Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_leksika_i_frazeologiya_6kl..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексика и фразеология

Урок-семинар

6 класс

Цель урока: развивать интерес к родному языку, его лексическому богатству;

 проверить и систематизировать знания обучающихся  по разделу «Лексика и фразеология»; совершенствовать умения и навыки работы с толковыми словарями и другими источниками лингвистической информации, включая Интернет-ресурсы; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи в процессе коллективной работы.

Программа семинара выдается консультантам групп (4-5 чел.) заранее (кроме первого задания). Консультанты готовят свою группу по всей программе.

Ход семинара.

I.Запись текста. Лексический, орфографический и пунктуационный анализ текста.

Особенно хорошо в беседке в тихие, осенние дни, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. (К.Г. Паустовский)

Задания: 1) Найти и обозначить трудные орфограммы; 2) Объяснить знаки препинания в первом предложении. 3) Используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, дать толкование слов беседка, туман, сад. 4) Найти однозначные и многозначные слова. 5) Определить, какие слова употреблены в переносном значении. 6) Составить словосочетания со словом язычок.

После записи текста и выполнения грамматического задания работы проверяются консультантами; учитель проверяет работы консультантов. Во время проверки уч-ся готовятся к ответам по теории.

II. Теоретическая часть семинара. Ответы на вопросы:

1) Что такое лексика? лексикология? лексическое значение слова? Привести примеры.

2) Какие слова называются многозначными? Только ли многозначные слова имеются в русском языке? Привести примеры, пользуясь «Словарем русского языка» С.И. Ожегова (или другими).

3) Как связаны друг с другом значения многозначных слов? Что такое прямое и переносное значение слова? Привести примеры из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова (или других).

4) Привести примеры омонимов и многозначных слов (по материалам словарей).

5) Какие различия имеются между синонимами? Привести примеры.

6) Что такое фразеология? фразеологизм? Привести примеры. Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания?

7) Чем отличается фразеологизм от слова?

8) Чем отличаются стилистические пласты нашей речи?

III. Групповая работа.

После получения вопроса группе дается 5 мин. на  подготовку. Отвечает один человек из группы. Остальные уч-ся добавляют, задают вопросы; оценивает ответ консультант.

1) Какое языковое явление лежит в основе игры слов в данном стихотворении?

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – по?

Что значит – за?

И по, и за – предлоги».

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

2)В следующих предложениях укажите синонимы. Какое значение выражают эти синонимы?

А) Сломя голову несутся ребята во двор смотреть, кто едет.

Б) Рысак мчал по пустым ночным улицам города.

В) Мой борзый конь, мой конь удалый, несись, лети!

Г) Мчатся тучи, вьются тучи.

3) Прочитайте отрывок из воспоминаний Ю. Нагибина о том, как он, когда был школьником, играл в футбол. Найдите синонимы.

И вот я у мяча. Рядом, но так близко, что я кожей чувствую их, - мои постоянные партнеры, инсайды, как говорили мне, полусредние, как говорят сейчас, правый – Сережа Алексеев и левый  - Люсик Варт.

Знакомы ли вам эти синонимы? Знаете ли вы другие футбольные термины? Как называются слова, характерные для речи людей одной профессии? Определите значение слова голкипер.

IV. Сравните два отрывка и из повести  А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Почему сам писатель называет Тимура мальчуганом, а Ольга - мальчишкой? Что изменится, если вместо этих слов сказать мальчик? Почему о Тимуре Гайдар не сказал мальчонка?

I. А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати.

II. Ольга спросила молочницу, кто этот мальчишка, который о чем-то совещается с хулиганом Квакиным.

V. Укажите словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются свободными ССЧ, а какие – фразеологизмами? Что значат эти фразеологизмы?

1) Староста – правая рука классного руководителя.

2) Единственное пустое место в зале было в последнем ряду. 

3) Советую вам подумать о вашей матери, если вы махнули на себя рукой. (К. Федин)

4) Правая рука больного была забинтована.

5) В нашей футбольной команде приглашенный игрок оказался пустым местом.

6) От укусов комаров чешутся руки.

7) Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся.

8) Богатырь ты будешь с виду

    И казак душой.

    Провожать тебя я выйду –

    Ты махнешь рукой. (М.Ю. Лермонтов)

VI. В следующих предложениях найдите заимствованные слова. Укажите, в каких случаях они уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами. Определите лексическое значение правильно употребленных заимствованных слов.

1) Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.

2) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует  ее внешности.

3) новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.

4) Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса.

VII. Этимологическая страница (творческие отчеты групп об истории фразеологических оборотов: быть на седьмом небе, родиться под счастливой звездой, человек с большой буквы, ни пуха ни пера,  как вкопанный, ворона в павлиньих перьях, метать громы и молнии, семи пядей во лбу, др.)

VIII. Возможные варианты индивидуальной дифференцированной работы.

1 – Запишите фразеологизм одним словом.

Делать из мухи слона –

Выйти из себя –

Повесить нос –

Жить за тридевять земель –

2 – Пользуясь толковым словарем учебника, выпишите из словарной статьи слова заяц  фразеологизм и толкование его значения. В каких ситуациях можно использовать этот фразеологизм? Придумать и записать 2-3 предложения.

3 – Придумайте и запишите предложения с данными фразеологизмами; сделайте синтаксический разбор предложений.

Разводить руками, прибрать к рукам, рукой подать, из рук в руки, чужими руками жар загребать.

IX. Подведение итогов семинара.

X. Домашнее задание. Используя словари, справочники, другие источники установить значение и происхождение фразеологизмов (положа руку на сердце, идти прямой дорогой, переливать из пустого в порожнее, др.), подготовить сообщение; проанализировать небольшой текст из Газеты «Золотой ключик», указывая многозначные слова, слова в переносном значении, заимствованные слова, фразеологизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная лексика и фразеология" для обучающихся 5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная лексика и фразеология» предназначена для учащихся 5-6 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11 – 12 лет. Она ...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...

Урок-семинар по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

Урок-семинар по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс...

Презентация к уроку-семинару по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс

Презентация к уроку-семинару по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных», 10 класс...

Уроки-семинары по русскому языку в старших классах

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий...