Рабочая программа элективного курса "Все о сжатом изложении"
рабочая программа (9 класс) на тему

Гаврилова Лилия Семеновна

Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся будут не только заниматься разъяснением заданий части 1, но и выполнять практические рекомендации, специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над восприятием и воспроизведением авторского текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кизнерская средняя общеобразовательная школа № 2

имени генерал-полковника Капашина В.П.

Рассмотрена на заседании методобъединения

«____»___________2014__г.

Составлена на основе государственной программы требований к минимуму содержания II ступени общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

« ВСЕ О СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ»

                                                         В   9 – ОМ КЛАССЕ

(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ).

Принято на заседании

педагогического совета  № ___

«_ »____________2014__г.

Утверждено руководителем

образовательного учреждения

«___»__________ 2014г.

___________(Н.В.Гребенкина)

              Составитель программы:

                       Гаврилова Л.С.,

       учитель русского языка      литературы

2014 -2015 уч. год


Пояснительная записка.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-ом классе проводится с целью проверки и оценки уровня подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных школ РФ.

В работу по русскому языку наряду с другими включается  задание с развернутым ответом – сжатое изложение (часть 1), которое пишется на основе прослушанного текста. С помощью этого задания проверяются следующие умения и навыки:

- умение адекватно понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли);

- умение обрабатывать информацию (воспринимать, интерпретировать и запоминать) и отделять главную информацию от второстепенной;

- умение продуцировать собственное связное высказывание в письменной форме по заданным параметрам( в первую очередь, воспроизводить содержание исходного текста и использовать стиль заданного текста);

- умение сжато излагать содержание прослушанного публицистического и научного текста разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);

- умение композиционно оформлять текст;

- умение вычленять микротемы тексты и отделять их друг от друга в собственном тексте с помощью абзацного отступа;

- умение отбирать языковые единицы и организовывать их в предложения и текст для передачи мысли;

- умение использовать в собственной речи различные грамматические конструкции.

Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся будут не только заниматься разъяснением заданий части 1, но и выполнять практические рекомендации, специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над восприятием и воспроизведением авторского текста.

Курс рассчитан на 14 учебных часов, половина из которых носит практический характер.


Тематическое планирование

Количество часов

Поурочное планирование

I

4

Все о сжатом изложении

1

Обдумываем задание

Чтение и анализ формулировки задания и критериев оценки части  1 ОГЭ позволяет сделать выводы относительно тех  задач, которые предстоит решить экзаменуемому при написании изложения.

1

Разбираемся в терминах

Правильность выполнения задания части 1 зависит от того, насколько верно экзаменуемый понял все термины, встречающиеся в формулировках самого задания и критериев оценки. Поэтому очень важно во время подготовки к экзамену выяснить значение следующих терминов: текст, тема текста, основная мысль, микротема, типы текста, подробное и сжатое изложение, композиция, абзац, логическая ошибка, фактическая точность.

1

Анализируем критерии оценки будущей работы

В процессе прослушивания исходного текста и его анализа экзаменуемые должны знать, какое максимальное количество баллов они могут получить за часть 1, и стремиться получить наивысший балл по следующим критериям:

ИК1-содержание изложения

ИК2- наличие сжатия исходного текста

ИК3-смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Максимальное количество  -7.

1

Планируем работу

Приступая к работе над изложением, учащиеся должны понимать, что планирование  любой деятельности, как правило, делает работу рациональной. План может  тогда оптимизировать деятельность, когда проанализированы условия осуществления этой деятельности: время и место.

Часто ошибочным является такой способ  действий учащихся при написании изложения, при котором во время чтения(прослушивания текста) экзаменуемый не слушает осмысленно, а стремится записать как можно больше информации. При этом велика вероятность того, что он не воспримет содержание текста в целостности, а запомнит лишь фрагментарно и при воспроизведении «потеряет» часть важной информации.

II

10

Учимся писать сжатое изложение

1

Учимся понимать текст

Практическая отработка навыков прослушивания текста, выделения темы текста и основной мысли. Составление вопросов по тексту. Решение тестовых заданий, направленных на работу по содержанию исходного текста.

1

Выделяем ключевые слова

Практикум в нахождении ключевых слов как для выражения  основной мысли текста, так и для микротем.

1

Составляем план текста

Практическая отработка навыков деления текста на части. Подбор заголовков к  частям текста для составления плана. Виды планов: простой, сложный.  Способы подбора заголовков к частям текста.

3

Учимся сжимать текст

Практическая работа по использованию  способов сжатия текста:

-сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

-образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

-сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

-разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

-перевод прямой речи в косвенную;

-пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

-пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

2

Работаем над словесным оформлением текста

Практическая работа с примерами ошибок, связанных с неоправданным повтором слов, с нарушением лексической  сочетаемости, с неоправданным пропуском слов, с ошибками в образовании слов и форм слова.

Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, построение сложных предложений и предложений с однородными членами , согласование сказуемого с подлежащим в предложении.

2

Корректируем текст

Что такое грамматическая и речевая ошибка? Нахождение ошибок данного рода в чужих текстах, исправление собственных.


Использованная литература:

1.Антонова С.В., Склискова Т.И. Русский язык: Задания В единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 80 с.

2.ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый класс: Тренировачные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.- сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: Астрель, 2009.-59 с.

3.ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания / М.Ю. Никулина, В.П. Сычева.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 31 с.

4. Корчагина Е.В. Русский язык: Экспесс-репетитор для   подготовки к ГИА: «Сжатое изложение»:9-й кл.- М.:АСТ: Астрель: Полиграф-издат, 2010.-190 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе

Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  «С»  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технолог...

Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"

Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов....

программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"

Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе...

Рабочая программа учебного курса "Секреты сжатого изложения"

Рабочая программа учебного курса для 8 класса "Секреты сжатого изложения"...