Рабочая программа.Русский язык. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ФГОС с указанием УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса является частью Образовательной программы ГБОУ СОШ и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»)
- примерная программа по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.(Издательство «Учитель», г.Волгоград, 2016г.).
- учебный план ГБОУ СОШ на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ на 2016-2017 учебный год на изучение русского языка отводится 3 недельных часа, соответственно - 136 часов за 34 учебных недели. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Русский язык. 9кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская [ и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2017
Цели обучения:
Курс русского языка 9 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности ; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
В программе учитывается, что преподавание русского языка имеет специальные и общепредметные задачи.
- 1. Специальные задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
- Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Содержание программы.
1.Введение
О языке. Русский язык – национальный язык русского народа.
2.Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах
Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика.. Р.Р. Повторение: типы и стили речи. Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование. Повторение изученного: морфология и синтаксис. Повторение изученного: орфография и пунктуация
3.Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
Сложное предложение.. Типы сложных предложений и средства связи. Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом
4.Сложноподчиненное предложение
Понятие о сложноподчиненном предложении.. Виды сложноподчиненных предложений. Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях.
5.Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Значение бессоюзного сложного предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
6.Сложные предложения с различными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи,. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
7.Повторение изученного
Промежуточный контроль освоения программы осуществляется в форме:
- контрольные работы ( 1-2 за четверь);
- проверочные работы ( 1-2 в неделю)
- диагностические работы ( каждый месяц)
- словарные диктанты ( 1 в неделю)
Результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
Требования к уровню усвоения предмета.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого обращения;
-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
-нормы речевого этикета;
УМК:
Для учащихся:
- Русский язык. 9 кл., учебник, Разумовская М.М., С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. Разумовской М.М., П.А.Леканта, 8-е, стереотипное, М., Дрофа, 2018.
- Егораева Г.Т., Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2015.
Для учителей:
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.-
2-е изд.,М,: дрофа, 2011
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 класс. М.: Просвещение, 2016 г.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. М.: Просвещение, 2015г.
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб., отд. изд-ва «Просвещение», 1994, 271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др., М., Рус.яз., 1994, с. 586.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- http://nsportal.ru/- социальная сеть работников образования
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
Для учащихся на уроках используются:
А. таблицы демонстрационные, служащие для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения, могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала.
В. словари и энциклопедии, поддерживающие качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса, являющиеся универсальным источником информации для школьника и учителя.
Г. средства ИКТ, презентации к урокам, демонстрируемые при помощи персонального компьютере и проектора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русская словесность 6 класс
Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана на основе программы основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательной школ...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс
Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс (17 часов)...
Рабочая программа_Русский родной_5 класс
Рабочая программа_Русский родной_5 класс...
Рабочая программа "Русский родной язык" 8 класс
Программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Од...
Рабочая программа " Русский родной язык"
Раздел I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»Личностныепонимание родного языка как одной из основных национально-культ...