Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Организует учащихся на работу на уроке. Знакомит с планом работы на уроке. | Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку. | Фронтальная организация взаимодействия
| Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.(личностные УУД) |
Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | У каждого ученика :
1 | Имя прилагательное это ………… |
| 2 | Имя прилагательное обозначает………… |
| 3 | Имя прилагательное отвечает на вопросы….. |
| 4 | Какие из данных слов являются прилагательными: Весёлый, парта, снег, красивая, добрый, идёт. |
| 5 | Какие из данных слов являются прилагательными, а какие эпитетами: Прекрасное утро, молчаливый лес, добрый человек, серебристая река, в золотом огне. |
|
|
|
|
| Работают самостоятельно. Возле каждой фразы ставят знаки: + знаю; - -не знаю; ! забыл, но вспомнил; ? не знаю.
| Организация самостоятельной работы. | Мотивация к учебной деятельности (личностные УУД).
|
Целеполагание | (Организует формулирование цели урока учащимися) -Исходя из затруднений, сформулируйте цель урока. -Как мы можем достичь поставленных целей? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, анализируют пути достижения цели. | Фронтальная организация взаимодействия | Самостоятельное формулирование проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию (Регулятивные УУД) Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД) |
Работа над темой
урока | 1.Организует работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Помогает сделать определённые выводы.
Попробуйте разбить слова на два столбика и объяснить, чем они отличаются. 1.Золотое кольцо-золотое сердце; К каждому столбику подберите подходящую формулировку: -Часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, ….и обозначает признак предмета. - образное определение, указывает на свойства и качества предмета, передает настроение, показывает необычный взгляд автора на предмет.
Докажите.
Выпишите словосочетания, в которых есть эпитеты:
Деревянный столик, чудесный столик; субботний день, весёлый день, солнечный лучик, солнечный зайчик; Шёлковое платье, прелестное платье.
| Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ.
| Работа в парах.
Взаимопроверка | Оценка правильности выполнения действия (регулятивные) Формулирование собственного мнения и позиции, умение договариваться. (Коммуникативные УУД) Познавательные: построение высказывания. (познавательные)
|
Физкультминутка | (Организует отдых) Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронтальная организация взаимодействия |
|
Работа по теме урока. | 2. (Организует практическую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Помогает сделать определённые выводы Учащимся даются тексты. Одной группе надо вставить имена прилагательные, другой – эпитеты.
Наступила …………весна в лесу! Ярко светит ……..солнце. ……….облака украшают ………небо. Смолой запахли ……..почки. С пригорка зажурчал ………. ручеёк. Весёлый и ……….. лес весной.
Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, берёзовые, весёлый, красивый.
Весна в лесу Наступила…………весна в лесу! Ярко светит ……..солнце. ……….облака украшают ………небо. Смолой запахли ……..почки. С пригорка зажурчал ………. ручеёк. Весёлый и ……….. лес весной.
Слова для справок: долгожданная, живительное, белоснежные, бескрайнее, пушистые, говорливый, сказочный.
Какой текст получился красивее? Почему? Чем отличаются имена прилагательные от эпитетов? ………….. Нужны ди нам в речи эпитеты.
| Выполняют работу в группах, пытаются сформулировать правило. Выясняют, какую роль играют эпитеты. | Работа в группах | Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные УУД) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД) Поиск и выделение информации (предметные) |
| 3. Помогает детям объяснить каждый эпитет. Закрепляет отличительные особенности эпитетов. Зачитывает определение эпитета из разных словарей . Рассказывает, что результатом многолетнего труда ученых явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы Горбачевич К С. и Хабло Е.П.).В нем собраны эпитеты шестисот писателей и поэтов. Далее учитель организует практическую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Составление словаря эпитетов. Выпишите из предложенного текста эпитеты. А)Всю ночь шёл дождь. На рассвете п-дул такой сильный ветер, что капли д-ждя замерзли на высоких д-ревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, огл-нулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул го-ову из дверей и пр-г-в-рил: «Деревья стеклянные!» Ст-рик и мальчик вышли из дома. Лес ст-ял причудливый. Всё кругом обледенело. Д-ревья скл-нились под т-жёлым л-дяным грузом, словно задумались. Б) Каждой группе даётся иллюстрация. Учащиеся подбирают эпитеты к изображённым на ней предметам………..
| Учащиеся работают с текстом и с иллюстрациями. Составляют словарь эпитетов.
| Работа в группах
| Формулирование собственного мнения и позиции, умение договариваться. (Коммуникативные УУД)
Познавательные: поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Поиск и выделение информации (предметные)
|
Рефлексия учебной деятельности | (Организует заключительную беседу по вопросам) -Вернёмся к целям нашего урока? Удалось ли их достичь? -Какие трудности вы испытывали? -Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените свою работу. (выставление оценок за урок) - Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Примерные вопросы учителя: -в чем же секреты эпитета? -возможно ли написать картину не только кисточкой, но и словом? -как увидеть эпитеты в тексте? -какова их роль в художественном тексте? Вернёмся к целям нашего урока? Удалось ли их достичь? -Какие трудности вы испытывали? -Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените свою работу. (выставление оценок за урок) -Какой эпитет Вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
| Определяют своё эмоциональное состояние, оценивают свою работу на уроке. | Индивидуальная организация взаимодействия | Регулятивные: Переосмысливание первоначальной учебной задачи, собственной цепочки действий. Коммуникативные: Помогло ли чем-то мнение одноклассника. Познавательные: Что понял и чем поможет в жизни умение пользоваться эпитетами.
|
Домашнее задание | Продолжить составление словаря эпитетов. Составить 2 предложения | Записывают домашнее задание | Фронтальная организация взаимодействия |
|