещение, где будет написано: « Пропал без вести». 4.Как страшно, когда идёт война, не щадящая никого и ничто. 5.Я смотрю на фотографию в книжном шкафу и думаю, что тоже расскажу уже своим детям об этом горе. 6.Я понимаю взрослых, которые плачут, когда смотрят фильмы о войне или слушают душевные военные песни.
Окопы, окопы, — Заблудишься тут. (А.Ахматова)
Рефлексия. На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) Я думаю, что мог бы работать …. За работу на уроке я ставлю себе оценку …..
Домашнее задание: 1)выучить теоретический материал на с. 30-31, § 9, 2)упр. 54 или выписать из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» по 3 СП с выделительной и разделительной функцией;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении"
конспект урока...
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)
Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...