Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА

Урок русского языка в 9 классе на тему:

«Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них»

                                                                   Подготовила и провела:

                                                           учитель русского языка и литературы

                                            Скидело О.С., II кв. категория

2011г.

Цель: закрепить и обобщить знания об обособленных второстепенных членах предложения; познакомить с обособлением  определений; отработать навык постановки знаков препинания при обособленном определении; развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: таблицы, портреты А.И. Куприна, И.С. Тургенева, С. И.Ожегова,  А.М. Пешковского.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.  Анализ «мудрых» мыслей.

Начнем наш урок с анализа высказываний великих людей о русском языке. Сегодня мы запишем слова А.И.Куприна и И.С.Тургенева.

Русский язык в  умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен.

(А.И.Куприн)

Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

(И.С.Тургенев)

─Что говорят писатели о русском языке?

─Чем осложнено каждое предложение? (обособленными членами)

- Давайте вспомним, что же означает слово «обособить».

«Толковый словарь» Ожегова:

ОБОСО́БИТЬ, -блю, -бишь; -бленный; сов.

1. кого (что). Выделить из общего, создав особое от других положение.

2. что. В грамматике: интонационно (на письме запятыми или тире) выделить какой-н. смысловой отрезок внутри предложения. О. определение.

| несов. обособлять, -яю, -яешь и обосабливать, -аю, -аешь.

| сущ. обособление, -я, ср.

   Беседа.

– Что такое обособление?

– Языковое средство обособления – …

– Кто ввел термин «обособленные члены предложения»?

– Какие члены предложения могут обособляться?

Как подчеркиваются обособленные члены?

– Что такое распространенные обособленные члены?

─А теперь скажите, зачем, почему  же обособляются второстепенные члены? (Они несут бОльшую смысловую нагрузку).

  1. Сообщение темы и целей урока.

 Вернемся ко второму нашему высказыванию.

Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

(И.С.Тургенев)

─ Назовите в этом предложении второстепенный обособленный член предложения. Это обособленное …. Чем оно выражено? Прочитайте это предложение так, чтобы все почувствовали , поняли, что это обособленный второстепенный член предложения. С помощью чего вы смогли это сделать (С помощью интонации.)

       ─Вот мы и подошли  к непосредственной теме урока. Тема: «Обособленные  

     определения. Выделительные знаки препинания при них».

     - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Какова наша цель? (При ответе не забываем пользоваться речевыми моделями). Правильно, сегодня мы

познакомимся с обособлением  определений; отработаем  навык постановки знаков препинания при обособленном определении; будем развивать навыки выразительного чтения.

Откройте тетради и запишите тему урока.

  1. Объяснение новой темы.

- Откройте учебник на стр. 137. Чем объединены все эти предложения? (Это предложения с прич. об.)

- Что такое п.о.? (причастие с зависимыми словами)

- Рассмотрите схемы, когда п.о. обособляется?

- Вернемся к нашим предложениям. Здесь изображены интонационные схемы. Что обозначает стрелочка, направленная вверх? Вниз? А вертикальная черта?

- Прочитайте в соответствии с интонационными схемами. Назовите причастия. А теперь оборот. В каком столбике п.о. являются обособленными? Почему?

- Потренируемся в постановке знаков препинания при п.о.

  1. Тренировочные упражнения.

   1. Запишем предложение:

Под крылом самолета проплывала нехоженая, дикая тайга.

─Найдите определения слова тайга.

─Выделите интонационно слова дикая, нехоженая. Поставьте эти определения после определяемого слова тайга.

─Добились ли вы при этом решения поставленной задачи?

─Какими средствами это достигнуто?

Другими словами, определения нехоженая и дикая мы обособили, т.е. выделили по смыслу при помощи интонации.

─Теперь давайте ответим на поставленный ранее вопрос: зачем обособлять второстепенные члены, в данном случае, определения?

Теперь запишем это предложение с обособленным членом и посмотрим, при помощи чего мы обособляем второстепенные члены на письме.

2. Чтобы вам лучше усвоить понятие «обособленные определения», выполним следующее задание.- Упр. 292.

- Чему будем учиться? + Выразительно читать предложения с обособленными причастиями (интонационно их выделять). Не забываем пользоваться алгоритмом.

При выделении причастного оборота учащиеся могут воспользоваться в случае необходимости алгоритмом.

Алгоритм выделения причастного оборота

1. Найти причастие.

2. Найти главное слово ().

3. Найти зависимые слова.

4. Если главное слово ( стоит перед причастием, то выделить оборот с двух сторон запятыми (в середине предложения) или с одной стороны (в конце предложения), вертикальными линиями, подчеркнуть как определение.

5. Если главное слово ( стоит после причастия, то причастный оборот не выделяется.

-Прочитайте 1 абзац, найдите сначала причастие. Спишите его. А теперь п.о. Схема.

- Каково ЛЗ слова  трассы? У вас на столе лежат ксерокопии из «Толкового словаря» Ожегова, прочитайте значение этого слова.

ТРА́ССА, -ы, ж.

1. Направление линии дороги, канала, трубопровода. Т. линии электропередачи. Провести путь по новой трассе.

2. Путь, дорога. Автомобильная т. Воздушная т. Горнолыжная т.

3. След, оставляемый в воздухе трассирующей пулей, ракетой, снарядом (спец.).

| прил. трассовый, -ая, -ое (спец.) и трассный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

- В каком значении использовано слово ТРАССЫ?

  1. А сейчас небольшой лингвистический эксперимент. Двойная роль обособленных определений.

─Однако, обособленные члены в предложении могут выполнять не только функцию второстепенных членов - определений, есть еще одна функция. Т.е. второстепенные члены в предложении выполняют две функции. Поможет нам в этом убедиться лингвистический эксперимент. 

─Запишем предложение:

Светила полная луна. Она указывала нам путь.

Изложите то же сообщение при помощи одного предложения.

Светила полная луна, указывающая нам путь.

Светила полная луна, указывая нам путь.

Анализ:

  1. Какие это предложения по цели высказывания?
  2. Что такое повествовательное предложение?
  3. Сколько сообщений содержится в 1-ом примере?
  4. Как выражены эти сообщения?
  5. Как выражено сообщение во 2-ом и 3-м примерах?
  6. Есть ли второе сообщение во 2-ом и 3-м примерах? Чем оно выражено?
  7. Какое из сообщений  во 2-ом и 3-м примерах можно считать основным, а какое второстепенным, добавочным?

─Мы пришли к выводу:

Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия выступают в качестве второстепенных сказуемых.

VII. Закрепление.

─Теперь, выполняя предложенные задания, постараемся еще раз повторить и закрепить все, что мы сегодня узнали нового.

      Перестройте данные предложения так, чтобы в них появились обособленные определения. Обратите внимание на изменение интонации.

Нависший над морем туман рассеялся.

На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви.

Теплый влажный ветер шевелил молодые листочки.

Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.

  1. Итог

- Что значит обособить? (Выделить интонационно и с помощью запятой.)

- Языковое средство обособления – …

Как подчеркиваются обособленные определения?

- Чем могут быть выражены обособленные определения?

– Что такое распространенные обособленные определения?

- Когда обосабливаются определения?

- Какие 2 фукции могут выполнять в предложении второстепенные члены (в том числе и определения)? (Они являются второстепенным членом и несут добавочное действие)

─А теперь скажите, зачем, почему  же обособляются определения? (Они несут бОльшую смысловую нагрузку).

Домашнее задание .  Упр 293 (2 абз.)

«Толковый словарь» Ожегова:

ОБОСО́БИТЬ, -блю, -бишь; -бленный; сов.

1. кого (что). Выделить из общего, создав особое от других положение.

2. что. В грамматике: интонационно (на письме запятыми или тире) выделить какой-н. смысловой отрезок внутри предложения. О. определение.

| несов. обособлять, -яю, -яешь и обосабливать, -аю, -аешь.

| сущ. обособление, -я, ср.

ТРА́ССА, -ы, ж.

1. Направление линии дороги, канала, трубопровода. Т. линии электропередачи. Провести путь по новой трассе.

2. Путь, дорога. Автомобильная т. Воздушная т. Горнолыжная т.

3. След, оставляемый в воздухе трассирующей пулей, ракетой, снарядом (спец.).

| прил. трассовый, -ая, -ое (спец.) и трассный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

- В каком значении использовано слово ТРАССЫ?

Алгоритм выделения причастного оборота

1. Найти причастие.

2. Найти главное слово ().

3. Найти зависимые слова.

4. Если главное слово ( стоит перед причастием, то выделить оборот с двух сторон запятыми (в середине предложения) или с одной стороны (в конце предложения), вертикальными линиями, подчеркнуть как определение.

5. Если главное слово ( стоит после причастия, то причастный оборот не выделяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

Урок русского языка в 7 классе. Тема:"Знаки препинания при деепричастном обороте".

Урок закрепления знаний по теме "Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Урок русского языка в 10 классе "Авторские знаки препинания"

Открытый урок проведен в рамках предметной недели после изучения темы "Пунктуация"....