Лексика и фразеология
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель:
повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, антонимы и синонимы, изобразительно-выразительные средства);
расширить знания учащихся в области фразеологии;
закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
подготовка к итоговой аатестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Кахужева Нафисет Султановна 221-672-371
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме:
« Лексика и фразеология» (урок-обобщение)
Цель:
- повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, антонимы и синонимы, изобразительно-выразительные средства языка);
- расширить знания учащихся в области фразеологии;
- закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
- подготовка к итоговой аттестации.
Оборудование:
- фразеологический словарь А.И.Молоткова;
- большой толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова;
- выставка книг и словарей по разделу;
- электронный тренажер, экран, проектор;
- DVD-проигрыватель;
- портрет Н.В.Гоголя
Ход урока:
Психологический настрой
Здравствуйте, мои дорогие! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
I.Орфографическая разминка
а)запись с объяснением орфограмм
Презабавный случай, бесконечная вереница, приподняться над полом, сбегать домой, жил здесь, далекие поля, блестевшая речка, пробираться по тропинке. (Разобрать по составу слово «бесконечная»)
б)орфографический анализ
приподняться – написание приставки определяется ее значением – неполнота действия;
сбегать - на конце приставки перед звонким согласным пишется буква З.
далекие - написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном положении;
II. Работа по теме урока
1. Работа с текстом
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Это высказывание великого писателя России Н.В.Гоголя подчеркивает красоту и богатство русского языка.
Задания:
а) подобрать синонимы к слову дивишься;
б) найти в толковом словаре значение слова язык; определить, однозначное оно или многозначное; привести примеры фразеологизмов с данным словом;
в)найти сравнения в тексте;
г)докажите, что это текст
2.Словарная работа
Лексика, -и, ж.(от греч. leksjkos - словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина.
Лексикон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин)
Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.
Лексема, -ы; ж. (от греч. lekjs – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.
3.Слово учителя
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.
Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):
+ I = Ф
Вода + не разлить = водой не разольешь
Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь;
Как, провалиться, земля, сквозь - как сквозь землю провалиться.
Так из словосочетаний рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмом.
Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, яркие меткие выражения, ставшие крылатыми. Они очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
С ними мы встретились впервые в этом году. Последующие уроки русского языка, предлагаемая литература (учебники и словари разных типов, том Детской энциклопедии «Я познаю мир», «Занимательная грамматика» А.Т.Арсирия, книга «Подумай и ответь», словарик крылатых слов и выражений, материалы стендов в кабинете русского языка и многое другое), несомненно, поможет вам повысить уровень общих знаний, проникнуть в тайны истории.
Итак, отправимся в путешествие по загадочной стране, где все люди выражают свои мысли кратко, метко и сочно. По пути мы сделаем несколько остановок:
Остановка 1 - «Знаешь ли ты?»
- Как называется раздел, в котором мы работаем?
- С какими новыми лексическими понятиями вы познакомились ?
- Как называется раздел , где изучаются фразеологизмы?
- Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
Остановка 2 – «Вынужденная»
(Определить, какие художественно-выразительные средства используются в этих предложениях)
Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Стол был огромен, на нем мог спать сам дядя Степа. Бесконечная дорога убегает лентой вдаль. Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! В саду горит костер рябины красной. Старые рукописные книги ценились на вес золота.
Остановка 3 – «Четвертый лишний»
Что же лишнее и почему?
- Пальто, плащ, шуба, кафтан;
- Лото, шашки, бирюльки, шахматы;
- Кроссовки, ботфорты, кеды, босоножки;
Остановка 4 - «Лексический диктант»
(Определите слово по его лексическому значению)
1)Слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы). 2)Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка). 3)Синоним к слову «большой» (огромный, громадный). 4)Все буквы в принятом порядке (алфавит). 5)Название словаря, где можно найти лексическое значение слова (толковый). 6)Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое). 7)Устойчивое сочетание слов (фразеологизм). 8)Краски, замешанные на воде (акварель). 9)Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
Остановка 5 - «Кто быстрее?»
(Замените устаревшие слова синонимами, данными внизу)
Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, ветрило
(Щеки, битва, глаза, парус, губы, лоб, говорит, палец)
Остановка 6 - «По страницам русской истории»
(Групповая работа)
«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. Действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто – в глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
Вам было дано задание с помощью толкового словаря или сборников образных слов и иносказаний объяснить происхождение одного-двух фразеологизмов. Итак, по страницам русской истории. (Дети объясняют происхождение разных фразеологизмов).
Остановка 7 - «Проба пера»
(Р.Р.Сочинение-миниатюра «Золотая осень». Музыка)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
За окном золотая осень…
III.Тесты (элементы подготовки к ОГЭ)
Задание 7 – Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол.
2)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на куртке Буланина.
3)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина.
4)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту.
5)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.
Задание 8 - Лексический анализ
В предложениях 1-10 найдите фразеологизм со значением «ни при каких условиях». Выпишите этот фразеологизм.
- (1)эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия?
(3)Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.
(5)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина.
- (6)Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, - сказал он, трогая одну из них пальцем.
- (7)О, это такие пуговицы, - суетливо обрадовался мальчик. - (8)Их ни за что оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!
(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть ее.
IV.Игры
а)Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А класс должен назвать его (засучив рукава; как в воду опущенный; водить за нос; хлопать ушами и т.д.);
б) «Рисунки-подсказки». На столе лежат карточки с изображением различных предметов (рисунки головы, рук, ног, глаз, ушей и т.д.). Данные рисунки должны вам напомнить фразеологизмы, в которых упоминаются эти предметы;
в) «Что это?» Загадки-шутки.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
V.Обобщение. Подведение итогов.
Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной литературы многим обязаны фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск»,- отмечал известный языковед и ученый Т.А.Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, мы можем оказаться в жалком и смешном положении, напрасно пытаясь выразить более сложную мысль (это самое, так сказать).
Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш словарный фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.
VII.Домашнее задание
1.Представьте, что вам поручили написать словарные статьи к новым словам. Напишите 2-3 такие статьи.
2.Придумайте предложения со словом «живой» в разных лексических значениях
VI.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Дерево чувств»
Дети! Наш урок подошел к концу. Давайте все вместе оценим его. Если вы чувствовали себя хорошо, комфортно, то украсьте дерево красными яблоками, если нет – яблоками зеленого цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лексика и фразеология
На данном уроке повторяются и закрепляются основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...
Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс
Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...
Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)
Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала....
Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"
Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...
Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...
Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"
Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...
Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс
Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...