Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методическая разработка занятия
«Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»
дисциплина «Русский язык»
Разработчик:
Букарова Ю. А., учитель
Санкт-Петербург
2018
Тема урока: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».
В русском языке много правил и много исключений из правил, поэтому наш язык один из самых сложных для изучения. Но, как правило, «справиться» с орфографической и с орфоэпической нормой для большинства носителей языка не составляет большого труда, чего нельзя сказать о норме пунктуационной. Ещё в начальных классах стоит объяснять ученикам, что не стоит ориентироваться на паузы учителя во время написания диктанта, не стоит ставить лишних запятых просто для украшения своей письменной речи, а ещё при чтении книг можно встретить необычную постановку знаков препинания – авторскую. К сожалению, часто складывается так, что к девятому, а то и к одиннадцатому классу, ученики прекрасно справляются с орфографическими правилами, но совершенно не владеют правилами русской пунктуации.
Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сложном предложении, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений и употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения.
В процессе урока предполагается составлять конспект и таблицы.
Цель урока: познакомить учеников с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения.
Задачи:
1) Образовательные:
- познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;
- познакомить с особенностями интонации сложного предложения;
- познакомить с понятием авторской пунктуации.
2) Развивающие:
- научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;
- уметь интонационно правильно читать сложные предложения.
3) Воспитательные:
- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
- содействовать развитию интереса к изучению русского языка;
- обогащать словарный запас учащихся.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова - Просвещение, 2014-2017г. (учебник), карточки с заданиями, медиапроектор.
Методы работы: слово учителя, беседа, наглядный метод.
Ход урока:
- Орг. Момент (1 мин.).
Приветствие учащихся.
- Проверка домашнего задания (6 мин.).
- Что было задано на дом?
- Упр. №51.
(Провести фронтальный опрос учащихся на знание орфографии и пунктуации, определение грамматической основы в предложениях. Правильный ответ на вопрос упражнения заключается в том, что предикативные части сложных предложений связаны между собой причастными оборотами, деепричастными оборотами и союзами).
- Актуализация материала (3 мин.).
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое сложное предложение (СП)?
(Предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ).
- Какие виды СП вы знаете?
(Сложносочинённые и сложноподчинённые).
- Какие средства связи СП вы знаете?
(Союзные и бессоюзные).
- Что может служить средством связи союзных предложений?
(Союзы, союзные слова и интонация).
- Что может служить средством связи бессоюзных предложений?
(Только интонация).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать сложное предложение, познакомимся с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения, рассмотрим интонацию сложного предложения.
4. Информационный блок 1 (10 мин.).
(На доске проецируется пунктуационный анекдот. Анекдот не окончен):
Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение, которое сильно сократило его расходы…
- Подумайте, как при помощи запятой человек смог значительно сократить свои расходы?
(При помощи переноса запятой).
(Вторая часть анекдота):
«Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
- Кроме этого анекдота, вам наверняка знакомы двусмысленные фразы…
(На интерактивной доске):
«Казнить нельзя помиловать»
«Снимаю порчу»
«Мама выезжает утром встречайте»
- Как постановка запятых повлияет на смысл данных высказываний?
- Давайте ещё раз посмотрим на слайд и подумаем, меняется ли интонация при разной постановке запятой в данных предложениях?
(Читаем вслух)
- Какие особенности изменения интонации?
- Меняется тон, голос, в речи по-иному выдерживаются паузы.
- Итак, все вы убедились, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.
- В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.
- Знаки препинания в сложных предложениях могут выполнять разделительную и выделительную функции.
(Составление таблицы в тетради):
Функции знаков препинания | |
разделительная | выделительная |
. , : ; … ? ! - | , - « » ( ) |
Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. | Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде. |
- Практический блок 1 (8 мин.)
- В отрывках из сказок Андерсена найдите и назовите знаки препинания, выполняющие выделительную/разделительную функцию.
(Задания для устной работы на карточках. Два варианта)
Карточка №1
На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. В нем сидела мамаша с четырьмя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, - они у них еще не успели покраснеть. Неподалеку от гнезда, на самом коньке крыши, стоял, вытянувшись в струнку и поджав под себя одну ногу, сам папаша; ногу он поджимал, чтобы не стоять на часах без дела. Можно было подумать, что он вырезан из дерева, до того он был неподвижен.
- Вот важно, так важно! - думал он. - У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!" И он продолжал стоять на одной ноге. (Г. Х. Андерсен «Аисты»)
Карточка №2
Болотница была дома; пивоварню посетили в этот день гости: черт и его прабабушка, ядовитая старушка. Она никогда не бывает праздною, даже в гости берет с собою какое-нибудь рукоделье: или шьет из кожи башмаки, надев которые человек делается непоседой, или вышивает сплетни, или, наконец, вяжет необдуманные слова, срывающиеся у людей с языка, - все во вред и на пагубу людям! Да, чертова прабабушка - мастерица шить, вышивать и вязать! Она увидала Инге, поправила очки, посмотрела на нее еще и сказала: «Да она с задатками! Я попрошу вас уступить ее мне в память сегодняшнего посещения! Из нее выйдет отличный истукан для передней моего правнука!» (Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»)
- Информационный блок 2 (5 мин.)
(Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника)
- Прочитайте материал учебника об авторской пунктуации, стр. 31 – 32.
- Итак, что такое авторская пунктуация?
- Для чего она нужна?
- В каких текстах она встречается?
- Давайте рассмотрим несколько слайдов с предложениями, в которых встречаются авторские знаки препинания?
6. Практический блок 2 (8 мин.)
(На доске проецируются слайды. Ищем авторские знаки препинания. Устно анализируем, какой смысл передал автор тем или иным знаком, что особенного даёт такой знак в предложении. Закрепляем основную тему урока – находим выделительные и разделительные знаки препинания.)
Слайд №1
Сколько раз — он и я — по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам, в самый полдень.. .в непрерывности беседы и ходьбы - часами - летами - всё вверх, всё вверх. (Цветаева)
Слайд №2
Мать — не плакала. (Горький)
Слайд №3
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой — одно. (Б. Пастернак)
Слайд №4
Окопы, окопы, —
Заблудишься тут. (А.Ахматова)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
- Какие функции выполняют знаки препинания в СП?
- Перечислите выделительные знаки препинания.
- Перечислите разделительные знаки препинания.
- Что такое авторская пунктуация?
- В каких текстах она чаще всего встречается?
- В чём вы видите особенности интонации сложного предложения?
- Домашнее задание (1 мин.)
стр. 31, упр. 54.
Сетевые ресурсы:
- Русский язык. Поурочные разработки. URL: https://prosv.ru/_data/assistance/121/6b950431-0085-11e1-a0f7-001018890642.pdf Дата обращения: 28.10.18.
- Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. URL: https://videouroki.net/video/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.html Дата обращения: 22.10.18.
- Открытый урок. "Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные". URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/10/otkrytyy-urok-printsipy-russkoy-punktuatsii-znaki Дата обращения: 28.10.18.
- Большой вопрос.ru. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/304901-kaznit-nelzja-pomilovat-kakie-est-analogichnye-frazy-o-punktuacii.html Дата обращения: 25.10.18.
- 14 цитат и фраз о знаках препинания. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4996509/post316280501 Дата обращения: 28.10.18.
- Сказки Ганса Христиана Андерсена. URL: http://narodstory.net/andersen.php Дата обращения: 28.10.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
•Я знаю ? В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.•Служить бы рад ? Прислуживаться тошно.•Страшная мысль мелькнула в уме моём ? Я вообразил её в руках разбойников.•Неприятельское судно шло втро...
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Конспект урока русского языка, проведенного в 9 классе...
« Разделительные и выделительные знаки препинания». 9 класс.
Дидактическая цель: Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением зна...
Конспект урока ( введение нового материала) по теме " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения ", 9 класс
Конспект урока в соответствии с ФГОС ООО...
КАРТОЧКА ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 11 КЛАСС (ПО РОМАНУ «МЫ» Е.ЗАМЯТИНА)
Карточка "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" для учащихся 11 класса по роману Е.Замятина "Мы"....