АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Предметно-практическая деятельность) По курсу «Учимся писать сжатое изложение».8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppd_8_kl._uchimsya_pisat_szhatoe_izlozhenie.docx | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _______ /Соболеева М.С./ «___» __________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________/Бадмаев В.М./ «____» _______________ 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Предметно-практическая деятельность)
По курсу «Учимся писать сжатое изложение»
Класс 8
Количество часов по программе 68 ч.
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Учитель Ерофеева Татьяна Викторовна
г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Изложение является традиционным видом работы по развитию связной речи учащихся.
Связная речь занимает особое место в курсе русского языка: это не автономно существующий раздел курса, а как бы второе направление обучения языку со своим специфическим предметом обучения, со своей понятийной основой, со своими речевыми и коммуникативными умениями. В процессе работы по развитию связной речи решается собственно коммуникативная задача курса русского языка - учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые способствуют активизации их речевой деятельности, как устной, так и письменной.
Изложение как вид работы по развитию связной речи представляют собой речемыслительный процесс: восприятие первичного текста и его воспроизведение
Изложение как вид письменного упражнения в развитии связной речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста используется для обучения логике и композиции создаваемого текста по образцу; для обогащения словаря; для обучения типам речи - повествованию, описанию и рассуждению; стилям речи - художественному, публицистическому, научному; для обучения жанрам речи - басне, рассказу и др.; для использования в создаваемом по образцу тексте изучаемых языковых средств.
Нужно особо отметить, что по новой версии ГИА, первая часть- это сжатое изложение. А ведь этот вид работы с текстом обусловлен практическими умениями, которые формируются у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Да и вне сферы обучения часто необходимо разобраться в услышанном или прочитанном, будь то радиопередача, журнальная статья или книга. Одним словом, в наш информационный век умение воспринимать или обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.
Данная программа составлена для 3 учащихся с различными зрительными заболеваниями: Баторовой А. (IV вид, ОНР III ур.), Гонгорова А. (IV вид, ОНР III ур.), Филипповой А. и (IV вид). Учебное содержание программы насыщено коррекционно-воспитательными моментами, что имеет большое значение для реабилитации личности. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный дидактический материал, оптические и технические средства помощи.
Учитель в своей работе руководствуется следующими предпосылками: 1-учет зрительного заболевания, 2-учет особенностей психического развития, 3-изучение и учёт типологических индивидуальных различий, 4-учет уровня обученности. Ввиду состояния здоровья обучающихся, психофизических особенностей детей, с целью усиления практической направленности обучения, проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
-совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
-коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция - развитие внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
-развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
-развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
-коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
-коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Цель курса – способствовать сохранению знаний, умений и навыков учащихся по развитию речи, вооружить учащихся новыми знаниями по написанию сжатого изложения, что является условием их успешной учебной, научной и общественной деятельности. Особое внимание следует уделять самостоятельно творческо-поисковой деятельности (подготовка докладов, рефератов, создание проекта). В связи с этим необходимо научить правильно пользоваться авторитетными справочниками и словарями, прошедшими проверку в практике редактирования.
Образовательная цель курса – формирование умений и навыков кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Практическая цель курса – приобретение учениками навыков написания сжатого изложения, развитие устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная цель курса - воспитание у учащихся любви к русскому языку, уважения к слову, расширение лингвистического кругозора, развитие языковой интуиции. Изучение курса должно способствовать формированию потребности в самообразовании и таких личностных качеств, как внимание и настойчивость, организованность и целеустремленность, аналитический склад ума.
Цели данного курса реализуются с помощью следующих задач:
- систематизировать и обобщить знания по русскому языку, познакомить с базовыми понятиями теории и практики сжатия текста;
- дать представление о типах текстов, в которых реализуются соответствующие стили;
- научить распознавать ошибки, обусловленные правильным употреблением слов с различной стилистической окраской, слов с ограниченной сферой употребления и языковых средств выразительности речи;
- научить редактировать тексты разных типов и стилей речи;
- научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте явления или события.
Данные задачи:
1) дают четкую установку на вид работы;
2) требуют от учащихся самостоятельности в отборе языковых средств в соответствии с целями речевого оформления:
3) позволяют включить усвоенные знания в сферу речевого общения (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств, редактирование текста; перестройка частей текста, трансформирование текста ситуативного характера и др.).
Курс базируется на современных знаниях в области функциональной и практической стилистики, теории текста, культуры речи.
Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Курс «Учимся писать сжатое изложение» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), из них 26 часов – лекции, 42 часа - практические занятия.
Образовательные результаты.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;
- определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;
- излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;
- логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;
- передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);
- выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации.
- кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, вычленяя наиболее важный материал.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тематика лекций и практических занятий | Дата | Корректировка |
1-3 | Текст: тема, основная мысль, признаки текста. | ||
4-5 | Озаглавливание частей и целого текста. | ||
6-7 | Виды связи предложений в тексте: цепная связь. | ||
8-9 | Виды связи предложений в тексте: параллельная связь. | ||
10-11 | Средства связи между предложениями в тексте. | ||
12-13 | Лексико-грамматические средства связности | ||
14, 15, 16 | Стилевая принадлежность текста. | ||
17-18 | Анализ языковых средств текстов разных стилей речи. | ||
19-20 | Определенные закономерности и типологические модели построения текстов описании, повествований, рассуждений. | ||
21-22 | Определенные закономерности и типологические модели построения текстов описании, повествований, рассуждений. | ||
23-24 | Композиционные схемы текстов разных типов речи. | ||
25-26 | Тема текста. Проблема текста. Идея. | ||
27-28 | Авторская позиция. Аргумент. Экспрессивная лексика. | ||
29-30 | Художественные средства выразительности речи. | ||
31-32 | Художественные средства выразительности речи. | ||
33-34 | Главная информация в тексте. | ||
35-36 | Авторский замысел. | ||
37-38 | Микротемы текста. Абзацное членение текста. | ||
39-40 | Микротемы текста. Абзацное членение текста. | ||
41-42 | Приемы сжатия текста | ||
43-44 | Упрощение | ||
45-46 | Исключение | ||
47-48 | Обобщение | ||
49-50 | Составление композиционной схемы текста. Составление плана на основе учета типологической схемы. | ||
51-52 | Составление композиционной схемы текста. Составление плана на основе учета типологической схемы. | ||
53-54 | Отбор языковых и выразительных средств в тексте. | ||
55-56 | Отбор языковых и выразительных средств в тексте. | ||
57-58 | Редакторская правка. | ||
59-60 | Редактирование текстов. | ||
61,62,63,64 | Написание обучающих сжатых изложений. | ||
65,66,67,68 | Анализ изложений |
Литература для учителя:
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000.
2. Брисков А.И. Русская словесность. – М., "Просвещение", 1996.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9 – 11 кл. – М., «Дрофа», 2002.
4. Никишаева В.П. Опыты лингвостилистического анализа текста.
5. Николина Н.А. Образное слово И. Бунина – РЯШ 90 № 4 с. 51.
6. Педчак Е.П. Русский язык Ростов-на-Дону "Феникс" 2003 г. раздел Стилистика.
7. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного изложения.– М., 2004.
8. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Дрофа 1996.
Литература для учащихся:
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998.
2. Аристова Т.С., Ковшова М.С. Словарь образных выражений русского языка – М., 1995.
3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1998.
4. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2003.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
7. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене. – М., 2005.
8. Никитина Е.Н. Русская речь 5–9 кл. – М. "Дрофа" 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Как писать сжатое изложение" (7 класс)
Данная презентация содержит практический материал к уроку по теме "Сжатое изложение".Содержит теоретические сведения по теме и практический материал. Если класс плохо подготовлен, редко пишет подобные...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Предметно-практическая деятельность"
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (2 вариант обучения)....
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, напрвление: социальное...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности.
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности....