Лексика и фразеология
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кахужева Нафисет Султановна

Цель:

повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, антонимы и синонимы, изобразительно-выразительные средства);

расширить знания учащихся в области фразеологии;

закрепить умения пользоваться словарями разных типов;

подготовка к итоговой аатестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

                       Кахужева Нафисет Султановна  221-672-371

                        Конспект открытого урока по русскому языку в 6  классе по теме:

                                « Лексика и фразеология»  (урок-обобщение)

 

        Цель:

  •  повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и  переносное значение слов, антонимы и синонимы, изобразительно-выразительные средства языка);
  •  расширить знания учащихся в области фразеологии;
  •  закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
  •  подготовка к итоговой аттестации.

       Оборудование:

  • фразеологический словарь А.И.Молоткова;
  • большой толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова;
  • выставка книг и словарей  по разделу;
  • электронный тренажер, экран, проектор;
  • DVD-проигрыватель;
  • портрет Н.В.Гоголя

                                                      Ход урока:

Психологический  настрой

  Здравствуйте,  мои дорогие!  Давайте улыбнемся  друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам  будут внимание, находчивость и смекалка.

I.Орфографическая разминка

а)запись с объяснением орфограмм

 Презабавный  случай,    бесконечная вереница,   приподняться  над  полом,    сбегать  домой,  жил  здесь,  далекие  поля, блестевшая речка, пробираться по тропинке.  (Разобрать по составу слово  «бесконечная»)

б)орфографический анализ

приподняться – написание приставки определяется ее значением – неполнота действия;

    сбегать  - на конце приставки перед звонким согласным пишется буква З.

    далекие  - написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном положении;   

II. Работа по теме урока  

    1. Работа  с  текстом  

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название  еще  драгоценнее самой  вещи.  В нем (в русском языке)  все  тона и оттенки, все переходы звуков  от  самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

    Это высказывание великого писателя России Н.В.Гоголя подчеркивает красоту и богатство русского языка.

     Задания: 

             а) подобрать синонимы к слову  дивишься;

             б) найти в толковом словаре значение слова  язык; определить, однозначное  оно или многозначное; привести примеры фразеологизмов с данным словом;

              в)найти сравнения в тексте;

              г)докажите, что это текст

      2.Словарная работа

       Лексика, -и, ж.(от греч. leksjkos - словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина.

       Лексикон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.).  У  него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин)

       Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и  loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.

      Лексема, -ы; ж. (от греч. lekjs – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.

       3.Слово учителя

     Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы  Ф.

   Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

   Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву  Ф):

                                 +  I    =    Ф

                   

                           Вода  +  не  разлить  =  водой не разольешь

    Например, существуют слова  вода, не,  разлить  и  фразеологизм  водой не разольешь;

Как, провалиться, земля, сквозь  -  как сквозь землю провалиться.

Так из словосочетаний рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

    Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

   Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми. Они очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

   С ними мы встретились впервые в этом году.  Последующие уроки  русского языка, предлагаемая литература (учебники  и словари разных типов, том Детской энциклопедии «Я познаю мир», «Занимательная грамматика» А.Т.Арсирия, книга «Подумай и ответь», словарик крылатых слов и выражений, материалы стендов в кабинете русского языка и многое другое), несомненно, поможет вам повысить уровень общих знаний, проникнуть в тайны  истории.

    Итак, отправимся в путешествие по загадочной стране, где все люди выражают свои мысли кратко, метко и сочно.  По пути мы сделаем несколько остановок:

Остановка 1  - «Знаешь ли ты?»

  • Как  называется  раздел, в  котором  мы  работаем?
  • С  какими  новыми  лексическими  понятиями   вы  познакомились ?
  • Как  называется   раздел ,  где  изучаются   фразеологизмы?
  • Какие  изобразительно-выразительные  средства  вы  знаете?

Остановка  2 – «Вынужденная»

(Определить, какие художественно-выразительные средства используются  в этих предложениях)

Улыбнулись сонные  березки, растрепали  шелковые  косы.  Стол   был  огромен, на нем   мог  спать  сам  дядя  Степа.   Бесконечная  дорога  убегает  лентой  вдаль.  Ты  один  мне  поддержка  и  опора,  о  великий, могучий,  правдивый   и  свободный  русский  язык!   В  саду  горит  костер  рябины  красной.  Старые рукописные  книги  ценились  на  вес   золота.

Остановка  3 – «Четвертый  лишний»

       Что  же   лишнее   и   почему?

  • Пальто, плащ, шуба, кафтан;
  • Лото, шашки, бирюльки, шахматы;
  • Кроссовки, ботфорты,  кеды, босоножки;

Остановка  4 - «Лексический  диктант»

(Определите   слово   по   его   лексическому   значению)

1)Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы). 2)Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка). 3)Синоним к слову «большой» (огромный, громадный). 4)Все буквы в принятом порядке (алфавит). 5)Название  словаря,  где  можно найти лексическое значение слова (толковый).  6)Грамматическая основа  предложения (подлежащее и сказуемое). 7)Устойчивое  сочетание слов  (фразеологизм).  8)Краски,  замешанные  на воде (акварель).  9)Красная строка, отступ в начале строки  (абзац).

Остановка  5 - «Кто быстрее?»

(Замените устаревшие  слова синонимами, данными внизу)

Очи,  чело,  ланиты,  уста, перст,  баталия, глаголет,  ветрило

(Щеки,  битва,  глаза,  парус,  губы,  лоб,  говорит,  палец) 

     Остановка  6 -  «По страницам русской истории»

                (Групповая  работа)

«Не спроста и не спуста  слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. Действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто – в глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

      Вам было дано задание с помощью толкового словаря или сборников образных слов и иносказаний объяснить происхождение одного-двух фразеологизмов. Итак, по страницам русской истории. (Дети объясняют происхождение разных фразеологизмов).

    Остановка  7 -  «Проба пера»  

           (Р.Р.Сочинение-миниатюра «Золотая осень».  Музыка)

 

              Унылая  пора!  Очей  очарованье!

              Приятна   мне  прощальная  краса –

              Люблю  я  пышное  природы  увяданье,

              В  багрец  и  золото  одетые  леса.

        За  окном  золотая  осень…  

           III.Тесты (элементы  подготовки  к  ОГЭ)

Задание  7 – Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  эпитет.

1)Пуговица  отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин  сразу сел на пол.

2)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на куртке Буланина.

3)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина.

4)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту.

5)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

Задание  8  -  Лексический анализ

В предложениях 1-10  найдите фразеологизм со значением  «ни при каких  условиях».   Выпишите этот фразеологизм.

- (1)эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия?

(3)Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

(5)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина.

- (6)Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, - сказал он, трогая одну из них пальцем.

- (7)О, это такие пуговицы,  - суетливо обрадовался мальчик. -  (8)Их ни за что  оторвать нельзя.  (9)Вот попробуй-ка!

(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу  и начал вертеть ее.

        IV.Игры

а)Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А класс должен назвать его (засучив рукава; как в воду опущенный; водить за нос; хлопать ушами и т.д.);

            б) «Рисунки-подсказки». На столе лежат карточки с изображением различных предметов (рисунки головы, рук, ног, глаз, ушей и т.д.). Данные рисунки должны вам напомнить фразеологизмы, в которых упоминаются эти предметы;

            в) «Что это?» Загадки-шутки.

     Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

     Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

     Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

     Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

     Ее  проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

 

      V.Обобщение.   Подведение  итогов.

     Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск»,- отмечал известный  языковед и ученый Т.А.Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, мы можем оказаться в жалком и смешном положении, напрасно пытаясь выразить более сложную мысль (это самое, так сказать).

    Сегодняшний урок,  надеюсь,  обогатил ваш  словарный   фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.

       VII.Домашнее задание 

 

1.Представьте,  что   вам  поручили написать  словарные  статьи  к новым   словам.   Напишите  2-3  такие   статьи.

2.Придумайте  предложения   со  словом   «живой»   в  разных  лексических  значениях

 VI.Рефлексия  настроения  и  эмоционального  состояния

        «Дерево чувств»

  Дети!  Наш   урок  подошел  к  концу.  Давайте  все  вместе  оценим  его.  Если вы  чувствовали себя хорошо, комфортно, то украсьте дерево  красными яблоками,  если нет – яблоками зеленого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...

Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)

Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала....

Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"

Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...