Рабочая программа " Русский родной язык"
рабочая программа по русскому языку

Туратпаева Жанар Лагукасовна

          Раздел I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Личностные

  • понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке;
  • освоение базовых понятий лингвистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_rodnoy_yazyk_.doc665.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Раздел I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Личностные

  • понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке;
  • освоение базовых понятий лингвистики.

Предметные

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  • расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.

Ученик научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарямии другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить;

- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

- характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемныйсостав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности иосновные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, атакже служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Ученик  получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе

и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

                                                                 

                                                             Раздел II.  Содержание учебного предмета  ( 2 класс)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (35 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1)         слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,

ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2)         слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;

3)         слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).

Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (28ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (33ч)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение

диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:        формы обращения;

использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:            развёрнутый ответ, ответ-добавление (на

практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;

повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Повторение – 4ч.

Резерв учебного времени - 2 ч.

  3 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее  ( 29ч)

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой);

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром).

Раздел 2. Язык в действии(25 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Раздел 3. Секреты речи и текста(39+5ч)

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Повторение (4 ч)

  4 класс

                                                               

  • Русский язык: прошлое и настоящее (33 часов)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

  • Язык в действии (26 часов)

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.

  • Секреты речи и текста (40 часов)

Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.

Резервные уроки- 3

                                                                                           5 класс

 

                                                                        Раздел 1. Язык и культура(31 часов)

Русский язык —  национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык —  язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово  как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета  и т. п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина — девушка, тучи —  несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-царевич, сивка-бурка, жар-птица  и т. п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везет; по  щучьему веленью; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой  и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.  Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня —  об изнеженной, избалованной девушке;  сухарь —  о сухом, неотзывчивом человеке;  сорока —  о болтливой женщине и т. п.,  лиса — хитрая для русских, мудрая для эскимосов;  змея — злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости —  в  тюркских языках и т. п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску.

Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение.

Раздел 2. Культура речи(27 часов)

Основные орфоэпические нормы  современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.     Омографы: ударение как маркер смысла слова: пАрить —  парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, до[жд]ём — до[ж’ж’]ём и т. п.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая терапия).

 Роль звукописи в художественном тексте.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щеки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.  

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.  Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистическая окраска слова (книжная, нейтральная‚ разговорная, просторечная); употребление имён существительных, прилагательных, глаголов в речи с учетом стилистических норм современного русского языка (кинофильм —  кинокартина —  кино —  кинолента;  интернациональный — международный;  экспорт —  вывоз;  импорт —  ввоз;  блато —  болото; брещи —  беречь;  шлем —  шелом;  краткий —  короткий;  беспрестанный — бесперестанный; глаголить — говорить — сказать — брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.  Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложносоставных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями  -а(-я),  -ы(и)‚ различающиеся по смыслу:  корпуса  (здания, войсковые соединения) —  корпусы  (туловища);  образа  (иконы) —  образы (литературные);  меха  (выделанные шкуры) —  мехи  (кузнечные);  соболя (меха) —  соболи  (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари —  токаря, цехи — цеха, выборы — выбора, тракторы — трактора и др.).  

Речевой этикет.  Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском

речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и  неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст(44час)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность,  чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.  

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

 Функциональные разновидности языка. Функциональные разновидности языка.  

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.   Публицистический стиль. Устное выступление.

                                                                                                    6 класс

 

Раздел 1. Язык и культура(33 ч.)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

 

Раздел 2. Культура речи(36ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст(33 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности      

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговый урок

8 класс

 

Раздел 1. Язык и культура (34 ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.

Раздел 2. Культура речи (34 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична-инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕̕] и [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр – обоих братьев).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка. Речевая агрессия.

Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (34 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т. д.

Раздел III. Календарно-тематическое планирование по русскому родному языку

                                                                                  2 класс.

Наименование раздела

Тема

Кол-во

часов

Дата

Планир.

Фактич.

1.

Русский язык: прошлое и настоящее-35ч.

По одёжке встречают.

1

 

2.

 

Из истории языка и культуры: Значение слов: рубить и рубль.

1

 

3.

 

Одежда и обувь в прошлом

1

 

4.

 

Значение слов: матроска, бескозырка

1

 

5.

 

Значение слов: платок и платье

1

 

6.

 

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1

 

7.

 

Значение слов: калач и бублик

1

 

8.

 

Значение слов: ватрушка и коврижка

1

 

9.

 

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

 

10.

 

Значение слова: похлебка и щи

1

 

11.

 

Пословица « Профессор кислых щей»

1

 

12.

 

Каша – кормилица наша. Из чего делали кашу?

1

 

13.

 

Значение слова: полба.

1

 

14.

 

Что ели в старину: какие слова сохранились до нашего времени.

1

 

15,16

 

Любишь кататься, люби и саночки возить.

2

 

17

 

Значение слов: сани, салазки, полозья.

1

 

18.

 

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

1

 

19.

 

Делу время, потехе час.

1

 

20,21

 

Детские игры  и игрушки.

2

 

22

Значение слов; бирюльки

1

23.

 

В решете воду не удержишь.

1

 

24-26

 

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью.

3

 

27,28

 

Самовар кипит, уходить не велит.

2

 

29.30

 

Слова, связанные с традицией русского чаепития.

2

 

31,32

 

Орфографический и пунктуационный практикум

2

 

33.34

 

Проект  «Почему это так называется?»

2

 

35

Язык в действии-28ч.

Помогает ли ударение различать слова?

1

 

36

 

Помогает ли ударение различать слова?

1

 

37

 

Смыслоразличительная роль ударения.

1

 

38

 

Смыслоразличительная роль ударения.

1

 

38.39

 

Для чего нужны синонимы?

2

 

40

 

Синонимы в русских сказках

1

 

41,42

 

Для чего нужны антонимы?

       2

 

43.44

 

Как появились пословицы и фразеологизмы?

2

 

45.46

 

Старинные меры длины

2

 

47

 

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

1

 

48,49

 

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

2

 

50

 

Мудрость в пословицах

1

 

51,52

 

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

2

 

53.54

 

Как можно объяснить значение слова?

2

 

55

 

Разные способы толкования значения слов.

1

 

56

 

Разные способы толкования значения слов.

1

 

57

Разные способы толкования значения слов

1

58,59

 

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

2

 

60,61

 

Сказочные слова и выражения

2

 

62

 

Практическая  работа  «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

 

63

 

Практическая  работа  «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

1

 

64,65

Секреты речи и текста-33 ч.

Учимся вести диалог.

2

 

66.67

 

Разговор с мамой

2

 

68,69

 

Разговор с другом

2

 

70

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

1

 

71

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

1

 

72

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

1

 

73

 

Кто такой монал?

1

 

74

 

Значение слова: тужить.

     1

 

75,76

 

Значение слов: валежина и листобой

     2

 

77

 

Устанавливаем связь предложений в тексте.

   1

 

78

 

Устанавливаем связь предложений в тексте.

1

 

79

Устанавливаем связь предложений в тексте

1

80,81

 

Значение слов: дрессировка, дрессировщик

2

 

82

 

Театр В.Л.Дурова

1

 

83,84

 

Связь предложений в тексте.

2

 

85,86

 

Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

2

 

87,88

 

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст.

2

 

89,90

 

Как возникло выражение "тянуть канитель"

2

 

91,92

 

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст.

2

 

93

 

Создание текстов-повествований.

1

 

94

 

Создание текстов-повествований.

1

 

95

Создание текстов-повествований.

1

96

 

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году?».

1

 

97

Повторение 4 часа

Повторение. Секреты речи и текста

1

98

Повторение. Секреты речи и текста

1

99,100

Итоговая проверочная работа

2

101

Резервные дни

1

 

102

 

Резервные дни

1

 

                                                                                   

  3 класс.

№ урока

Тема урока

Дата

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее ( 29ч)

       1

1.Где путь прямой, там не езди по кривой. Россказни

      2

2.Где путь прямой, там не езди по кривой. Русские пословицы и поговорки

      3

3.Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

     4

4. Входной контрольный диктант

     5

5.Работа над ошибками.

     6

6.Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Пословицы и поговорки о дожде

      7

7.Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Местные и диалектные слова

      8

8.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Слова, называющие природные явления

      9

9.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги

     10

10.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Лексическое значение слов: иней, изморозь, куржак

     11

11.Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра

     12

12.Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления

     13

13.Какой лес без чудес. Образные названия растений

     14

14.Какой лес без чудес. Восстановление пропущенных слов в тексте

     15

15. Дело мастера боится. Профессии

     16

16.Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей

     17

17.Дело мастера боится. Историзмы и архаизмы профессий

     18

18. Пословицы и поговорки по теме: «Дело мастера боится»

      19

19.Заиграйте, мои гусли...Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры

     20

20.Заиграйте, мои гусли...Лексическое значение слова

   21-22

21.Что ни город, то норов.Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

      23

22.Что ни город, то норов. Герб города

24-25

23.Что ни город, то норов. Составление устного рассказа о городах по плану

26-27

24.У земли ясно солнце, у человека-слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

28-29

25. У земли ясно солнце, у человека-слово. Сравнения, эпитеты в устной и письменной форме

Секреты речи и текста (5 ч)

   30

1.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (подготовительный этап)

    31

2.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (сбор информации)

    32

3.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (Оформление проекта)

    33

4.Презентация проектных работ по теме: «Откуда в русском языке это слово?»

     34

5.Презентация проектных работ по теме: «Откуда в русском языке это слово?»

Язык в действии (25 ч)

35-36

1.Для чего нужны суффиксы? Многообразие суффиксов как специфика русского языка

37-38

2.Для чего нужны суффиксы? Образование родственных имен существительных с помощью суффиксов

39-40

3.Для чего нужны суффиксы? Составление устного рассказа по картине

    41

4.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Специфика грамматических категорий русского языка

     42

5.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? Род имен существительных в других языках

43-44

6.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

   45

7.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?Существительные, имеющие только форму единственного числа

    46

8.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?Существительные, имеющие только форму множественного числа

47-48

9.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Упражнения в изменении имен существительных по числам

49-50

10.Как изменяются имена существительные во множественном числе?Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

51

11.Как изменяются имена существительные во множественном числе? Форма родительного падежа множественного числа

52-53

12.Как изменяются имена существительные во множественном числе? Несклоняемые имена существительные

54-55

13.Зачем в русском языке такие разные предлоги?Нормы правильного и точного употребления предлогов

56-57

14.Зачем в русском языке такие разные предлоги? Замена имен существительных с предлогами местоимениями

58-59

15.Творческая проверочная работа по теме: «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

Секреты речи и текста (39ч)

60-61

1.Работа над ошибками. Создаём тексты-рассуждения. Характерные признаки текста-рассуждения

62-63

2.Создаём тексты-рассуждения. Структура текста- рассуждения

64-65

3.Создаём тексты-рассуждения. Аргументы текста-рассуждения

66-67

4.Создаём тексты-рассуждения. Составление продолжения текста

68-69

5. Развитие речи. Изложение текста-рассуждения «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву

70-71

6.Развитие речи. Редактирование текста изложения «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву

72-73

7.Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности абзацев в тексте К.Паустовского

74-75

8.Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности предложений в текстеГ.Скребицкого «Белая шубка»

76-77

9.Учимся редактировать тексты. Восстановление порядка предложений в тексте Г.Скребицкого «Весенний денек»

78-79

10.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Г.Скребицкого «Весна»

80-81

11.Учимся редактировать тексты. Порядок предложений в текстах

82

12.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Д.Шеварова «Осень»

83

13.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста М.Пришвина «Лесная колокольня»

84-85

14.Учимся редактировать тексты. Упражнения в редактировании текстов

86-87

15.Проверочная работа по теме:« Редактирование текста»

88-89

16.Создаём тексты-повествования. Структура текста

  90-91

17.Создаём тексты-повествования.Создание текстов-повествований о путешествии по городам

92

18.Создаём тексты-повествования. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

      93

19.Создаём тексты-повествования. связанных с народными промыслами

 94-95

20. Итоговый творческий проект за курс 3 класса

96

21.Представление проектных заданий по теме: «Секреты речи и текста»

97 98

22.Мини-сочинение по теме: «Как понять смысл пословицы»

Повторение (4 ч)

99100

1.Повторение по теме: «Типы текстов»

101,102

Резервные уроки

                               

                                                                                  

                                                                                               

  4 класс.

 п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

                Дата

 План                  Факт

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 33 часов

1-2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

2

3-5

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

3

6.7

Проект «  История школьных  принадлежностей»

2

8.9

Вся  семья вместе, так и душа на месте. 

3

10

Слова, называющие родственные отношения (мама, папа, брат, сестра).

1

     11

Слова, называющие родственные отношения (мачеха, отчим, пасынок).

1

   12.13

Р/р  Сочинение « Моя семья».

2

14-16

Красна сказка складом, а песня ладом. 

3

17.18

Слова. связанные с чувствами и  качествами людей.

2

19

Эпитет как средство выразительности речи.

1

20-22

Красное словцо не ложь.

3

23.24

Фразеологизмы и пословицы о животных и людях

2

25

Обобщение по разделу «Красное словцо не ложь»

1

26-28

Язык  языку  весть подаёт. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. 

3

    29.30

Русские слова в языках других народов Проект «Русские слова в языках других народов»

2

31

Знакомство с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова

1

32.33

Обобщение по разделу «Язык языку весть подаёт»

2

Раздел 2. Язык в действии – 26 часов

34-37

Трудно ли образовывать формы глагола? 

4

   38.39

Глагол (обобщение)

2

40,41

Проверочная работа. Работа над ошибками

2

42-45

Можно ли об одном и том же сказать по- разному? 

4

46,47

Проект «История вежливых слов»

2

48.49

Слова очень нужные и очень важные. Обобщение по разделу.

2

50-53

Как  и когда появились знаки препинания? 

4

54-55

Учимся ставить знаки препинания.

2

56.57

Проверочная работа по разделу. Работа над ошибками

2

58.59

Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по – разному?»

2

Раздел 3. Секреты речи  и текста – 40 часов

60-63

Задаём вопросы в диалоге. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

3

64.65

Обобщение по разделу.

2

66-69

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Особенности озаглавливания текста.

4

70,71

Обобщение по разделу.

2

72.73

Проверочная работа по разделу. Работа над ошибками

2

74-77

Учимся составлять план текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

4

78,79

Проверочная работа по разделу. Работа над ошибками

2

80-83

Учимся пересказывать текст. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста

4

84

Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл»

1

85-87

Учимся оценивать и редактировать тексты. 

3

88-89

Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам.

2

90.91

Обобщающий урок по разделу

2

92.93

Проверочная работа. Работа над ошибками

2

94.95

Обобщающий урок. Игра «Путешествие по галактике “Родной язык”»

2

96,97

Проверка знаний и умений

2

98.99

Итоговое занятие

2

100-

102

Резервные уроки

3

                                                                                 

                                                                                          5 класс

 

Тема урока

Кол.во  часов в теме

                          Дата

     План                                Факт

Язык и культура 31 часа

1

Наш родной русский язык

1

2

Наш родной русский язык

1

3.

Наш родной русский язык

1

4.

Из истории русской письменности

1

5.

Из истории русской письменности

1

6.

Из истории русской письменности

1.

7.

Из истории русской письменности

1.

8.

Язык-волшебное зеркало мира и национальной культуры

1

9.

Язык-волшебное зеркало мира и национальной культуры

1

10.

Язык-волшебное зеркало мира и национальной культуры

1

11.

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды

1

12.

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды

1

13.

История в слове: наименование традиционного русского быта

1

14

История в слове: наименование традиционного русского быта

1

 

15.

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

16.

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

17.

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

18.

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

19.

Живое слово русского фольклора

1

20

Живое слово русского фольклора

1

 

21

Живое слово русского фольклора

1

22

Живое слово русского фольклора

1

23

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1

24

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1

 

25

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1

26

О чем могут рассказать имена людей и название городов

1

 

27

О чем могут рассказать имена людей и название городов

1

28

О чем могут рассказать имена людей и название городов

1

29

Проверочная работа№1

1

 

30

Проверочная работа№1

1

31

Анализ проверочной работы

1

Культура речи 27 часа

32

Современный русский литературный язык

1

33

Современный русский литературный язык

1

 

34

Современный русский литературный язык

1

35

Современный русский литературный язык

1

36

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

1

 

37

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

1

38

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

1

39

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

1

 

40

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1

 

41

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1

42

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1

43

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

1

 

44

Стилистическая окраска слова

1

45

Стилистическая окраска слова

1

46

Стилистическая окраска слова

1

 

47

Стилистическая окраска слова

1

48

Речь правильная. Основные грамматические нормы

1

 

49

Речь правильная. Основные грамматические нормы

1

50

Речь правильная. Основные грамматические нормы

1

 

51

Речь правильная. Основные грамматические нормы

1

52

Речевой этикет. Нормы и традиции.

1

 

53

Речевой этикет. Нормы и традиции.

1

54

Речевой этикет. Нормы и традиции

1

55

Речевой этикет. Нормы и традиции.

1

 

 

56

Проверочная работа№2

1

 

57

Проверочная работа№2

1

58

Анализ проверочной работы

1

Текст 44 часа

59

Язык и речь

1

60

Язык и речь

1

61

Язык и речь

1

62

Средства выразительности устной речи

1

63

Средства выразительности устной речи

1

64

Средства выразительности устной речи

1

65

Формы речи: монолог и диалог

1

66

Формы речи: монолог и диалог

1

 

67

Текст и его строение

1

 

68

Текст и его строение

1

 

69

Текст и его строение

1

70

Композиционные особенности описания ,повествования, рассуждения

1

 

71

Композиционные особенности описания ,повествования, рассуждения (СИ)

1

72

Композиционные особенности описания ,повествования, рассуждения

1

73

Средства связи предложений и частей текста

1

 

74

Средства связи предложений и частей текста

1

75

Средства связи предложений и частей текста

1

76

Функциональные разновидности языка

1

 

77

Функциональные разновидности языка

1

78

Функциональные разновидности языка

1

79

Разговорная речью Просьба, извинение

80

Разговорная речью Просьба, извинение.

1

 

81

Официально-деловой стиль.

1

 

82

Официально-деловой стиль.

1

83

Официально-деловой стиль.

1

84

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1

85

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1

 

86

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1

87

Публицистический стиль. Устное выступление

1

 

88

Публицистический стиль. Устное выступление

1

89

Публицистический стиль. Устное выступление

1

90

Язык художественной литературы. Литературная сказка.

1

91

Язык художественной литературы. Литературная сказка.

1

92

Язык художественной литературы. Рассказ

1

93

Язык художественной литературы. Рассказ.

1

94

Особенности языка фольклорных текстов.

1

95

Особенности языка фольклорных текстов.

1

96

Особенности языка фольклорных текстов.

1

 

97

Особенности языка фольклорных текстов

1

98

Проверочная работа№3

1

 

99

Проверочная работа№3

1

100

Анализ проверочной работы

1

101

Резерв

1

 

 

102

Резерв

1

 

 

 

 

                                                                                        

 6 класс.

 

                                 Тема урока

Кол-во часов

           Дата проведения

    План

         Факт

Раздел 1. Язык и культура (33 ч.)

1,2

Краткая история русского родного языка

2

 

 

3,4

Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка

2

 

 

5,6

Диалекты

2

 

 

7-9

Орфографический и пунктуационный практикум

3

 

 

10,11

Лексические заимствования

2

 

 

12,13

Особенности освоения иноязычной лексики.

2

 

 

14-16

Орфографический и пунктуационный практикум

3

 

 

17.18

Современные неологизмы

2

 

 

19,20

Составление проекта

2

 

 

21-23

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

3

 

 

24,25

Современные фразеологизмы

2

 

 

26-28

Составление проекта

3

 

 

29,30

Повторение по теме «Язык и культура»

2

 

 

31-33

Проверочная работа по теме «Язык и культура»

3

 

 

Раздел 2. Культура речи (36ч.)

34-36

Стилистические особенности произношения и ударения

3

 

 

37,38

Нормы произношения отдельных грамматических форм

2

 

 

39,40

Синонимы и точность речи

2

 

 

41-43

Сочинение – описание на тему «Осенний день»

3

 

 

44,45

Антонимы и точность речи

2

 

 

46.47

Лексические омонимы и точность речи

2

 

 

48.49

Особенности склонения имен собственных

2

 

 

50.51

Проект на тему» Происхождение фамилий».

2

 

 

52,53

Нормы употребления имен существительных

2

 

 

54-56

Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений

3

 

 

57-59

Орфографический и пунктуационный практикум

3

 

 

60.61

Речевой этикет

2

 

 

62,63

Сочинение – рассуждение на тему «Воспитанный человек – это…»

2

 

 

64.65

Повторение по теме «Культура речи»

2

 

 

66,67

Проверочная работа по теме «Культура речи». Работа над ошибками

2

 

 

68.69

Промежуточная аттестация Работа над ошибками

2

 

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (33 ч.)

70,71

Текст. Эффективные приёмы чтения

2

 

 

72,73

Текст как единица языка и речи

2

 

 

74

Этапы работы с текстом

1

 

 

75,76

Подробное изложение текста

2

 

 

77

Тематическое единство текста

1

 

 

78-79

Проект «Моя любимая книга»

2

 

 

80,81

Тексты описательного типа

2

 

 

82-83

Анализ теста

2

 

 

84

Функциональные разновидности языка

1

 

 

85-86

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

2

 

 

87-89

Проект на тему «Исторические памятники Кимжи», « История названия»

3

 

 

90,91.

Учебно-научный и публицистический стили языка

2

 

 

92-93

Проект «Города герои», «Города воинской славы».

2

 

 

94,95

Научное сообщение. Устный ответ

2

 

 

96

Виды ответов

1

 

 

97-98

Повторение и обобщение пройденного материала за курс 6 класса.

2

 

 

99-100

Итоговая контрольная работа

2

 

 

 101-102

Резервные уроки

 

 

 

 

                                         

                                                                                                 

                                                                                                  8 класс.

Тема урока

Кол-во часов

               Дата

План

Факт

Язык и культура (34ч.)

1-2

Исконно русская лексика и ее особенности

2 ч.

3-4

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

2ч.

5-6

Фонетические приметы старославянизмов

2 ч.

7-8

Номинативная функция старославянизмов

2ч.

9

Экспрессивная функция старославянизмов

1 ч.

10-11

Р.Р. Сочинение-рассуждение о роли старославянизмов в развитии русского литературного языка (по упр.24)

2 ч.

12-13

Иноязычные слова в разговорной речи

2ч.

14-15

Ранние иноязычные заимствования

2ч.

16-17

Поздние иноязычные заимствования

2 ч.

18-19

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности

2 ч.

20-21

Вежливость и этикет. Правила речевого поведения.

2 ч.

22-23

Формулы речевого этикета

2 ч.

24-25

Проявление форм речевого этикета у разных народов

2 ч.

26-27

Р.Р. Устное сообщение на одну из выбранных тем

2 ч.

28-29

Русский человек в обращении к другим

2 ч.

30-31

Национально-культурные особенности русского речевого общения

2 ч.

32

Табель о рангах. Формы обращения к чинам каждого класса

1 ч.

33-34

Контрольная работа по теме «Этикет»

2ч.

Культура речи (34 ч.)

35-36

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи

2 ч.

37-38

Историческая основа русского литературного произношения

2 ч.

39-40

Тенденция развития русского литературного произношения

2 ч.

41-42

Контрольная работа на знание орфоэпических норм

2 ч.

43-44

Нормы употребления терминов

2ч.

45-46

Терминологическая система

2 ч.

47-48

Функция терминов в тексте

2ч.

49-50

Переносное значение терминологического сочетания

2 ч.

51-52

Трудные случаи соглосования в русском языке

2ч.

53-54

Несклоняемые имена существительные

2 ч.

55-56

Сочетание числительных с существительными мужского и женского рода

2 ч.

57-58

Контрольная работа по исправлению текста

2 ч.

59-60

Особенности современного речевого этикета

2 ч.

61-62

Традиции русского речевого этикета

2 ч.

63-64

Речевая агрессия и ее отличие от этикетных речевых жанров

2 ч.

65-66

Активная и пассивная речевая агрессия

2ч.

67-68

Р.Р. Устное выступление на одну из предложенных тем из раздела «Культура речи»

2 ч.

Речь. Текст (34 ч.)

69-70

Информация: способы и средства ее получения и переработки

2ч.

71

О выборе книг для самообразования

1ч.

72

Классификация информации

1ч.

73-74

Работа с текстом (по упр.121)

2ч.

75

Слушание как вид речевой деятельности

1 ч.

76

Активное и пассивное слушание

1ч.

77

Р.Р. по упр.125

1ч.

78

Рекомендации для слушателя

1 ч.

79

Эффективность восприятия информации и способы ее получения

1ч.

80

Работа с планом по упр.128

1 ч.

81

Р.Р. Сжатое изложение по упр. 128

1 ч.

82

Аргументация

1ч.

83

Правила эффективной аргументации

1ч.

84

Тезис, довод, аргумент

1ч.

85

Примеры аргументации. Работа с аргументами

1 ч.

86

Доказательство и его структура

1ч.

87

Прямое и косвенное доказательство

1 ч.

88

Три способа опровержения доводов

1ч.

89

Р.Р. Доказательство тезиса

1 ч.

90

Разговорная речь

1ч.

91

Самопрезентация

1ч.

92

Формы самопрезентации

1ч.

93

Работа с монологом-самопрезентацией по упр. 142.

1ч.

94

Портфолио

1 ч.

95

Структура портфолио

1 ч.

96

Научный стиль речи

1 ч.

97

Реферат

1ч.

98

Практическая работа по написанию реферата

1 ч.

99

Учебно-научная дискуссия. Приемы ведения дискуссии

1 ч.

100,101

Р.Р. Сочинение в жанре письма

2 ч.

102

Заключительный урок. Обобщение пройденного.

1ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочая программа по родному языку(русскому)в 5 классе

РП по родному языку(русскому) в 5 классе...

Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс

  Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Рабочая программа реализуется в 5-7 классах в объёме 102 часов, по 34 часа в каждом классе (1 час в неделю), УМК Рыбченковой....

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс

Рабочая программа "Русский родной язык" 5 класс (17 часов)...

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы

Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....

Рабочая программа "Русский родной язык" 8 класс

Программа разработана на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,  реализующих программы основного общего образования (Од...