« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Рыжкина Марина Викторовна

Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения. Знакомство с авторскими знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_urok_russkogo_yazyka.doc66.5 КБ
Office presentation icon luchshiy_urok_russkogo_yazyka.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.

Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения. Знакомство с авторскими знаками.

Цели по содержанию:

образовательная:

- познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

- познакомить с понятием авторской пунктуации.

развивающая:

- научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

-подготовка к ОГЭ.

воспитательная:

 - увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание школьников;

- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

- содействовать развитию интереса  к изучению русского языка через     образцы художественной речи;

- обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, тач-панель, отрывки из  текстов  художественных произведений, ученические сочинения, презентация.

Технология реализации:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-развитие критического мышления;

-дифференцированный подход к обучению;

-создание ситуации успеха на уроке

Оборудование: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова - Просвещение, 2014-2017г. (учебник), мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение).

Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.

Ход урока.                                                                                   СЛАЙД 2

                                                           

                                                            Мне кажется порою, что солдаты,

                                                            С кровавых (не) пришедшие полей,

                                                            Не в землю нашу полегли когда(то),

                                                            А превратились в белых журавлей.

                                                                                              Р. Г. Гамзатов

1.Оргмомент.

Приветствие.

Записать число, классная работа.

- Прочитайте эпиграф. С какой темой будет перекликаться наш урок?

(С темой войны).                                                                                   СЛАЙД 3

-Более 74 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но  человеческая память не дает забыть  страшные события тех лет.

2.Синтаксическая пятиминутка.      (В тетрадях).                               4 мин

-Записать эпиграф урока в тетрадь ,раскрыв скобки;

-подчеркнуть грамматические основы;

-определить тип предложения и вид связи.

(СПП, подчинительный союз «ЧТО»,1-е предложение главное,2-е-

-Дайте общую  характеристику ССП.

(Повествовательное,невосклицательное,СПП состоит из 2-х простых

предложений)

Задание по вариантам (каждый вариант записывает в тетрадь свое  выполнение задания , затем- другого варианта при проверке):            3 мин

1 вариант. Дайте  характеристику 1-му простому предложению в составе СПП.

2вариант.Дайте характеристику 2-му простому предложению в составе СПП.

 (1-е предложение: односоставное, безличное ,распространенное;

2-е предложение :двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, однородными сказуемыми, соединенными союзом  «И»).

Устный опрос.                                                                                       4 мин

-Какой раздел русского языка изучаем? (Синтаксис).

-Какие синтаксические конструкции вы знаете?

 (Словосочетание, предложение, текст)

-А знаки препинания в каком разделе изучаются? Какие функции знаки препинания выполняют?

(выделительную/разделительную/завершения )

К. Г. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».                     СЛАЙД 4

3.Практический блок 1 Списать.                                      На слайде.  8 мин

- В отрывке из ученического сочинения ,посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию. Графически объяснить.                                                                                      СЛАЙД 5

 В   шкафу ,на полке, стоит в рамочке старая  фотография. На ней мой прадед и моя прабабушка. Оба ,молодые и жизнерадостные. Оба счастливы : ведь к молодому  командиру артдивизиона приехала на границу красавица жена с двумя детьми. На фото надпись: 11 июля 1941 года.

 

4.Изучение нового материала.                                                               4 мин

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?

(знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.)

5.Практический блок 2    Выписать                                                   СЛАЙД 6

                                                                                                                   8 мин

1) СП ,где знаки выполняют  разделительную функцию.

2) СП, где знаки выполняют выделительную функцию.  

  Подчеркнуть грамматические основы ,определить тип предложения.                                                                                                                                          

 (2 ученика у доски)                                                                               

(Слабые ученики выполняют упр. 54 на с. 31 по заданию: выписать предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания, опираясь на таблицу упр.53.)

(Предложения из ученического сочинения.)

1.Пройдёт всего 11 дней, и часть будет атакована немцами.

2.Поезд, который вёз её домой, шёл по захваченной территории.

3.Ей придёт извещение, где будет написано:« Пропал без вести».

4.Как страшно, когда идёт война, не щадящая никого и ничто.

5.Я смотрю на фотографию в книжном шкафу и думаю, что тоже расскажу уже своим детям об этом горе.

6.Я понимаю взрослых, которые плачут, когда смотрят фильмы о войне или слушают душевные военные песни.

-Какое предложение не выписали?(3) Почему?( Знаки препинания, выполняющие выделительную и разделительную функции).

6.Информационный блок 2                                                                    5 мин

(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)

- Прочитайте материал учебника об авторской пунктуации, стр. 31 – 32.

- Итак, что такое авторская пунктуация?

- Для чего она нужна?

- В каких текстах она встречается?

- Давайте рассмотрим предложение, в котором присутствуют авторские знаки препинания:

                                                                                                           СЛАЙД 7

7. Практический блок 3                                                                          3 мин

(На доске проецируется слайд. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)

Окопы, окопы, —
Заблудишься тут. (А.Ахматова)

8.Подведение итогов урока                                                                   2 мин 

-Какие функции выполняют знаки препинания в СП?
-Перечислите выделительные знаки препинания.
-Перечислите разделительные знаки препинания.
-Что такое авторская пунктуация?

-В каких текстах она чаще всего встречается?
- В чём вы видите особенности интонации сложного предложения?

-Закончить наш урок я хочу стихотворением ученицы 8 класса Дороговцевой Полины:                                                                                                    1 мин                                                                                                                           

День Победы.

Семьдесят  пять лет мы в мире живем.

Нашу Победу мы бережем.

Прадеды жизни свои отдавали,

Чтобы мы больше войны не узнали.

Долгим, тяжелым  путь был войны,

Но до Берлина всё же дошли.

И водрузили победный наш стяг

На их зловещий фашистский рейхстаг.

За каждую сотку земли воевали ,

И Родину нашу деды не отдали.

Знали они ,за что погибали.

И не жалели жизни своей:

За жен своих, матерей  и детей.

Вечная память погибшим в боях

Будет храниться в наших сердцах.

А ветеранам сказать мы должны:

«Живите подольше - вы так нам нужны!

Правду чтоб о войне рассказать…»

Мы не должны это все забывать.

Низкий поклон вам за ваш героизм:

Вы победили проклятый фашизм!

                                                                                                            СЛАЙД 8

9.Рефлексия.                                                                                             1 мин

На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать ….

За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

10.Оценки за урок.                                                                                         1 мин

11.Домашнее задание.                                                                                   1 мин 
1)выучить теоретический материал на с. 30—31, § 9,

2)упр. 54 или выписать из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» по 3 СП с выделительной и разделительной функцией;

Список использованной литературы:

  1. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка.-М., 1988.
  2. Учебник по русскому языку для для 9 кл. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Научн. Редактор – ак. Н.М. Шанский. – М., 2013. – 208 с.
  3. Г. А. Бакулина. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Журнал “Русский язык в школе” №1 2002 г.
  4. Сочинение ученицы 8 класса Ломасовой Екатерины , муниципальный конкурс,2018г,Победитель(2 место).
  5. Стихотворение «День Победы» ученицы 8 класса Дороговцевой Полины.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г.о. Серпухов «Лучший урок русского языка» Рыжкина Марина Викторовна МБОУ СОШ №18 Тема урока:«Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.

Слайд 2

Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых (не) пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда(то), А превратились в белых журавлей. Р. Г. Гамзатов

Слайд 4

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский

Слайд 5

В шкафу ,на полке, стоит в рамочке старая фотография. На ней мой прадед и моя прабабушка. Оба ,молодые и жизнерадостные. Оба счастливы : ведь к молодому командиру артдивизиона приехала на границу красавица жена с двумя детьми. На фото надпись: 11 июля 1941 года.

Слайд 6

1.Пройдёт всего 11 дней, и часть будет атакована немцами. 2.Поезд, который вёз её домой, шёл по захваченной территории. 3.Ей придёт извещение, где будет написано: « Пропал без вести». 4.Как страшно, когда идёт война, не щадящая никого и ничто. 5.Я смотрю на фотографию в книжном шкафу и думаю, что тоже расскажу уже своим детям об этом горе. 6.Я понимаю взрослых, которые плачут, когда смотрят фильмы о войне или слушают душевные военные песни.

Слайд 7

Окопы, окопы, — Заблудишься тут. (А.Ахматова)

Слайд 8

Рефлексия. На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) Я думаю, что мог бы работать …. За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

Слайд 9

Домашнее задание: 1)выучить теоретический материал на с. 30-31, § 9, 2)упр. 54 или выписать из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» по 3 СП с выделительной и разделительной функцией;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...