Рабочая программа элективного курса "Все о сжатом изложении"
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся будут не только заниматься разъяснением заданий части 1, но и выполнять практические рекомендации, специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над восприятием и воспроизведением авторского текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кизнерская средняя общеобразовательная школа № 2
имени генерал-полковника Капашина В.П.
Рассмотрена на заседании методобъединения «____»___________2014__г. | Составлена на основе государственной программы требований к минимуму содержания II ступени общего образования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« ВСЕ О СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ»
В 9 – ОМ КЛАССЕ
(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ).
Принято на заседании
педагогического совета № ___
«_ »____________2014__г.
Утверждено руководителем образовательного учреждения «___»__________ 2014г. ___________(Н.В.Гребенкина) | Составитель программы: Гаврилова Л.С., учитель русского языка литературы |
2014 -2015 уч. год
Пояснительная записка.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-ом классе проводится с целью проверки и оценки уровня подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных школ РФ.
В работу по русскому языку наряду с другими включается задание с развернутым ответом – сжатое изложение (часть 1), которое пишется на основе прослушанного текста. С помощью этого задания проверяются следующие умения и навыки:
- умение адекватно понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли);
- умение обрабатывать информацию (воспринимать, интерпретировать и запоминать) и отделять главную информацию от второстепенной;
- умение продуцировать собственное связное высказывание в письменной форме по заданным параметрам( в первую очередь, воспроизводить содержание исходного текста и использовать стиль заданного текста);
- умение сжато излагать содержание прослушанного публицистического и научного текста разных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
- умение композиционно оформлять текст;
- умение вычленять микротемы тексты и отделять их друг от друга в собственном тексте с помощью абзацного отступа;
- умение отбирать языковые единицы и организовывать их в предложения и текст для передачи мысли;
- умение использовать в собственной речи различные грамматические конструкции.
Программа данного курса предназначена для подготовки школьников к написанию сжатого изложения в рамках Основного государственного экзамена(ОГЭ) по русскому языку в 9-ом классе. На занятиях учащиеся будут не только заниматься разъяснением заданий части 1, но и выполнять практические рекомендации, специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над восприятием и воспроизведением авторского текста.
Курс рассчитан на 14 учебных часов, половина из которых носит практический характер.
Тематическое планирование
№ | Количество часов | Поурочное планирование |
I | 4 | Все о сжатом изложении |
1 | Обдумываем задание Чтение и анализ формулировки задания и критериев оценки части 1 ОГЭ позволяет сделать выводы относительно тех задач, которые предстоит решить экзаменуемому при написании изложения. | |
1 | Разбираемся в терминах Правильность выполнения задания части 1 зависит от того, насколько верно экзаменуемый понял все термины, встречающиеся в формулировках самого задания и критериев оценки. Поэтому очень важно во время подготовки к экзамену выяснить значение следующих терминов: текст, тема текста, основная мысль, микротема, типы текста, подробное и сжатое изложение, композиция, абзац, логическая ошибка, фактическая точность. | |
1 | Анализируем критерии оценки будущей работы В процессе прослушивания исходного текста и его анализа экзаменуемые должны знать, какое максимальное количество баллов они могут получить за часть 1, и стремиться получить наивысший балл по следующим критериям: ИК1-содержание изложения ИК2- наличие сжатия исходного текста ИК3-смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Максимальное количество -7. | |
1 | Планируем работу Приступая к работе над изложением, учащиеся должны понимать, что планирование любой деятельности, как правило, делает работу рациональной. План может тогда оптимизировать деятельность, когда проанализированы условия осуществления этой деятельности: время и место. Часто ошибочным является такой способ действий учащихся при написании изложения, при котором во время чтения(прослушивания текста) экзаменуемый не слушает осмысленно, а стремится записать как можно больше информации. При этом велика вероятность того, что он не воспримет содержание текста в целостности, а запомнит лишь фрагментарно и при воспроизведении «потеряет» часть важной информации. | |
II | 10 | Учимся писать сжатое изложение |
1 | Учимся понимать текст Практическая отработка навыков прослушивания текста, выделения темы текста и основной мысли. Составление вопросов по тексту. Решение тестовых заданий, направленных на работу по содержанию исходного текста. | |
1 | Выделяем ключевые слова Практикум в нахождении ключевых слов как для выражения основной мысли текста, так и для микротем. | |
1 | Составляем план текста Практическая отработка навыков деления текста на части. Подбор заголовков к частям текста для составления плана. Виды планов: простой, сложный. Способы подбора заголовков к частям текста. | |
3 | Учимся сжимать текст Практическая работа по использованию способов сжатия текста: -сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; -образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; -сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; -разбивка сложного предложения на сокращенные простые; -перевод прямой речи в косвенную; -пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; -пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. | |
2 | Работаем над словесным оформлением текста Практическая работа с примерами ошибок, связанных с неоправданным повтором слов, с нарушением лексической сочетаемости, с неоправданным пропуском слов, с ошибками в образовании слов и форм слова. Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, построение сложных предложений и предложений с однородными членами , согласование сказуемого с подлежащим в предложении. | |
2 | Корректируем текст Что такое грамматическая и речевая ошибка? Нахождение ошибок данного рода в чужих текстах, исправление собственных. |
Использованная литература:
1.Антонова С.В., Склискова Т.И. Русский язык: Задания В единого государственного экзамена: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2006.- 80 с.
2.ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-ый класс: Тренировачные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.- сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова.- М.: Астрель, 2009.-59 с.
3.ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания / М.Ю. Никулина, В.П. Сычева.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 31 с.
4. Корчагина Е.В. Русский язык: Экспесс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение»:9-й кл.- М.:АСТ: Астрель: Полиграф-издат, 2010.-190 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""
В данном сборнике представлен практический материал (памятки, рекомендации, разработки уроков, тренингов), который обеспечит методичес...
Рабочая программа спецкурса "Обучение написанию сжатого изложения"
Рабочая программа...
Рабочая программа элективного предмета «Создание сжатого изложения» в 9 классе
Реализация данного курса позволит тщательно подготовиться к выполнению части «С» аттестационной работы за курс основной школы, отработать технолог...
Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения"
Рабочая программа факультатива "Учимся писать сжатые изложения" для учащихся 9 классов....
программа элективного предмета "Пишем сжатое изложение"
Подготовка к сжатому изложению как экзаменационной работе...
Рабочая программа учебного курса "Секреты сжатого изложения"
Рабочая программа учебного курса для 8 класса "Секреты сжатого изложения"...