Рабочая программа_Русский родной_5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Середа Светлана Валерьевна

Рабочая программа_Русский родной_5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_rodnoy_5b.docx221.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»

городского округа Рошаль Московской области

C:\Users\Анастасия\Desktop\2020-2021 учебный год\ПРОГРАММЫ\На программы.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

(базовый уровень)

РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)

5 Б класс

2020-2021 учебный год

1 час в неделю (всего 35 часов)

Составил

учитель русского языка и литературы  

Середа Светлана Валерьевна

г.о. Рошаль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5 Б класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • с рекомендациями Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 с.);
  • с учётом целей и задач Образовательной программы МОБУ Лицея.

Программа также рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ по варианту 6.1, что соответствует разделам АООП ООО  (вариант 6.1).

Цели и задачи учебного предмета

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой, о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Личностные результаты

Обучающийся научится:

- пониманию русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремлению к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- владению всеми видами речевой деятельности;

- адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения;

- владению разными видами чтения;

- способности извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров;

- овладению приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умению вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- умению воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- владению различными видами монолога и диалога;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

- способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- соблюдению основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- способности использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

- взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- участию в спорах, обсуждениях;

- овладению национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- речевому самосовершенствованию;

- формированию ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Предметные результаты

Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

- объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

-понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

- понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

- объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита;

- распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

- распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

- распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

- распознавать крылатые слова и выражения из русских народных илитературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;

- объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;

- понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

- распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;

- распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;

- понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

- понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.

«Культура речи»:

- различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

- анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

- определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

- различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

- различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

- различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

- соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;

- соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

- соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

- использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;

- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

- анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;

- создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

- участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

- владеть приёмами работы с заголовком текста;

- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;

- создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

- анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

- анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

- владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

- знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Содержание учебного предмета (35 часов)

Раздел 1. Язык и культура (10 ч)

Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина  девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабойБабарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п., лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов; змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости — в тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена,входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Раздел 2. Культура речи (9 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить  парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм  кинокартина  кино  кинолента; интернациональный  международный; экспорт — вывоз; импорт — ввоз; блато — болото; брещи  беречь; шлем — шелом; краткий — короткий; беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русскоголитературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища); образа (иконы) — образы (литературные); меха (выделанные шкуры) — мехи (кузнечные); соболя (меха) — соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари  токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).

Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степенивоспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (16 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами.

Тематическое планирование(1 час в неделю, всего 35 часов)

Тема

Содержание

Количество часов

Язык и культура

Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.Язык как зеркало национальной культуры.Слова и устойчивые сочетания. Метафоры общеязыковые и художественные. Русские имена.

10

2.

Культура речи

Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками.

9

3.

Речь. Текст

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

16

Всего:

35

                                                                          C:\Users\Uzerr\Downloads\Рамка Рассмотрено, согласовано.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык 6 класс

Планирование составлено учителем русского языка и литературы  МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной,   на основе рабочей программы  2 вида по русскому языку, утвержденной 30...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс

Рабочая программа. Русский язык, 6 класс...

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс

Рабочая программа. Русский язык, 5 класс...

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...