Технологическая карта по русскому языку.Имена прилагательные и эпитеты
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок-исследование. Учащимся предлагаются виды работ, при выполнении которых они учатся отличать прилагательные от эпитетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

УМК: Ладыженская Т.А.Баранов М.Т.,

Тема урока: Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»

Класс: 6

Планируемые результаты:

- Личностные: уважительное отношение к родному языку, интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, участие в творческом процессе

- Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

- Предметные: знать характеристику имён прилагательных в речи, знакомство с выразительными возможностями имени прилагательного, роль употребления эпитетов в речи, уметь различать имена прилагательные и эпитеты.

Тип урока: урок - исследование

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» под ред. Ладыженской Т.А, Баранова М.Т.,раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Организует учащихся на  работу на уроке. Знакомит с планом работы на уроке.

Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку.

Фронтальная организация взаимодействия

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.(личностные УУД)

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

У каждого ученика :

1

Имя прилагательное это …………

2

Имя прилагательное обозначает…………

3

Имя прилагательное отвечает на вопросы…..

4

Какие из данных слов являются прилагательными:

Весёлый, парта, снег, красивая, добрый, идёт.

5

Какие из данных слов являются прилагательными, а какие эпитетами:

Прекрасное утро, молчаливый лес, добрый человек, серебристая река, в золотом огне.

Работают самостоятельно. Возле каждой фразы ставят знаки:

+ знаю;

- -не знаю;

! забыл, но вспомнил;

? не знаю.

Организация самостоятельной работы.

Мотивация к учебной деятельности (личностные УУД).

Целеполагание

(Организует формулирование цели урока учащимися)

-Исходя из затруднений, сформулируйте цель урока.

-Как мы можем достичь поставленных целей?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, анализируют пути достижения цели.

Фронтальная организация взаимодействия

Самостоятельное формулирование проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию (Регулятивные УУД)

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)

Работа над темой

урока

1.Организует работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Помогает сделать определённые выводы.

Попробуйте разбить слова на два столбика и объяснить, чем они отличаются.

1.Золотое кольцо-золотое сердце;

К каждому столбику подберите подходящую формулировку:

-Часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, ….и обозначает признак предмета.

- образное определение, указывает на свойства и качества предмета, передает настроение, показывает необычный взгляд автора на предмет.

 Докажите.

Выпишите словосочетания, в которых есть эпитеты:

Деревянный столик, чудесный столик; субботний день, весёлый день, солнечный лучик, солнечный зайчик;

Шёлковое платье, прелестное платье.

Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ.

Работа в парах.

Взаимопроверка

Оценка правильности выполнения действия (регулятивные)

Формулирование собственного мнения и позиции,

умение договариваться. (Коммуникативные УУД)

Познавательные: построение высказывания. (познавательные)

Физкультминутка

(Организует отдых)

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Фронтальная организация взаимодействия

Работа по теме урока.

2. (Организует практическую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Помогает сделать определённые выводы

Учащимся даются тексты. Одной группе надо вставить имена прилагательные, другой – эпитеты.

Наступила …………весна в лесу! Ярко светит ……..солнце.

……….облака украшают ………небо. Смолой запахли ……..почки. С пригорка зажурчал ………. ручеёк. Весёлый и ……….. лес весной.

Слова для справок: ранняя, весеннее, лёгкие, голубое, берёзовые, весёлый, красивый.

Весна в лесу

Наступила…………весна в лесу! Ярко светит ……..солнце.

……….облака украшают ………небо. Смолой запахли ……..почки. С пригорка зажурчал ………. ручеёк. Весёлый и ……….. лес весной.

Слова для справок: долгожданная, живительное, белоснежные, бескрайнее, пушистые, говорливый, сказочный.

Какой текст получился красивее?

Почему?

Чем отличаются имена прилагательные от эпитетов?

…………..

Нужны ди нам в речи эпитеты.

Выполняют работу в группах, пытаются сформулировать правило. Выясняют, какую роль играют эпитеты.

Работа в группах

Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Поиск и выделение информации (предметные)

3. Помогает детям объяснить каждый эпитет.

 Закрепляет отличительные особенности эпитетов.

 Зачитывает определение эпитета из разных словарей .

Рассказывает, что результатом многолетнего труда ученых явился «Словарь эпитетов русского литературного языка» (авторы Горбачевич К С. и Хабло Е.П.).В нем собраны эпитеты шестисот писателей и поэтов.

 Далее учитель организует практическую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Составление словаря эпитетов.

Выпишите из предложенного текста эпитеты.

 А)Всю ночь шёл дождь. На рассвете п-дул такой сильный ветер, что капли д-ждя замерзли на высоких д-ревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, огл-нулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик высунул го-ову из дверей и пр-г-в-рил: «Деревья стеклянные!»

        Ст-рик и мальчик вышли из дома. Лес ст-ял причудливый. Всё кругом обледенело. Д-ревья скл-нились под т-жёлым л-дяным грузом, словно задумались.

Б) Каждой группе даётся иллюстрация. Учащиеся подбирают эпитеты к изображённым на ней предметам………..

Учащиеся работают с текстом и с иллюстрациями. Составляют словарь эпитетов.

Работа в группах

Формулирование собственного мнения и позиции,

умение договариваться. (Коммуникативные УУД)

Познавательные: поиск информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Поиск и выделение информации (предметные)

Рефлексия учебной деятельности

(Организует заключительную беседу по вопросам)

-Вернёмся к целям нашего урока? Удалось ли их достичь?

-Какие трудности вы испытывали?

-Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените свою работу.

(выставление оценок за урок)

- Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Примерные вопросы учителя:

-в чем же секреты эпитета?

-возможно ли написать картину не только кисточкой, но и словом?

-как увидеть эпитеты в тексте?

-какова их роль в художественном тексте?

Вернёмся к целям нашего урока? Удалось ли их достичь?

-Какие трудности вы испытывали?

-Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените свою работу.

(выставление оценок за урок)

-Какой эпитет Вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Определяют своё эмоциональное состояние, оценивают свою работу  на уроке.

Индивидуальная организация взаимодействия

Регулятивные:

Переосмысливание первоначальной учебной задачи, собственной цепочки действий.

Коммуникативные:

Помогло ли чем-то мнение одноклассника.

Познавательные:

Что понял и чем поможет в жизни умение пользоваться эпитетами.

Домашнее задание

Продолжить составление словаря эпитетов. Составить 2 предложения

Записывают домашнее задание

Фронтальная организация взаимодействия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие прилагательные"

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  УМК: Львовой С.И., Львова В.В....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...